Дело № 21-43/2024
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г.Хабаровск 22 января 2024 года
Судья Хабаровского краевого суда Савватеева А.А., рассмотрев жалобу защитника Маркелова А.Д. на постановление государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Хабаровскому краю Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу от 23 августа 2023 года и решение судьи Центрального районного суда г.Хабаровска от 27 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.11.33 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ДАЛЬАТП»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Хабаровскому краю Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу от 23 августа 2023 года общество с ограниченной ответственностью «ДАЛЬАТП» (далее по тексту ООО «ДАЛЬАТП», Общество) привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.11.33 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г.Хабаровска от 27 октября 2023 года постановление должностного лица изменено, административное наказание в виде штрафа снижено до 150 000 рублей.
Защитник Маркелов А.Д. обратился в Хабаровский краевой суд с жалобой, в которой, ссылаясь на недоказанность вины Общества в совершении инкриминируемого правонарушения, просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить.
Жалоба рассмотрена в отсутствие законного представителя Общества, надлежащим образом извещенного о дне, времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлявшего.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника Маркелова А.Д., поддержавшего жалобу в полном объеме, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным.
В соответствии с п.3 ст.35 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 220-ФЗ) водитель транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок или карту международного маршрута регулярных перевозок
Согласно п.п.20 п.1 ст.3 Федерального закона № 220-ФЗ карта маршрута регулярных перевозок определена, как документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту, за исключением международных маршрутов регулярных перевозок.
Статьей 14 Федерального закона № 220-ФЗ установлен порядок организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам; осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
В силу ч.8 ст.14 Федерального закона № 220-ФЗ государственный или муниципальный заказчик, концедент, публичный партнер выдают на срок действия государственного или муниципального контракта или соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, концессионного соглашения карты маршрута регулярных перевозок лицу, с которым заключены государственный или муниципальный контракт, концессионное соглашение либо соглашение о государственно-частном партнерстве или соглашение о муниципально-частном партнерстве и сведения о котором, указанные в пункте 13 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, включены в реестр маршрутов регулярных перевозок.
В соответствии с ч.3 ст.17 Федерального закона № 220-ФЗ карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту.
Таким образом, карта маршрута регулярных перевозок является одним из основных документов, подтверждающих право соответствующего хозяйствующего субъекта на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по определенному маршруту регулярных перевозок. Каждый субъект, осуществляющий перевозки пассажиров автомобильным транспортом, которым, как следует из норм Федерального закона № 220-ФЗ, может быть юридическое лицо, индивидуальный предприниматель и участник договора простого товарищества, обязан иметь карту маршрута регулярных перевозок на каждое участвующее в перевозке транспортное средство.
Согласно ч. 2 ст. 17 Федерального закона № 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Из материалов дела следует, что 06 июня 2023 года в 09 часов 36 минут в результате проведенного должностными лицами административного органа постоянного рейда выявлено, что Общество допустило использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров по маршрутам №№ 301А, 301Б, 301В, 304А «г.Хабаровск – г.Комсомольск-на-Амуре» транспортное средство марки «YUTONG» модели «ZK6938HB9», государственный регистрационный знак У577УО/27, принадлежащее на праве собственности Чуприну Е.В., при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок
Указанные обстоятельства послужили основанием для вывода о нарушении Обществом п.20 ч.1 ст.3, ч.ч.2, 3 ст.17, ч.2 и п.2 ч.4 ст.28, ч.ч.1, 3 ст.35 Федерального закона №220-ФЗ, возбуждения в отношении него дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.11.33 КоАП РФ, и привлечения Общества к административной ответственности.
Вина Общества в совершении указанного административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от 07 августа 2023 года; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и об истребовании сведений от 12 июля 2023 года; ответом на запрос от 25 июля 2023 года; актом постоянного рейда от 29 июня 2023 года; протоколом осмотра от 29 июня 2023 года; протоколом опроса от 29 июня 2023 года; фотоснимками; копией путевого листа; копией свидетельства о регистрации ТС; копией билета Романовой Е.В.; выпиской из реестра лицензий; выпиской из ЕГРЮЛ; сведениями об автобусах лицензиата; выписками с сайта сервиса по поиску и покупке билетов «RFBUS.RU»; выпиской с реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок Хабаровского края и иными доказательствами, получившими правильную правовую оценку должностного лица административного органа и судьи районного суда в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, которую подвергать сомнению оснований не имеется.
В соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения правонарушения, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ.
Приобщенная к материалам дела по ходатайству защитника Маркелова А.Д. выписка из реестра междугородних маршрутов, не исключает вину ООО «ДАЛЬАТП» в совершении инкриминируемого административного правонарушения, выразившегося в использовании Обществом для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса по маршрутам №№ 301А, 301Б, 301В, 304А «г.Хабаровск – г.Комсомольск-на-Амуре», при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок.
