ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1122/17 от 30.10.2017 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело №21-1122/2017

Р Е Ш Е Н И Е

30 октября 2017 года г. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Воробьёва С.А., с участием защитников директора общества с ограниченной ответственностью «ТД Торговый Альянс» ФИО1 – ФИО2, ФИО4, действующих на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «ТД Торговый Альянс» (далее – ООО «ТД Торговый Альянс») ФИО1 на решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 18 июля 2017 года по делу №12-616/2017 по жалобе директора ООО «ТД Торговый Альянс» ФИО1 на постановление заместителя начальника Крымской таможни ФИО3 от 28 декабря 2016 года №10010000-622/2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.2 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «ТД Торговый Альянс» ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника Крымской таможни полковника таможенной службы ФИО3 №10010000-622/2016 от 28 декабря 2016 года директор ООО «ТД Торговый Альянс» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6.2 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО «ТД Торговый Альянс» ФИО1 обжаловал его в судебном порядке.

Решением судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 18 июля 2017 года постановление заместителя начальника Крымской таможни ФИО3 от 28 декабря 2017 года №10010000-622/2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.2 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора ООО «ТД Торговый Альянс» ФИО1 оставлено без изменения, жалоба директора ООО «ТД Торговый Альянс» ФИО1 оставлена без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Крым, директор ООО «ТД Торговый Альянс» ФИО1 просит отменить решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 18 июля 2017 года и постановить новый судебный акт, которым изменить обжалуемое постановление должностного лица, заменив административный штраф на предупреждение. В обоснование жалобы заявитель указывает на необоснованность выводов судьи городского суда о том, что датой подачи справки о валютных операциях является дата принятия данной справки уполномоченным банком. Также указывает, что утверждение административного органа о нарушении им установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций на 11 рабочих дней не соответствует действительности, поскольку уведомление отправлено в банк 13 июня 2016 года, то есть заявителем не нарушен предусмотренный законом срок. Кроме того, заявитель указывает, что ООО «ТД Торговый Альянс» является субъектом малого бизнеса, правонарушение было совершено впервые, в его действиях отсутствует угроза охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, по мнению заявителя, подлежат применению положения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие замену административного наказания в виде административного штрафа предупреждением.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции 30 октября 2017 года защитники директора ООО «ТД Торговый Альянс» ФИО1 – ФИО2, ФИО4, действующие на основании доверенности, поддержали жалобу, просили ее удовлетворить.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции 30 октября 2017 года директор ООО «ТД Торговый Альянс» ФИО1не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял.

С учетом изложенных обстоятельств, считаю возможным рассмотреть жалобу директора ООО «ТД Торговый Альянс» ФИО1 на решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 18 июля 2017 года в отсутствие заявителя жалобы.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав пояснения защитников директора ООО «ТД Торговый Альянс» ФИО1 – ФИО2, ФИО4,прихожу к следующим выводам.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с частью 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно части 6.2 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на десять, но не более чем на тридцать дней влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (статья 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Федеральный закон №173-ФЗ) Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям и осуществления валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.

По смыслу подпункта «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона №173-ФЗ приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа является валютной операцией.

Согласно частям 1, 3 статьи 22 Федерального закона №173-ФЗ валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», таможенные органы и налоговые органы.

В силу пункта 1 части 1 статьи 23 Федерального закона №173-ФЗ органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Статьей 25 Федерального закона №173-ФЗ установлено, что резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 27 ноября 2010 года №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №311-ФЗ) таможенные органы, в том числе, осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.

Пунктом 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 года №809, определено, что Федеральная таможенная служба (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе, функции органа валютного контроля.

В соответствии с пунктом 5.3.3 вышеуказанного Положения о Федеральной таможенной службе, Федеральная таможенная служба осуществляет контроль и надзор в установленной сфере деятельности: за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений.

Согласно пункту 1.3 Инструкции Банка России от 04 июня 2012 года №138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее – Инструкция Банка России №138-И) документы, указанные в части 4 статьи 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», связанные с проведением валютных операций (далее - документы, связанные с проведением валютных операций), представляемые резидентом в уполномоченный банк в соответствии с настоящей Инструкцией, должны соответствовать требованиям, установленным частью 5 статьи 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», и могут представляться резидентом в уполномоченный банк в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.

В соответствии с пунктом 1.5 Инструкции Банка России №138-И справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах, порядок, случаи и сроки представления которых установлены настоящей Инструкцией, являются формами учета по валютным операциям резидентов.

Пунктом 3.8 Инструкции Банка России №138-И установлено, что при зачислении валюты Российской Федерации на расчетный счет в валюте Российской Федерации справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней операций, представляются резидентом в уполномоченный банк не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в выписке из расчетного счета резидента либо в ином документе, переданном уполномоченным банком резиденту, который содержит информацию о зачислении на этот расчетный счет резидента валюты Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ООО «ТД Торговый Альянс» и физическим лицом-предпринимателем ФИО5 15 марта 2016 года заключен контракт №190-В на поставку товара согласно спецификациям, которые являются неотъемлемой частью контракта. Валюта контракта – рубль Российской Федерации.

Согласно пункту 4.1 вышеуказанного контракта поставка товара осуществляется на условиях международных правил Инкотермс 2010 года. Конкретное место поставки каждой партии товара указано в спецификациях (приложениях), являющимися неотъемлемой частью контракта.

Пунктом 2.4 данного контракта установлено, что общая стоимость поставок по контракту составляет 900000000,00 рублей Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 11.5 контракта он вступает в силу с даты его подписания и действует до 15 марта 2017 года.

