ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-113/2023 от 02.08.2023 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Лошаков Т.Н. Дело № 21-113/2023

РЕШЕНИЕ

Судья Камчатского краевого суда Чаднов О.В. при секретаре Татаренко М.А., рассмотрев 2 августа 2023 года в г. Петропавловске-Камчатском протест заместителя Камчатского межрайонного природоохранного прокурора Бляхера А.Л. на решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 16 июня 2023 года, которым постановлено:

«Постановление начальника контрольного управления Министерства финансов Камчатского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5-1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении заместителя директора краевого государственного автономного учреждения «Охрана камчатских лесов» Турукиной Натальи Анатольевны изменить в части указания даты его вынесения, указав «14 апреля 2023 года» вместо «12 апреля 2023 года».

В остальной части указанное постановление оставить без изменения, а протест заместителя Камчатского межрайонного природоохранного прокурора Бляхера А.Л. – без удовлетворения».

УСТАНОВИЛ:

30 марта 2023 года заместителем Камчатского межрайонного природоохранного прокурора Бляхером А.Л. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5-1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении заместителя директора КГАУ «Охрана камчатских лесов» Турукиной Н.А.

Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении Турукиной Н.А. послужило нарушение пункта 6 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, выразившееся в невыполнении КГАУ «Охрана камчатских лесов» государственного задания на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденного руководителем Агентства лесного хозяйства Камчатского края 23 декабря 2021 года.

Постановлением начальника контрольного управления Министерства финансов Камчатского края (далее – должностное лицо) от 14 апреля 2023 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренному частью 1 статьи 15.15.5-1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении заместителя директора КГАУ «Охрана камчатских лесов» Турукиной Н.А. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда от 16 июня 2023 года постановление должностного лица от 14 апреля 2023 года изменено в части даты его вынесения, вместо 12 апреля 2023 года постановлено считать датой его вынесения 14 апреля 2023 года. В остальной части постановление оставлено без изменения.

В протесте, поданном в Камчатский краевой суд, заместитель Камчатского межрайонного природоохранного прокурора Бляхер А.Л. просит постановление должностного лица от 14 апреля 2023 года и решение судьи городского суда от 16 июня 2023 года отменить и направить дело на новое рассмотрение в Министерство финансов Камчатского края. В обоснование указывает, что отсутствие финансового обеспечения работ «локализация и ликвидация очагов вредных организмов» в рамках выполнения государственного задания не влечет освобождение от административной ответственности за невыполнение государственного задания, а также не свидетельствует о возможности прекращения обязательств по выполнению государственного задания. Выполнение показателей государственного задания является обязательным и предусматривает выполнение учреждением мероприятий, в целях осуществления которых оно и было создано. Работы по санитарным рубкам, предусмотренные государственным заданием, могут быть выполнены за счет доходов, получаемых учреждением от продажи древесины и выполнения работ, оказания услуг, относящихся к его основной деятельности.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения старшего прокурора отдела прокуратуры Камчатского края Федорук И.Ю., поддержавшей доводы протеста, прихожу к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 15.15.5-1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение государственного (муниципального) задания влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста до одной тысячи рублей.

Согласно положениям части 6 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) государственное (муниципальное) задание является невыполненным в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих объем оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), а также показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих качество оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), если такие показатели установлены в государственном (муниципальном) задании.

Как следует из материалов дела, 23 декабря 2021 года руководителем Агентства лесного хозяйства Камчатского края утверждено государственное задание № 1 на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, которым КГАУ «Охрана камчатских лесов» установлена обязанность в 2022 году организовать выполнение работ «Локализация и ликвидация очагов вредных организмов» с установлением показателя выполнения работ по сплошной санитарной рубке в размере 200 Га на 2022 год.

В целях финансового обеспечения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнения работ) № 1 23 декабря 2021 года между Агентством лесного хозяйства Камчатского края и КГАУ «Охрана камчатских лесов» заключено соглашение № 1 о предоставлении субсидии из краевого бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.

