ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1135/2021 от 08.11.2021 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №...

г. Уфа 08 ноября 2021 года

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Фаизова З.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Галиевым Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора, ведущего консультанта Приуфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО12. №... от 09 июля 2021 года и решение судьи Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 06 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ... ФИО1,

У С Т А Н О В И Л А:

постановлением государственного инспектора, ведущего консультанта Приуфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО14. №... от 09 июля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 06 октября 2021 года, ... ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке ст. 30.9 КоАП РФ, ФИО1 просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.

Обсудив возможность рассмотрения жалобы в отсутствие извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания защитника ФИО1 - Сатдыкова А.Р., заслушав ФИО1, поддержавшего жалобу, ведущего консультанта Приуфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО15., изучив материалы дела, проверив доводы заявителя, прихожу к следующему.

Частью 1 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).

Статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ определено, что отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (часть 1).

Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (часть 2).

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (часть 3).

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (часть 4).

Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 6).

Согласно п. 14 «Правил обращения с твердыми коммунальными отходами», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641» лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязано обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок.

Пунктом 3 названных Правил предусмотрено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Как следует из материалов дела, 29 апреля 2021 года на основании распоряжения ФИО2 Минэкологии Республики Башкортостан от 28 апреля 2021 года №... «О проведении планового (рейдового) осмотра» проведено обследование территории адрес по обращениям граждан и в рамках безаварийного пропуска паводковых вод в 2021 году.

В ходе осмотра территории, расположенной в 0,1 км восточнее адрес, установлено, что в данной местности образовалась несанкционированная свалка размерами 90 м в длину, 40 м в ширину, объемом более 300 куб.м. Основная часть свалки находится на землях населенного пункта. На свалке размещены твердо-коммунальные отходы (далее – ТКО), солома, древесные отходы, крупно-габаритные отходы. На месте площадки, включенной в реестр накопления отходов в адрес, стоят два контейнера, заваленные ТКО.

Нарушения допущены по вине ... ФИО1, который своим бездействием допустил несанкционированное размещение твердо-коммунальных отходов на почве, в черте населенного пункта и несвоевременный вывоз твердо-коммунальных отходов с территории, расположенной в 0,1 км восточнее адрес.

Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения в отношении ... ФИО1 дела об административном правонарушении и вынесения 09 июля 2021 года постановления должностным лицом административного органа о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются:

протоколом об административном правонарушении №... от 30 июня 2021 года (л.д. 49 – 52);

актом осмотра территории №... от 29 апреля 2021 года (л.д. 55 – 56);

фотоматериалами к акту осмотра (л.д. 57);

обращениями граждан ФИО16., ФИО17. в Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан (л.д. 58, 59);

заключением кадастрового инженера ФИО18. от 12 мая 2021 года о том, что несанкционированная свалка расположена в 10-15 метрах от юго-западной границы земельного участка с кадастровым номером ... (л.д. 61);

объяснением ФИО1 от 12 мая 2021 года (л.д. 62 – 63), которым судом первой инстанции с учетом всестороннего, полного их исследования, с соблюдением положений статьи 26.11 КоАП РФ, дана объективная правовая оценка.

Таким образом, выводы должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях ... ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, являются правильными.

Факт сброса указанных отходов на несанкционированной свалке заявителем не оспаривается.

Довод жалобы об отсутствии в действиях ... ФИО1 состава административного правонарушения, по мотиву того, что несанкционированная свалка образовалась задолго до вступления им в должность ..., не может служить основанием для отмены состоявшихся актов.

Ссылка заявителя на то, что в период нахождения его на указанной должности часть свалки расчищена и ликвидирована, не влечет удовлетворение жалобы и освобождение ФИО1 от административной ответственности. Указанные действия по ликвидации несанкционированной свалки нельзя признать исчерпывающими и достаточными при исполнении ... своих должностных обязанностей в области исполнения природоохранного законодательства.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Наказание назначено с соблюдением требований ст. 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в минимальном размере.

Порядок привлечения лица к административной ответственности в пределах срока давности соблюден.

Вместе с тем установлены основания для изменения решения судьи Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан.

В силу положений ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ административное расследование заключается в назначении и проведении экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.

Из материалов дела видно, что экспертиза, процессуальные действия, требующие значительных временных затрат по делу в отношении ФИО1 не производились, следовательно, административное расследование по делу не проводилось.

При таких обстоятельствах решение судьи Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 06 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ... ФИО1 подлежит изменению, из решения следует исключить вывод о проведении по делу административного расследования.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи районного суда, по делу не выявлено.

На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л А:

решение судьи Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 06 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ... ФИО1 изменить, исключить вывод о проведении по делу административного расследования.

В остальном постановление государственного инспектора ФИО22№... от дата и решение судьи Кушнаренковского районного суда Республики Башкортостан от 06 октября 2021 года оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанных судов.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан З.Ф. Фаизова

Справка: судья районного суда Благодарова В.А. (дело №...)