18 марта 2016 года ООО «ТД Торговый Альянс» оформило в Небанковской кредитной организации «Центр международных расчетов» паспорт сделки №16030047/3531/0000/1/1.

В рамках исполнения обязательств по контракту №190-В от 15 марта 2016 года ООО «ТД Торговый Альянс» в адрес физического лица-предпринимателя ФИО5 был поставлен товар, а последним был осуществлен платеж на общую сумму 1043622,82 рубля (платежные поручения от 20 мая 2016 года №14425, 14428, от 23 мая 2016 года №14496, что подтверждается выпиской банка по счету №40702810250030000004 за период с 01 марта 2016 года по 15 сентября 2016 года). Дата зачисления валюты на счет 23 мая 2016 года.

С учетом вышеизложенных положений пункта 3.8 Инструкции Банка России №138-И ООО «ТД Торговый Альянс» необходимо было предоставить в Банк «Центр международных расчетов» справку о валютных операциях по платежным поручениям от 20 мая 2016 года №14425, 14428, от 23 мая 2016 года №14496 в срок до 14 июня 2016 года (включительно).

Однако справка о валютных операциях подана ООО «ТД Торговый Альянс» в Банк «Центр международных расчетов» 29 июня 2016 года, то есть с нарушением установленных сроков на 11 рабочих дней, что подтверждается отметкой Банка о принятии справки.

Согласно пункту 8.1 Устава ООО «ТД Торговый Альянс» единоличным исполнительным органом Общества является директор Общества, который избирается Общим собранием участников Общества сроком на 5 лет.

В соответствии с Протоколом Общего собрания участников ООО «ТД Торговый Альянс» от 28 мая 2015 года ФИО1 избран директором ООО «ТД Торговый Альянс» и на основании приказа №16 от 01 июня 2015 года вступил в должность директора с 01 июня 2015 года.

Таким образом, должностное лицо – директор ООО «ТД Торговый Альянс» ФИО1, в нарушение пункта 3.8 Инструкции Банка России №138-И, не представив в Банк «Центр международных расчетов» справку о валютных операциях по платежным поручениям от 20 мая 2016 года №14425, 14428, от 23 мая 2016 года №14496 в срок до 14 июня 2016 года (включительно), совершил административное правонарушение, выразившееся в нарушении установленных сроков предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям на 11 рабочих дней, ответственность за которое установлена частью 6.2 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вина ФИО1, как должностного лица ООО «ТД Торговый Альянс», в совершении указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 20 декабря 2016 года №10010000-622/2016; актом проверки №10010000/211216/0000038 от 21 декабря 2016 года; выпиской со счета №40702810250030000004 за период с 01 марта 2016 года по 15 сентября 2016 года; справкой о валютных операциях от 21 июня 2016 года; копией контракта №190-В от 15 марта 2016 года; копией паспорта сделки от 18 марта 2016 года №16030047/3531/0000/1/1; копией протокола общего собрания участников ООО «ТД Торговый Альянс» №1 от 28 мая 2015 года; копией приказа №16 от 01 июня 2015 года; копией устава ООО «ТД Торговый Альянс».

Доводы жалобы заявителя относительно того, что обществом не нарушен установленный законом срок представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, поскольку фактически уведомление отправлено в банк 13 июня 2016 года, являются несостоятельными, ввиду того, что по смыслу пункта 18.9 Инструкции Банка России №138-И справки о валютных операциях, справки о подтверждающих документах, документы, связанные с проведением валютных операций, подтверждающие документы, необходимые для заполнения справок уполномоченным банком, считаются представленными резидентом в срок, если они представлены резидентом в сроки, установленные настоящей Инструкцией, и приняты уполномоченным банком в срок, установленный пунктом 18.2 настоящей Инструкции. До принятия уполномоченным банком представленных резидентом справок, они не считаются представленными.

Доводы жалобы о том, что ООО «ТД Торговый Альянс» является субъектом малого бизнеса, правонарушение было совершено впервые, в действиях заявителя отсутствует угроза охраняемым общественным отношениям, в связи с чем подлежат применению положения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие обязательную замену административного наказания в виде административного штрафа предупреждением также являются несостоятельными в силу нижеследующего.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса. В рассматриваемом случае из материалов дела данная совокупность обстоятельств не усматривается. Указание заявителем в жалобе на отсутствие угрозы охраняемым общественным отношениям является безосновательным, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6.2 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является формальным и существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей и к требованиям законодательства Российской Федерации. Нарушение сроков представления подтверждающих документов препятствует осуществлению уполномоченным банком, являющимся объектом валютного контроля, реализации им контрольных полномочий, предусмотренных валютным законодательством.

В связи с изложенным, отсутствуют правовые основания для применения в данном случае положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено директору ООО «ТД Торговый Альянс» ФИО1 в пределах санкции части 6.2 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении директора ООО «ТД Торговый Альянс» ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу решений не усматривается.

Таким образом, обжалуемое решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 18 июля 2017 года является законным и обоснованным, в связи с чем жалоба директора ООО «ТД Торговый Альянс» ФИО1 по изложенным в ней основаниям подлежит оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья -

Р Е Ш И Л:

Жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «ТД Торговый Альянс» ФИО1 – оставить без удовлетворения.

Решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 18 июля 2017 года по делу №12-616/2017 по жалобе директора общества с ограниченной ответственностью «ТД Торговый Альянс» ФИО1 на постановление заместителя начальника Крымской таможни ФИО3 от 28 декабря 2016 года №10010000-622/2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.2 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «ТД Торговый Альянс» ФИО1 – оставить без изменения.

Судья <данные изъяты> С.А. Воробьёва

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>