Судья: Каляева Ю.С. д.№ 21-113/2021 (21-2168/2020) РЕШЕНИЕ г.Самара 21 января 2021 года Судья Самарского областного суда Толмосова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Волжского районного суда Самарской области от 20 ноября 2020 года, которым постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ "Национальный парк "Самарская Лука" N 46 от 08 октября 2020 года, вынесенное в отношении главы с.п.Рождествено м.р.Волжский Самарской области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - оставлено без изменений установил: постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ "Национальный парк "Самарская Лука" N 46 от 08 октября 2020 года, оставленным без изменения решением Волжского районного суда Самарской области от 20 ноября 2020 года глава с.п.Рождествено м.р.Волжский Самарской области ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 00 000 рублей. В жалобе, поступившей на рассмотрение в Самарский областной суд, ФИО1 просит отменить названные акты, состоявшиеся в отношении неё по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приводя доводы об их незаконности. Проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав ФИО1 и ее защитника Бондареву Ю.В. (по устному ходатайству), поддержавших доводы жалобы, возражения представителя ФГБУ "Национальный парк "Самарская Лука" ФИО2, прихожу к следующим выводам. Административная ответственность по статье 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах. В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Национальный парк "Самарская Лука" создан Постановлением Совета Министров РСФСР от 28 апреля 1984 года N 161 "О создании государственного природного национального парка "Самарская Лука". В соответствии с пунктом 1 данного Постановления в пользование национальному парку предоставлено 69 тыс. га земель государственного лесного фонда. Кроме того, в состав национального парка были включены 62 тыс. га земель колхозов, совхозов Министерства сельского хозяйства РСФСР и 3 тыс. га земель других землепользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации. Во исполнение Постановления Совета Министров РСФСР решением Куйбышевского облисполкома от 10.08.1984 N 333 установлены границы национального природного парка "Самарская Лука". Согласно части 2 статьи 15 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка. В соответствии с положениями абзаца 2 части 4 статьи 15 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон. Разделом 3 Положения о национальном парке «Самарская Лука», утвержденного Приказом Минприроды РФ от 25.02.2015 г. № 69, установлен режим особой охраняемой зоны территории национального парка. В соответствии с п.11.3 указанного Положения, в зоне хозяйственного назначения парка допускается временное складирование бытовых отходов (на срок не более шести месяцев) в местах, площадках, специально определенных Учреждением и обустроенных в соответствии с требованием законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования. Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 01 сентября 2020 года в 9 часов 30 минут, инспекторским составом ФГБУ "Национальный парк "Самарская Лука" в ходе патрулирования территории национального парка "Самарская Лука" по адресу: Самарская область, Волжский район, с.п.Рождествено, территория бывшей воинской части ЦСК ВВС, в зоне хозяйственного назначения национального парка «Самарская Лука» на земельном участке с кадастровым номером №, выявлены факты несанкционированного складирования твердых бытовых отходов, а также строительного мусора. По состоянию на 22.09.2020 в ФГБУ "Национальный парк "Самарская Лука" отсутствует информация о наличии согласования вопроса о временном складировании бытовых отходов на указанном земельном участке. Согласно ответа филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области правообладателем земельного участка с кадастровым номером № является с.п.Рождествено Волжского района Самарской области. Фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 23.09.2020 г. N46, составленным уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, актом обследования земельного участка от 01.09.2020 г. и фотоматериалом к нему, сообщением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области от 08.09.2020 г. о том, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером 63:17:0212008:48 является с.п.Рождествено Волжского района Самарской области. Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", должностное лицо и суд пришли к выводу о наличии в действиях (бездействии) главы с.п.Рождествено м.р.Волжский Самарской области ФИО1 признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. Доводы жалобы о том, что с.п.Рождествено не является собственником бытовых отходов и на них не лежит обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, не свидетельствуют о невиновности в совершении административного правонарушения. В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Согласно ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Статьей 1 ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. В силу ст. 3 данного Закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды. На основании ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Одним из принципов земельного законодательства, установленных ст. 1 ЗК РФ, является приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды. В ст. 12 ЗК РФ указано, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (ст. 42 ЗК РФ). Как предусмотрено п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 1 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. При этом сама организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, а также разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (пп. 7пп. 7 - 7.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", абз. 16 ст. 6 Федерального закона 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"). Таким образом, решение вопросов организации деятельности и участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов предопределяет необходимость реализации государственными органами субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территории муниципальных образований своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению коммунальных и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку В соответствии с п. 3 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В п. 2 ст. 13 ЗК РФ закреплено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия. То есть обязанность по защите земель от негативного воздействия возложена не только на собственников, но и на иных землепользователей, которыми являются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования (п. 3 ст. 5 ЗК РФ). В соответствии со ст. 4 ФЗ "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством. В силу пункта 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 г. N 607-ст) собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. В примечании к п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 указано, что, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся. Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Неустранимые сомнения, которые в силу требований статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли быть истолкованы в пользу лица, по делу не установлены, принцип презумпции невиновности не нарушен. Порядок привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюден. Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 – 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых актов по делу, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не усматривается. Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья решил решение судьи Волжского районного суда Самарской области от 20 ноября 2020 года и постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ "Национальный парк "Самарская Лука" N 46 от 08 октября 2020 года, вынесенное в отношении главы с.п.Рождествено м.р.Волжский Самарской области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения. Судья Самарского областного суда А.А.Толмосова . |