ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1131 от 15.11.2021 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Чащина Ю.А.

Дело № 7-2576/2021 (21-1131)

УИД 81RS0006-01-2021-001995-96

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 15 ноября 2021 года

Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение судьи Кудымкарского городского суда Пермского края от 21.09.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя жалобы,

у с т а н о в и л а:

Постановлением начальника ОВД МО МВД России «Кудымкарский» от 27.09.2021 № 5900272144/2 индивидуальный предприниматель ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.18.9 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.

Решением судьи Кудымкарского городского суда Пермского края от 21.09.2021, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы ИП ФИО1, постановление должностного лица отменено, дело возвращено на новое рассмотрение должностному лицу.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, ИП ФИО1 просит решение судьи городского суда отменить, указывая на отсутствие в ее действиях состава вмененного административного правонарушения.

В рассмотрении жалобы в краевом суде ИП ФИО1, извещенная должным образом, участие не принимала.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему выводу.

Частью 4 ст.18.9 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

В силу Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» необходимыми элементами единой системы миграционного учета являются постановка иностранных граждан на учет и снятие их с учета по месту пребывания, предполагающие возложение определенных обязанностей как на иностранного гражданина, так и на принимающую его сторону.

Учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания - фиксация в установленном порядке, уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами, сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания (п. 6 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ).

Пунктом 7 ст.2 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ установлено, что стороной, принимающей иностранного гражданина, в том числе является лицо, у которого иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).

Согласно ч.ч. 3, 3.1 ст. 20 названного Федерального закона в редакции, действовавшей на момент события вменяемого правонарушения, срок представления уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания составляет семь рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, если иностранный гражданин: 1) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания; 2) осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом в организации в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона; 3) находится в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги лицам без определенного места жительства; 4) находится в учреждении, исполняющем административное наказание.

В случаях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 3 настоящей статьи, уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета в течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранного гражданина в место пребывания. Если иностранный гражданин прибыл в место пребывания в нерабочий день (в том числе в один из дней в течение нескольких нерабочих дней), уведомление о прибытии в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета в течение одних суток, являющихся рабочим днем и следующих непосредственно за нерабочим днем (несколькими нерабочими днями).

В соответствии с п.42 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 в случае изменения сведений об иностранном гражданине, предусмотренных п.п. 1 - 6, 8, 9 и 12 ч.1 ст. 9 Федерального закона, такой иностранный гражданин незамедлительно сообщает об этом принимающей стороне и представляет ей копии подтверждающих документов.

При изменении сведений об иностранном гражданине, предусмотренных п.п. 1, 3 - 6, 8 и 12 ч.1 ст. 9 Федерального закона, а также при его фактическом проживании в месте пребывания после заявленных сроков пребывания принимающая сторона или в случаях, предусмотренных ч.ч.3, 3.1, 3.2 и 4 ст. 22 Федерального закона, иностранный гражданин в течение 3 рабочих дней сообщает об этом в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации непосредственно - лично или в электронной форме либо через многофункциональный центр (за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 3 и 3.2 ст. 22 Федерального закона), предоставив заполненный бланк уведомления о прибытии с приложением к нему мотивированного заявления в произвольной форме и копий документов, подтверждающих изменение сведений об иностранном гражданине.

Из протокола об административном правонарушении, составленного инспектором ОВМ МО МВД России «Кудымкарский» П. 13.07.2021 следует, что08.07.2021 в рамках ОПМ «Нелегал-2021» выявлено административное правонарушение, допущенное ИП ФИО1, которая не предоставила уведомление о прибытии (продлении) гражданина Республики Узбекистан А., дата рождения, в место пребывания по адресу: ****, на срок с 02.07.2021 по 08.07.2021. Ссылаясь п.3 ч.3 ст.20 Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ в части необходимости подачи уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета принимающей стороной в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания, – в случаях, предусмотренных пп. «а»-«д» п.1 и пп. «а»-«в» п.2 ч.2 данной статьи, должностное лицо указало, что ИП ФИО1, предоставив 09.07.2021 в ОВМ МО МВД России «Кудымкарский» заполненный бланк уведомления о прибытии гражданина Республики Узбекистан А.. допустила совершение правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.18.9 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ИП ФИО1 к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ в связи с нарушением п. 2 ч. 2, п. 3 ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ в недействующей редакции.

Из постановления по делу об административном правонарушении следует, что с 02.07.2021 до 08.07.2021 ИП ФИО1 не был предоставлен бланк уведомления о прибытии гражданина Республики Узбекистан А., дата рождения, в место пребывания по адресу: ****, уведомление представлено 08.07.2021, тем самым не была исполнена обязанность принимающей стороны в связи с осуществлением миграционного учета.

В постановлении и протоколе по делу об административном правонарушении не приведены объективные доказательства, на основании которых должностное лицо сделало вывод о наличии вины ИП ФИО1 в нарушении срока (одного рабочего дня) для подачи уведомления влекущего административную ответственность, предусмотренную ч.4 ст.18.9 КоАП РФ. Соответствующие доказательства отсутствуют как в материалах дела об административном правонарушении, так и в деле по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.

