ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1141/2017 от 25.10.2017 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РЕШЕНИЕ

от 25 октября 2017 года по делу №21-1141/2017

Судья Юрченко С.В.

Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,

защитника Мачулян Н.Н.,

представителя Крымской таможни Захарика А.М.,

25 октября 2017 года

жалобу директора <данные изъяты>» ФИО1 на решение судьи Джанкойского районного суда Республики Крым от 13 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6.3 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении директора <данные изъяты>ФИО1,

установил:

постановлением заместителя начальника Крымской таможни Савенко В.В. от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «Новатор» Коваленко А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6.3. ст.15.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 4000 руб.

Решением судьи Джанкойского районного суда Республики Крым от 13 сентября 2017 года постановление заместителя начальника Крымской таможни Савенко В.В. от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменений, а жалоба директора ООО «Новатор» Коваленко А.В. - без удовлетворения.

Не согласившись с решением судьи районного суда, директор ООО «Новатор» Коваленко А.В. обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Крым, в которой просил отменить решение судьи районного суда, производство по делу прекратить. В обоснование указано на нарушение норм материального и процессуального права, и на неверную оценку установленных обстоятельств.

Лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения извещены надлежащим образом.

Выслушав защитника Мачулян Н.Н., поддержавшую доводы жалобы, представителя Крымской таможни Захарика А.М., возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Новатор» и ПАО «Новокаховский завод плавленых сыров» (покупатель) был заключен договор поставки (далее договор) на поставку товаров в количестве и ассортименте согласно расходных накладных или спецификаций. Договор вступил в силу с даты его подписания и действовал до ДД.ММ.ГГГГ. Валюта исполнения условий договора - украинская гривна. По данному договору ДД.ММ.ГГГГ ООО «Новатор» в соответствии с требованиями Инструкции Банка России от ДД.ММ.ГГГГ оформил в ПАО «РНКБ» паспорт сделки (далее – ПС). В рамках договора поставки поставщик в адрес покупателя отправил товар-натрий двууглекислый (сода пищевая). ДД.ММ.ГГГГ между сторонами заключено дополнительное соглашение к договору поставки от ДД.ММ.ГГГГ, п.1 которого предусмотрено, что покупатель возлагает обязанности по оплате за поставленный поставщиком товар на Лысенко Е.В. (паспорт , выдан ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>).

В рамках исполнения обязательств по договору поставки , согласно дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, на счет ООО «Новатор» открытый на территории Российской Федерации в РНКБ (Банк), поступила валюта Российской Федерации по платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> рублей Российской Федерации. Как усматривается из платежного поручения нерезидент ФИО8 произвела перечисление денежных средств в валюте Российской Федерации со чета открытого на территории Российской Федерации в РНКБ Банк (ПАО) г. Симферополь.

ДД.ММ.ГГГГ (09:18) года по системе «<данные изъяты> Общество подало справку о валютных операциях в ПАО «РНКБ» с указанием подтверждающих документов - платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.9 ч.1 ст.1 Федерального закона от 10 декабря 2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ) расчёты и переводы между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации являются валютной операцией и подлежат валютному контролю со стороны уполномоченного банка.

Согласно ч.1 ст.20 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ, Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям и осуществления валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентам.

В соответствии со статьями 22, 23 Федерального Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» - таможенные органы являются органами валютного контроля; органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

В соответствии со статьями 6, 94 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) - таможенные органы обеспечивают исполнение таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств-членов таможенного союза, контроль, за исполнением которого возложен на таможенные органы; таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют иные виды контроля, в том числе валютный в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

В соответствии со ст.25 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьями 12, 19 Федерального закона от 27.11.2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» - таможенные органы осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования; таможенные органы принимают меры, предусмотренные актами иного законодательства Российской Федерации, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, в целях обеспечения лицами соблюдения этих актов; привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктами 1, 5.3.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2013 № 809 «О Федеральной таможенной службе» - Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе функции органа валютного контроля. На основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и в порядке, установленном ими осуществляет контроль и надзор в установленной сфере деятельности: в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом и Российской Федерации.

П.1.3 Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И установлено, что документы, указанные в части 4 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ, связанные с проведением валютных операций (далее - документы, связанные с проведением валютных операций), представляемые резидентом в уполномоченный банк, должны соответствовать требованиям, установленным ч.5 ст.23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ, и могут представляться резидентом в уполномоченный банк в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.

В соответствии с п.1.5 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 года №138-И справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах, порядок, случаи и сроки, представления которых установлены Инструкцией, являются формами учета по валютным операциям, резидентов.

Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, ДД.ММ.ГГГГ (09:18) по системе «<данные изъяты>» ООО «НОВАТОР», в лице директора Коваленко А.В., подало справку о валютных операциях в ПАО «РНКБ» (295000, РФ, <адрес>) с указанием подтверждающего документа - платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ. Принятие данной справки подтверждается справкой ПАО «РНКБ» от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с Инструкцией Банка России № 138-И от 04.06.2012 документы, указанные в части 4 статьи 23 Федерального закона № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», связанные с проведением валютных операций (далее - документы, связанные с проведением валютных операций), представляемые резидентом в уполномоченный банк, должны соответствовать требованиям, установленным частью 5 статьи 23 Федерального закона № 173-ФЗ, и могут представляться резидентом в уполномоченный банк в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.

Датой зачисления валюты, является дата, указанная в выписке из расчетного счета резидента либо в ином документе, переданном уполномоченным банком резиденту, который содержит информацию о зачислении на этот расчетный счет резидента валюты Российской Федерации.

Согласно выписки из банка по счёту за период с 01 по ДД.ММ.ГГГГ валюта зачислена на расчётный счёт ООО «Новатор» ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 3.8 Инструкции Банка России № 138-И справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней операций, представляются резидентом в уполномоченный банк при зачислении валюты Российской Федерации на расчетный счет в валюте Российской Федерации - не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в выписке из расчетного счета резидента, а именно - до 04.10.2016 (включительно).

Фактически резидент ООО «Новатор» предоставил в уполномоченный банк ПАО «РНКБ» справку о валютных операциях по истечении установленного срока, а именно ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.9.3 Инструкции Банка России от 04 июня 2012 года №138-И датой оформления подтверждающих документов, указанных в подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 пункта 9.1 и в пункте 9.7 Инструкции, является наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат – дата его составления либо дата, свидетельствующая о ввозе на территорию Российской Федерации (получении, поставке, приеме, перемещении) или вывозе товара с территории Российской Федерации (отгрузке, передаче, перемещении), указанная в подтверждающем документе.

Следовательно, ООО «Новатор» справку о подтверждающих документах от ДД.ММ.ГГГГ должно было подать в уполномоченный банк ещё до ДД.ММ.ГГГГ (включительно).

Однако, резидент ООО «Новатор», в лице директора Коваленко А.В., предоставил в уполномоченный банк ПАО «РНКБ» справку о подтверждающих документах по истечении установленного срока, а именно ДД.ММ.ГГГГ (то есть просрочка составила 114 рабочих дня), что подтверждается отметкой Банка о принятии справки.

По данному факту главным государственным таможенным инспектором отделения контроля таможенной стоимости Крымской таможни Бессарабом С.П. ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица ООО «Новатор» Коваленко А.В. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ (лист дела об административном правонарушении 1-5).

Постановлением заместителя начальника Крымской таможни Савенко В.В. от ДД.ММ.ГГГГ директор Коваленко А.В. была признан виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.3. ст. 15.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 4000 руб., то есть в минимальном размере, установленном санкцией статьи.

Ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов более чем на тридцать дней.

С учетом изложенного, резидент ООО «Новатор», в лице директора Коваленко А.В., обязан был представить в ПАО «РНКБ» справку о подтверждающих документах в срок до ДД.ММ.ГГГГ (включительно).

Таким образом, директор ООО «Новатор» Коваленко А.В. нарушил установленный срок предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям на 114 рабочих дня, что подтверждается отметкой Банка о принятии справки.

Факт совершения директором ООО «Новатор» Коваленко А.В. вменяемого ему административного правонарушения подтвержден совокупностью доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка. Суд признал доказанным событие правонарушения, ответственность за которое установлена ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ.

Доказательств невозможности соблюдения директором ООО «Новатор» Коваленко А.В. установленного срока предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям не предоставлено, что с учетом положений ч.2 ст.2.1 КоАП РФ свидетельствует о наличии виновности должностного лица Коваленко А.В.

Доводы, аналогичные изложенным в поданной жалобе, были предметом проверки при рассмотрении дела судьей районного суда, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в оспариваемом решении и не опровергают наличие в действиях директора ООО «Новатор» Коваленко А.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ.

Постановление о привлечении генерального директора ООО «Новатор» Коваленко А.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.

Административное наказание назначено директору ООО «Новатор» Коваленко А.В. в пределах, установленных санкцией ч.6.3 ст.15.25 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах решение судьи Джанкойского районного суда Республики Крым основано на законе, а поэтому отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу директора <данные изъяты>» ФИО1 оставить без удовлетворения,

решение судьи Джанкойского районного суда Республики Крым от 13 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6.3 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора <данные изъяты>ФИО1, – без изменения.

Судья В.В. Агин