Доводы защитника об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения ввиду осуществления перевозок по договору фрахтования, заключенному с ИП Матухно А.С., были предметом рассмотрения судьи районного суда и обоснованно отвергнуты как не основанные на имеющихся в деле доказательствах.
В соответствии со ст.784 Гражданского кодекса РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно ст.5 Федерального закона № 259-ФЗ от 08 ноября 2007 года «Устав автомобильного транспорта» перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковыми такси.
Уставом автомобильного транспорта и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 №1586 (далее - Правила перевозок пассажиров), установлены требования, предъявляемые к регулярным перевозкам и к перевозке пассажиров и багажа по заказу.
Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок (статья 19 Устава автомобильного транспорта).
Согласно ч.ч. 1,2 ст. 786 Гражданского кодекса РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами, кодексами и иными законами.
Целью перевозки пассажиров по публичному договору перевозки для перевозчика является оказание пассажиру платной услуги его перевозки по соответствующему маршруту, а для пассажира - получение платной услуги по перевозке. Плата взимается перевозчиком с пассажира за оказываемую им услугу перевозки. Сторонами данного договора являются перевозчик и пассажир, а заключение договора удостоверяется билетом.
Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме (статья 27 Устава автомобильного транспорта).
Согласно ст. 787 Гражданского кодекса РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
Услуги, оказываемые по такому договору, оплачиваются фрахтователем (заказчиком) фрахтовщику (перевозчику). Пассажиры не являются сторонами договора фрахтования и не оплачивают перевозчику свой проезд.
Отличительными признаками регулярных перевозок от заказных перевозок являются - наличие публичного договора, как основание перевозки, их систематичность, наличие расписания.
Должностное лицо административного органа и суд первой инстанции правильно установили, что представленный в материалы дела заказ-наряд на предоставление транспортного средства (автобуса) для перевозки пассажиров и багажа, заключенный 29 июня 2023 года между ИП Матухно А.С. и ООО «ДАЛЬАТП», с достоверностью не подтверждает осуществление заказной перевозки.
Так из имеющихся в материалах дела выписок с сайта сервиса по поиску и покупке билетов «RFBUS.RU» следует, что на указанном сайте размещена информация о возможности приобретения билетов на автобус, сообщением «ЖД вокзал г.Хабаровск – г.Комсомольск-на-Амуре» с указанием определенного места и времени отправления и прибытия, стоимостью проезда.
Данные условия характерны для регулярных перевозок и выражаются в четко определенном времени отправления и прибытия, то есть расписании по установленным маршрутам, месте посадки и высадки пассажиров, стоимостью проезда и постоянно действующей возможностью по приобретению билетов по установленным маршрутам.
Вопреки доводам жалобы, при рассмотрении дела должностным лицом административного органа и рассмотрении жалобы на постановление судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения Обществом инкриминируемого административного правонарушения, дана правильная юридическая оценка действиям юридического лица и сделан обоснованный вывод о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.11.33 КоАП РФ, и виновности ООО «ДАЛЬАТП» в его совершении.
Оснований не соглашаться с оценкой доказательств, данной должностным лицом и судьей первой судебной инстанции по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ, не имеется. Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен.
Иная оценка автором жалобы обстоятельств дела не свидетельствует о незаконности вынесенного постановления и не может являться основанием для отмены судебного акта, вынесенного с соблюдением требований КоАП РФ.
В целом доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки должностного лица и судьи районного суда, они не опровергают наличие в действиях ООО «ДАЛЬАТП» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.11.33 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления.
Приложенные к жалобе в виде незаверенных светокопий приходных кассовых ордеров и квитанций к приходным кассовым ордерам от 30 апреля 2023 года, 15 и 31 мая 2023 года, 30 июня 2023 года, 20 и 31 июля 2023 года, 31 августа 2023 года, 30 сентября 2023 года, 15 и 31 октября 2023 года не могут быть приняты в качестве доказательств отсутствия вины ООО «ДАЛЬАТП» во вмененном ему правонарушении.
В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае, ООО «ДАЛЬАТП», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.11.33 указанного Кодекса.
Ссылки в жалобе на иную судебную практику не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых актов по настоящему делу, поскольку при рассмотрении дел об административном правонарушении судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении и судебного решения не установлено.
С учетом изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Хабаровскому краю Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу от 23 августа 2023 года и решение судьи Центрального районного суда г.Хабаровска от 27 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.11.13 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ДАЛЬАТП» оставить без изменения, а жалобу защитника Маркелова А.Д. – без удовлетворения.
Судья
Хабаровского краевого суда