Как следует из материалов дела, и установлено судьей городского суда гражданин Республики Узбекистан А. прибыл в Российскую Федерацию 02.06.2021, на основании уведомления, поданного принимающей стороной – ИП ФИО1 03.06.2021, зарегистрирован по месту пребывания по адресу: **** на срок до 12.06.2021. В дальнейшем срок регистрации иностранного гражданина по месту пребывания по указанному адресу был продлен до 02.07.2021.

02.07.2021 срок регистрации А. по месту пребывания по адресу: ****, истек. 08.07.2021 ИП ФИО1 подано в орган миграционного учета заявление о снятии данного иностранного гражданина с учета по указанному месту пребывания в связи с его убытием, а 09.07.2021 – уведомление о прибытии иностранного гражданина А. в место пребывания по адресу: ****.

Отменяя постановление должностного лица и направляя дело на новое рассмотрение, судья городского суда исходил из того, что выводы должностного лица о том, почему жилое помещение по адресу: ****, является гостиницей, в обжалуемом постановлении отсутствуют. Кроме того, выводы должностного лица о том, что уведомление о прибытии гражданина Республики Узбекистан А. в место пребывания по адресу: ****, на срок с 02.07.2021 по 08.07.202 представлено ИП ФИО1 08.07.2021 не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку в судебном заседании установлено, что ФИО1 такое уведомление не подавала, а 08.07.2021 ею было подано заявление о снятии А. с учета по месту пребывания по адресу: ****, в связи с его убытием. Объективная сторона вменяемого ИП ФИО1 правонарушения, описанная в постановлении от 27.07.2021 № 5900272142/2, не соответствует обстоятельствам, указанным в протоколе об административном правонарушении от 13.07.2021.

Исходя из установленных обстоятельств, судья городского суда правильно отменил постановление. Вместе с тем, с принятым по делу судебным актом согласиться в части необходимости возвращения дела на новое рассмотрение нельзя.

Изначально, исходя из содержания протокола об административном правонарушении, должностное лицо вменило ИП ФИО1 в качестве неисполнения принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета нарушение однодневного срока подачи уведомления посредством непредоставления уведомления о прибытии гражданина Республики Узбекистан А. по адресу: **** на срок с 02.07.2021 по 08.07.2021, уведомление представлено 09.07.2021. Исходя из приведенной в протоколе нормы применение данного срока обосновано случаем нахождения иностранного гражданина в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания.

Иное ИП ФИО1 протоколом об административном правонарушении не вменялось.

При этом в деле об административном правонарушении отсутствуют доказательства того, что жилое помещение по адресу: ****, является гостиницей либо принадлежит организации, оказывающей гостиничные услуги, то есть необходимость исполнения ИП ФИО1 вмененной ей обязанности в течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранного гражданина в место пребывания, представить уведомление о прибытии материалами дела не подтверждается.

Установив отсутствие в деле доказательств наличия у ИП ФИО1 как принимающей стороны обязанности подать соответствующее уведомление в течение одного рабочего дня, что с учетом содержания протокола об административном правонарушении, описания в нем события административного правонарушения, судье следовало, отменив постановление от 27.07.2021, прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.18.9 КоАП РФ, в отношении ИП ФИО1, поскольку отсутствие доказательств вины лица, привлекаемого к административной ответственности, не относится к процессуальным нарушениям, при которых дело возвращается на новое рассмотрение должностному лицу, несмотря на установленные судьей городского суда процессуальные нарушения, допущенные должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении. Пункт 3 ч.2 ст.30.7 КоАП РФ прямо предусматривает прекращение производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено отмененное постановление.

Из содержания ч.ч. 1, 4 ст.1.5 КоАП РФ следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При изложенных обстоятельствах и с учетом приведенных выше положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невозможно сделать однозначный вывод о доказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, в частности о доказанности нарушения срока (1 рабочий день) представления уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.

Установление иных обстоятельств при новом рассмотрении дела об административном правонарушении, в том числе нарушение ИП ФИО1 п.42 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 № 9, на что указывала в судебном заседании в городском суде представитель административного органа П., означало бы выход за пределы вмененного деяния.

Исходя из положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.

Тем более, безусловные доказательства действительного пребывания А. по адресу: **** в заявленный в протоколе об административном правонарушении отсутствуют при том, что непосредственно должностное лицо, составившее протокол, П. в судебном заседании 23.08.2021 подтверждала факт убытия иностранных граждан, включая А., 02.07.2021 с места пребывания по адресу: **** в связи со сменой ими места пребывания на тот же населенный пункт, но по ул. Центральная, 13 (л.д. 44, 45).

При таких обстоятельствах постановление начальника ОВД МО МВД России «Кудымкарский» от 27.07.2021 № 5900272144/2, решение судьи Кудымкарского городского суда Пермского края от 21.09.2021, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.18.9 КоАП РФ, в отношении ИП ФИО1, подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении следует прекратить на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по настоящему делу.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л а:

Постановление начальника ОВД МО МВД России «Кудымкарский» от 27.07.2021 № 5900272144/2, решение судьи Кудымкарского городского суда Пермского края от 21.09.2021 отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.18.9 КоАП РФ, в отношении ИП ФИО1, - прекратить.

Решение вступило в законную силу.

Судья – подпись