27 декабря 2021 года руководителем Агентства лесного хозяйства Камчатского края утверждено государственное задание № 2 на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, в соответствии с которым также предусмотрено проведение работ КГАУ «Охрана камчатских лесов» по сплошной санитарной рубке в объеме 200 Га на 2022 год.

По состоянию на 31 декабря 2022 года КГАУ «Охрана камчатских лесов» работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов выполнены в объеме 9,3 Га.

По информации руководителя Агентства лесного хозяйства Камчатского края № 59.04/1843 от 12 мая 2021 года расходы на предупреждение возникновения вредных организмов в лесах (санитарно-оздоровительные мероприятия путем сплошных и выборочных санитарных рубок» за счет субвенций из федерального бюджета на 2021-2023 годы не предусмотрены, в связи с чем не имеется основания для выделение финансового обеспечения на выполнения указанного вида работ.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5-1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении заместителя директора КГАУ «Охрана камчатских лесов» Турукиной Н.А.

Согласно сообщению руководителя Агентства лесного хозяйства Камчатского края № 59.04/2323 от 12 апреля 2023 года финансовое обеспечение выполнения КГАУ «Охрана камчатских лесов» в 2022 года работ «Локализация и ликвидация очагов вредных организмов», показатель «Сплошная санитарная рубка», установленных государственным заданием № 1, не предусматривалось, ввиду отсутствия финансирования на данные цели за счет субвенций из федерального бюджета.

Установив указанные обстоятельства, должностного лицо административного органа при рассмотрении дела и судья городского суда при рассмотрении протеста на постановление должностного лица пришли к правильному выводу об отсутствии в действиях должностного лица Турукиной Н.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5-1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вывод об отсутствии в действиях Турукиной Н.А. состава вмененного ей административного правонарушения сделан должностным лицом Министерства финансов Камчатского края и судьей городского суда на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с правилами статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с положениями части 4 статьи 69.2 БК РФ финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Частями 2, 3 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что при осуществлении мероприятий по сохранению лесов может одновременно осуществляться продажа лесных насаждений для заготовки древесины в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно пункту 33 постановления Правительства Камчатского края от 26 апреля 2022 года № 216-П «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении краевых государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» в случае, если краевое бюджетное или автономное учреждение осуществляет платную деятельность в рамках установленного государственного задания, по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации и Камчатского края предусмотрено взимание платы, объем финансового обеспечения выполнения государственного задания, рассчитанный на основе нормативных затрат (затрат), подлежит уменьшению на объем доходов от платной деятельности, исходя из объема государственной услуги (работы), за оказание (выполнение) которой предусмотрено взимание платы, и размера платы (цены, тарифа), установленного в государственном задании, органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении краевых бюджетных или автономных учреждений, с учетом положений, установленных законодательством Российской Федерации и Камчатского края.

Должностным лицом Министерства финансов Камчатского края и судьей городского суда сделан правильный вывод о том, что отсутствие финансового обеспечения на выполнение государственного задания по сплошной санитарной рубке лесов при отсутствии сведений об уменьшении со стороны Агентства лесного хозяйства объема финансового обеспечения на объем доходов КГАУ «Охрана камчатских лесов» от платной деятельности по заготовке древесины свидетельствует об отсутствии в действиях должностного лица Турукиной Н.А. вины в невыполнении государственного задания.

Согласно ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Доводы протеста основаны на неверном толковании норм бюджетного законодательств и не могут повлечь отмену принятых по делу решений, поскольку выполнение государственного задания исключительно за счет доходов учреждения от платной деятельности без учета таких доходов органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, действующим законодательством не предусмотрено.

При проверке материалов дела в полном объёме нарушений требований закона, которые повлекли бы за собой отмену постановления должностного лица и решения судьи, не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 16 июня 2023 года оставить без изменения, а протест заместителя Камчатского межрайонного природоохранного прокурора Бляхера А.Л. – без удовлетворения.

Судья О.В. Чаднов