ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
судья Коваль О.И. дело № 21-113/2023
РЕШЕНИЕ
город Липецк 30 ноября 2023 г.
Судья Липецкого областного суда Долбнин А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Ивановой Анастасии Михайловны, действующей в интересах ФИО1 на постановление начальника ОВМ УМВД России по г. Липецку ФИО2 № 367 от 28 июля 2023 г. и решение судьи Левобережного районного суда г. Липецка от 13 октября 2023 г., вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением начальника ОВМ УМВД России по г. Липецку ФИО2 №367 от 28 июля 2023 г., оставленным без изменения решением судьи Левобережного районного суда г. Липецка от 13 октября 2023 г., ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в сумме 2000 руб.
В жалобе, поданной в Липецкий областной суд, защитник по ордеру Иванова А.М. просит об отмене данных постановления должностного лица и решения судьи, ссылаясь на процессуальные нарушения и отсутствие состава административного правонарушения.
ФИО1 в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно, причину неявки не сообщал суду, ходатайств об отложении дела не заявлял.
От защитника ФИО1 по ордеру Ивановой А.М. поступило ходатайство об отложении рассмотрения жалобы на иную дату, в связи с ее занятостью в иных судебных процессах в г. Москва. Оснований для удовлетворения данного ходатайства не имеется, поскольку о настоящем судебном заседании защитник была извещена своевременно, участие в других судебных заседаниях не является уважительной причиной для отложения рассмотрения дела, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие ФИО1 и его защитника Ивановой А.М., извещенных надлежащим образом о рассмотрении дела.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ патент - документ, подтверждающий в соответствии с указанным Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных этим законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
Пунктом 4.2 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ установлено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами).
В силу пункта 16 статьи 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ в случае принятия высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) решения об указании в патенте, выдаваемом на территории данного субъекта Российской Федерации, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина иностранный гражданин не вправе осуществлять на территории данного субъекта Российской Федерации трудовую деятельность по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), которая не указана в патенте.
Как следует из материалов дела, 28 июля 2023 г. в 9 час. 00 мин. в ходе проведения проверки соблюдения требований миграционного законодательства по адресу: <адрес>, был выявлен гражданин Республики Таджикистан ФИО1, который осуществлял трудовую деятельность по упаковке зелени, в то время как в выданном ему 23 января 2023 г. патенте серии № указан вид разрешенной на территории Липецкой области трудовой деятельности «подсобный рабочий».
Тем самым, иностранный гражданин ФИО1 нарушил положения статей 13 и 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 г №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан на территории Российской Федерации», осуществляя трудовую деятельность в Российской Федерации по профессии не указанной в выданном ему патенте, в связи с чем его действия образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Вина ФИО1 подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от 28 июля 2023 г., содержащим собственноручно выполненные ФИО1 объяснения о том, что он работал не по профессии, указанной в патенте (л.д. 20); письменным объяснением ФИО1 от 28 июля 2023 г., из которого следует, что в его обязанности входит упаковка зелени (л.д. 22); трудовым договором № 5 от 1 февраля 2023 г., заключенным между ООО <данные изъяты>» и ФИО1, из которого следует, что последний принят на должность подсобного рабочего (л.д. 5, 6); выпиской из государственной информационной системы миграционного учета в отношении ФИО1, содержащей сведения о патенте серии №, выданном ФИО1 23 января 2023 г., вид разрешенной трудовой деятельности - подсобный рабочий.
С учетом изложенного, должностное лицо и судья пришли к правильному выводу о том, что действия ФИО1 образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о наличии виновности данного иностранного гражданина в нарушении требований пункта 4.2 статьи 13, статьи 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 г №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан на территории Российской Федерации».
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ в пределах санкции части 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений, влекущих в силу статьи 30.7 КоАП РФ отмену или изменение постановления должностного лица и решения судьи, не допущено.
Доводы о том, что в действиях ФИО1 отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, профессия подсобного рабочего предполагает, в том числе укладку товара основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Судьей первой инстанции верно указано, что осуществляемая на момент выявления правонарушения ФИО1 трудовая деятельность не имеет признаков, которые позволяли бы отнести ее к профессии «подсобный рабочий», характеристики которой приведены в Общероссийском классификаторе занятий ОК 010-2014, утвержденном Приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. № 2020-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ) ОК 010-2014 (МСКЗ - 08)» и Едином тарифно-квалификационным справочнике работ и профессий рабочих (Выпуск 1 Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства), утвержденном Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 г. № 31/3-30.
