ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-112/2022 от 08.06.2022 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Архипович А.А. Дело № 21-112/2022

РЕШЕНИЕ

Петропавловск-Камчатский 8 июня 2022 года

Судья Камчатского краевого суда Венин А.Н. при секретаре Ткаченко А.В., рассмотрев жалобу Василенко В.А. на решение судьи Усть-Большерецкого районного суда Камчатского края от 5 апреля 2022года, которым постановлено:

«Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю от 23.12.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении должностного лица - начальника участка объектов размещения отходов ГУП «Спецтранс» Василенко Владимира Анатольевича, оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 23 декабря 2021 года № 22-228/2021, оставленным без изменения решением судьи Усть-Большерецкого районного суда Камчатского края от 5 апреля 2022 года, начальник участка объектов размещения отходов государственного унитарного предприятия Камчатского края «Спецтранс» (далее также – ГУП «Спецтранс», Предприятие) Василенко В.А. привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАПРФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20000рублей.

Основанием привлечения к административной ответственности послужило несоблюдение начальником участка объектов размещения отходов ГУП «Спецтранс» Василенко В.А требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления.

В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, Василенко В.А. полностью повторяя доводы жалобы, рассмотренной районным судом, просит решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить.

Проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Административная ответственность по части 4 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее также – Федеральный закон № 89-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 8 статьи 12).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2017 года №1589-р утвержден Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, в том числе принтеры, сканеры, многофункциональные устройства (МФУ), утратившие потребительские свойства, а также мониторы компьютерные жидкокристаллические, утратившие потребительские свойства.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 13 Земельного кодекса РФ (далее также – ЗК РФ) в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии с положениями статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзац 8).

Как следует из материалов дела, Предприятие является региональным оператором по обращению с отходами в Камчатском крае.

22 января 2018 года МУП «Спецтранс» переименовано в ГУП «Спецтранс».

22 октября 2021 года Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора принято решение о проведении плановой выездной проверки в отношении объекта негативного воздействия на окружающую среду: свалка , код объекта 1 категории негативного воздействия на окружающую среду, категория риска высокая; свалка , код объекта , 2 категории негативного воздействия на окружающую среду, категория риска-значительный; полигон ТКО , код объекта 2 категории негативного воздействия на окружающую среду, категория риска - значительный, принадлежащих ГУП «Спецтранс».

26 октября 2021 года юридическое лицо уведомлено о проведении плановой выездной проверки (л.д. 6).

В ходе осмотра полигона ТКО , проведенного 10 ноября 2021 года, установлено, что объект размещения отходов (далее – ОРО) расположен 2км в западном направлении от с левой стороны автодороги на земельном участке с кадастровым номером . ОРО состоит из производственной, вспомогательной (хозяйственной) зон и подъездной дороги. Устройство контроля и учета массы (весовая) на ОРО отсутствует. В журналах учета ТКО поступивших от МУП «Коммунальное хозяйство Усть-Большерецкого сельского поселения» и учета отходов не относящихся к ТКО отсутствуют данные о массе поступивших отходов. На ОРО предусмотрен картный способ размещения отходов (захоронение отходов на рабочие карты) с послойной изоляцией. Технологической картой эксплуатации ТКО на 2021 год предусмотрено заполнение 12 рабочих карт (срок заполнения одной карты месяц, которые совпадают с нумерацией месяца). В ноябре предусмотрено заполнение 11 рабочей карты. Размещение отходов на рабочие карты 11 на момент осмотра не осуществляется, отходы размещаются на рабочих картах 1, 2, 3, 7, 8, 9 навалом, следы уплотнения и изоляции отсутствуют. За вышеуказанными рабочими картами в юго-восточной части ОРО имеется искусственная выемка грунта, которая заполнена грунтовыми, талыми водами. Отходы, размещенные на рабочих картах 7, 8, 9 непосредственно у уреза выемки, что приводит к свалу отходов и загрязнению водного пространства при этом вода имеет красноватый оттенок. На карте 8 размещены отходы (монитор компьютера жидкокристаллический, принтер), которые входят в перечень отходов запрещенных для захоронения. Лесной массив, расположенный в северо-восточной части ОРО захламлен легкими фракциями отходов (полиэтиленовыми пакетами) (л.д. 18-20, 21-30).

Из акта проверки от 26 ноября 2021 года следует, что Предприятие осуществляет хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, в том числе размещение (захоронение) отходов. Полигон ТКО согласно приказу Росприроднадзора от 28 декабря 2020 года включен в Государственный реестр объектов размещения отходов. В ходе проведенной проверки установлено несоблюдение ГУП «Спецтранс» требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, а именно: на полигоне ТКО отсутствуют средства для измерения ТКО (весовая); осуществляется захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты; осуществляется размещение отходов с нарушением требований к эксплуатации объектов размещения отходов, а именно размещение отходов на карте, не предусмотренной для размещения в установленный период; лесной массив, расположенный в северо-восточном направлении захламлен легкими фракциями отходов полиэтиленовых пакетов.