Согласно Общероссийскому классификатору занятий ОК 010-2014, утвержденному Приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. № 2020-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ) ОК 010-2014 (МСКЗ - 08)» подсобные рабочие (наряду с разнорабочими) выполняют такие работы, как чистят, окрашивают и проводят техническое обслуживание зданий, территорий и объектов, а также осуществляют простой ремонт (базовая группа 9622). Их обязанности включают ремонт сломанных окон, ширм, дверей, заборов, столиков для пикника, полок, стенных шкафов и других предметов; замена неисправных предметов, таких как электрические лампочки; ремонт и окраска внутренних помещений и наружных поверхностей, включая стены, потолки и ограды; регулировка дверей и окон; замена прокладок в водопроводных кранах; устройство поручней и лестничных перил; разгрузка угля или дров и укладывание их в подвальные помещения частных домов или учреждений. Неквалифицированные рабочие, занятые на строительстве зданий, выполняют простые стандартные обязанности, связанные со строительством и сносом зданий. В их обязанности входит: - очистка использованных кирпичей и выполнение другой простой работы по сносу зданий; - смешивание, разливка и разгрузка материалов, таких как бетон, гипс и цементный строительный раствор; - выполнение земляных работ с использованием ручных инструментов; - разбрасывание песка, почвы, гравия и аналогичных материалов; - погрузка и выгрузка строительных материалов, выкопанных материалов и оборудования, а также их транспортировка на строительных площадках с использованием тачек и ручных тележек; - очистка рабочих мест и снятие ограждений после завершения работ. Примеры занятий, отнесенных к данной начальной группе: неквалифицированный рабочий (строительство зданий), неквалифицированный рабочий по сносу зданий, подносчик раствора, помощник каменщика.
Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (Выпуск 1 Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства), утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 г. № 31/3-30, определены характеристики работ, выполняемых подсобными рабочими (§ 271 - 1-й разряд, § 272 - 2-й разряд). К таким работам относятся (1-й разряд): выполнение подсобных и вспомогательных работ на производственных участках и строительных площадках, складах, базах, кладовых и т.п.; погрузка, разгрузка, перемещение вручную или на тележках (вагонетках) и штабелирование грузов, не требующих осторожности (рулонных материалов, паркета в пачках, ящиков, бочек, картона, бумаги, фанеры, пиломатериалов и т.п.), а также сыпучих непылевидных материалов (песка, щебня, гравия, шлака, угля, мусора, древесных опилок, металлических стружек и других отходов производства); очистка территории, дорог, подъездных путей. Уборка цехов, строительных площадок и санитарно-бытовых помещений; мытье полов, окон, тары, посуды, деталей и изделий. Подсобный рабочий 1-го разряда должен знать нормы, правила погрузки и транспортировки грузов, устройство тары и способы закрепления перевозимых грузов.
Подсобный рабочий 2-го разряда выполняет погрузку, выгрузку, перемещение вручную и на тележках (вагонетках) и укладку грузов, требующих осторожности (стекла, бутылок, бутылок с жидкостью, огнеопасных и ядовитых веществ и т.п.), и пылевидных материалов (рассыпного цемента, молотой извести, гипса и т.п.); перевозку всех грузов на тачках, а также на подводах и санях при конной тяге; подкатку колесных пар к станкам для обточки и тележек подвижного состава к локомотивам и вагонам. Подсобный рабочий 2-го разряда должен знать способы погрузки, выгрузки, перемещения и укладки грузов, требующих осторожности, и пылевидных материалов; порядок оформления приемо-сдаточных и сопроводительных документов; порядок сортировки грузов.
Согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (Выпуск 1 Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства), утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 года № 31/3-30 работы по упаковке зелени, выполняемые ФИО1, относятся к работе укладчика-упаковщика (§ 316 - 1-й разряд, § 317 - 2-й разряд).
Из Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОКПДТР), в котором профессия подсобный рабочий указана под кодом 16771, а профессия укладчик-упаковщик под кодом 19293, также следует, что это разные виды профессий.
Вопреки доводам жалобы оснований сомневаться в том, что исправления в постановлении, сделаны в присутствии ФИО1 не имеется, приложенная защитником копия постановления имеет те же исправления, что подтверждает факт того, что исправления сделаны в присутствии лица и копия постановления была вручена ему уже с исправлениями. Нарушения прав ФИО1 не допущено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, не установлено.
При установленных по настоящему делу, изложенных выше обстоятельствах, жалоба не может быть удовлетворена, в связи с чем, постановление должностного лица и решение судьи отмене, изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление начальника ОВМ УМВД России по г. Липецку ФИО2 № 367 от 28 июля 2023 г. и решение судьи Левобережного районного суда г. Липецка от 13 октября 2023 г., вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника Ивановой А.М., действующей в интересах ФИО1 - без удовлетворения.
Судья подпись А.И. Долбнин
Копия верна:
Судья
Секретарь