Как следует из материалов дела, на момент совершения административного правонарушения Василенко В.А. являлся начальником участка объектов размещения отходов ГУП «Спецтранс» (л.д. 88).

Из должностной инструкции начальника участка объектов размещения отходов ГУП «Спецтранс» следует, что в обязанности работника входит, в том числе: планирование и организация мероприятий по подготовке ТКО к размещению на полигоне; обследование качестве выполнения работ при эксплуатации полигона; обеспечение соблюдения условий технологических схем и графиков эксплуатации полигонов; ведение учета передаваемых на обработку ТКО; ведение учета количества остатков обработки ТКО, передаваемых на размещение; ведение учета количества извлеченных отходов, пригодных для дальнейшей утилизации или подлежащих обезвреживанию; организация работ по приведению полигонов и их санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями нормативных документов; обеспечение соблюдений нормативных требований при эксплуатации полигонов; организация складирования, уплотнения и изоляции отходов в соответствии с нормативными требованиями; осмотр санитарно-защитной зоны, водоотводных канав, траншей, скважин и принимает меры по их очистке и ликвидации на их территории несанкционированных свалок отходов; контроль за составом принимаемых на захоронение отходов.

Таким образом, начальник участка объектов размещения отходов ГУП «Спецтранс» Василенко В.А., в силу занимаемой должности обладал необходимыми организационно-распорядительными полномочиями, в том числе относительно соблюдения требований природоохранного законодательства. Каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих выполнению им возложенных на него обязанностей по соблюдению вышеуказанных требований закона, при рассмотрении дела не установлено.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что Василенко В.А., являясь начальником участка объектов размещения отходов ГУП «Спецтранс» не обеспечил соблюдение вышеуказанных требований закона при размещении отходов на полигоне ТКО , что привело к захоронению отходов, в состав которых входят полезные компоненты (монитор компьютера жидкокристаллический, принтер); к размещению на карте, не предусмотренной для размещения в установленный период; к захламлению легкими фракциями отходов полиэтиленовых пакетов лесного массива, расположенного в северо-восточной части полигона, что влечет административную ответственность по части 4 статьи 8.2 КоАП РФ.

Выводы о наличии в действиях Василенко В.А. состава указанного административного правонарушения основаны на представленных в деле и исследованных должностным лицом и судьей доказательствах, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

Обстоятельства дела установлены на основании совокупности исследованных доказательств и в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ, согласно которой задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела.

Изложенные в жалобе доводы, аналогичны приводимым при рассмотрении дела в районном суде, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли на обоснованность и законность состоявшихся по делу постановления и решения, либо опровергали выводы обжалуемого решения судьи, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения судьи районного суда.

Доводы жалобы об не ознакомлении с определением о назначении экспертизы и об участии в отборе проб природных и грунтовых вод, а также отходов на определение класса опасности, лиц, не указанных в решении административного органа о проведении плановой выездной проверки от 22.10.2021, подлежат отклонению, поскольку должностному лицу не вменяются нарушения, связанные с негативным воздействием на окружающую среду.

Вместе с тем, постановление и судебное решение подлежат изменению по следующему основанию.

Как следует из обжалуемых постановления и решения судьи, в объем предъявленного обвинения включено также то, что Василенко В.А., будучи начальником участка объектов размещения отходов ГУП «Спецтранс», не выполнил свои должностные обязанности и не обеспечил соблюдение обязательных требований законодательства, что привело к отсутствию на полигоне ТКО средств для измерения ТКО (весовой), чем нарушил требования пункта 10 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 июня 2016 года № 505 (далее также – Правила № 505).

В силу пункта 10 Правил № 505 владельцы объектов обязаны в течение 1 года со дня вступления в силу настоящих Правил оборудовать принадлежащие им объекты средствами измерения массы твердых коммунальных отходов.

В должностной инструкции начальника участка объектов размещения отходов ГУП «Спецтранс» отсутствуют полномочия на приобретение и оборудование полигона ТКО техникой и спецсредствами, в том числе средствами измерения массы твердых коммунальных отходов.

Таким образом, подлежит исключению из постановления должностного лица административного органа и решения судьи вывод о нарушении Василенко В.А. пункта 10 Правил № 505, выразившимся в отсутствии на полигоне ТКО с. средств для измерения ТКО (весовой).

При проверке дела в полном объеме процессуальных нарушений требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые повлекли бы за собой отмену постановления должностного лица и решения судьи, не установлено, в связи с чем жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Камчатского краевого суда

РЕШИЛ

постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от 23 декабря 2021 года и решение судьи Усть-Большерецкого районного суда Камчатского края от 5 апреля 2022 года изменить, исключив указание на нарушение начальником участка объектов размещения отходов ГУП «Спецтранс» Василенко В.А. пункта 10 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 июня 2016 года № 505.

В остальной части постановление и судебное решение оставить без изменения, а жалобу Василенко В.А. – без удовлетворения.

Судья А.Н. Венин