ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1147/17 от 28.11.2017 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 21-1147/2017

Р Е Ш Е Н И Е

28 ноября 2017 года г. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Кагитина И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Крым Крымского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО1 на решение судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 20 сентября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном по части 4 статье 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «Фундамент»,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Крым Крымского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Кратько А.С. от 12 июля 2017 г. № 012027 юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью «Фундамент» (далее - ООО «Фундамент») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 11.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 300 000,00 рублей.

Не согласившись с указанным выше постановлением, директор ООО «Фундамент» Попов С.В. обратился в Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым с жалобой.

Решением судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 20 сентября 2017 года постановление должностного лица №012027 от 12 июля 2017 года отменено, производство по делу об административном правонарушении о привлечении ООО «Фундамент» к административной ответственности по ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ – прекращено.

Не согласившись с принятым судьей решением, государственным инспектором территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Крым Крымского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Кратько А.С. была подана жалоба, в которой заявитель просит отменить постановление суда первой инстанции.

Жалоба обоснована тем, что суд первой инстанции неверно оценил установленные обстоятельства и нарушил нормы материального и процессуального права. Кроме того, данный спор не подведомственный суду общей юрисдикции.

Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, заслушав явившихся лиц, проверив доводы заявителя, суд приходит к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, сотрудниками Крымского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на основании распоряжения от 20 июля 2017 года №066, в период с 22 июня 2017 года по 10 июля 2017 года была проведена внеплановая документарная проверка ООО «Фундамент», в ходе которой установлено, что у Общества отсутствуют карты маршрутов «Симферополь-Армянск», «Симферополь-Джанкой», «Ялта-Джанкой» на транспортные средства, а именно срок действия договоров: №296-В/2015 от 30 декабря 2015 года на право осуществления пассажирских перевозок на автобусном маршруте регулярного сообщения истек 29 июня 2016 года; №294-В/2015 от 30 декабря 2015 года на право осуществления пассажирских перевозок на автобусном маршруте регулярного сообщения истек 29 июня 2016 года, №293-В/2015 от 30 декабря 2015 года на право осуществления пассажирских перевозок на автобусном маршруте регулярного сообщения истек 29 июня 2016 года, чем нарушены требования ст. 28, 35 Федерального закона от 13 июля 2015 года №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом».

Указанные обстоятельства указаны в акте проверки юридического лица от 10 июля 2017 года №066 (л.д. 56-57).

На основании указанного акта проверки государственным инспектором ТО ГАДН по Республике Крым Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Кратько А.С. в отношении ООО «Фундамент» был составлен протокол об административном правонарушении от 12 июля 2017 года №012028 по признакам ч.4 ст.11.33 КоАП РФ.

Постановлением государственного инспектора ТО ГАДН по Республике Крым Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Кратько А.С. от 12 июля 2017 года № 012027 ООО «Фундамент» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.11.33 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 300 000 руб.

Прекращая производство по административному делу, судья районного суда пришел к выводу о том, что в действиях ООО «Фундамент» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.11.33 КоАП РФ. Судья исходил из того, что юридическим лицом приняты все зависящие от него меры для устранения нарушений требований закона и получения карты маршрутов регулярных перевозок, не имело и не имеет возможности устранить нарушения по объективным причинам, что в соответствии с положениями ст. 2.1 КоАП РФ свидетельствует об отсутствии в действиях юридического лица вины в совершении административного правонарушения.

Между тем, считаю указанный вывод суда преждевременным, исходя из следующего.

Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно пункту 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в частности, проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно части 2 статьи 30.7 КоАП РФ решение должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ, в том числе, оно должно быть мотивировано.

Принимая решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, судья районного суда проверил дело не в полном объеме, не выполнил требования ст. 30.6 КоАП РФ.

Диспозицией ч.4 ст.11.33 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 220-ФЗ).

Как следует из положений статьи 2 Федерального закона № 220-ФЗ, законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации; отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно статье 17 Федерального закона № 220-ФЗ наряду с указанными в части 1 статьи 14 данного Федерального закона маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (часть 2 статьи 17 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона № 220-ФЗ на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту, также выдается карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок. Количество таких карт должно соответствовать максимальному количеству транспортных средств, указанному в соответствующем реестре маршрутов регулярных перевозок в отношении этого маршрута.

При этом статьей 39 Федерального закона N 220-ФЗ, устанавливающей порядок реализации положений такого Федерального закона после введения его в действие, предусмотрено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели после дня официального опубликования данного Федерального закона продолжают осуществлять регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами (часть 1), и что до приведения в соответствие с положениями данного Федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей Федеральному закону № 220-ФЗ (часть 10).

В соответствии с пунктом 3 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования названного Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной названным Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования данного Федерального закона.

Согласно пункту 19 части 1 статьи 3 Федерального закона № 220-ФЗ документом, подтверждающим право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок, является свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

В силу пункта 20 части 1 статьи 3 Федерального закона № 220-ФЗ карта маршрута представляет собой документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту.

Постановлением Совета Министров Республики Крым от 20.04.2015г. №210 утвержден Временный порядок организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Республике Крым, который устанавливает порядок организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Республике Крым.

Положениями Закона Республики Крым от 06 июня 2016 года №251-ЗРК/2016 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и наземным электрическим транспортом в Республике Крым и признании утратившим силу Закона Республики Крым от 13 мая 2015 года № 98-ЗРК/2015 «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и наземным электрическим транспортом в Республике Крым» закреплен порядок установления, изменения, отмены межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок.

Из содержания ст. 8 указанного Закона Республики Крым от 06.06.2016 № 251-ЗРК/2016 следует, что в случае принятия решения об установлении или изменении межмуниципального маршрута регулярных перевозок уполномоченный исполнительный орган государственной власти Республики Крым в течение десяти дней со дня принятия этого решения вносит сведения об установлении или изменении межмуниципального маршрута регулярных перевозок в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок.

Межмуниципальный маршрут регулярных перевозок считается установленным или измененным со дня внесения сведений о данном маршруте, предусмотренных пунктами 1 - 10 части 3 статьи 14 настоящего Закона, в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок или изменения таких сведений в этом реестре.

Не позднее чем через девяносто дней со дня установления межмуниципального маршрута регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу уполномоченный исполнительный орган государственной власти Республики Крым объявляет открытый конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок и по результатам открытого конкурса выдает свидетельство об осуществлении перевозок и карты маршрута.

Таким образом, из указанных положений следует, что для осуществления регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам по регулируемым тарифам юридическому лицу необходимо установить указанный маршрут, внести сведения в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, получить свидетельство об осуществлении перевозок и карты маршрута.

Из материалов дела следует, что на основании указанного Временного порядка организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Республике Крым, между Министерством транспорта Республики Крым и ООО «Фундамент» было заключено три договора от 30.12.2015г. на право осуществления пассажирских перевозок на автобусных маршрутах регулярных сообщений «Симферополь – Армянск», « Симферополь – Джанкой», «Ялта – Джанкой». Срок действия договоров истек 29.06.2016г., иных договоров по указанным маршрутам между Министерством транспорта Республики Крым и ООО «Фундамент» заключено не было. Свидетельств об осуществлении перевозок и карт соответствующих маршрутов, согласно Федеральному закону №220 Министерством транспорта Республики Крым ООО «Фундамент» не оформлялось.

При рассмотрении жалобы судья, дав оценку мерам, принимаемым юридическим лицом для получения карт маршрута, не проверил обстоятельства о принятии Министерством транспорта Республики Крым решений об установлении ООО «Фундамент» межмуниципальных автобусных маршрутов регулярных перевозок, включения их в реестр муниципальных автобусных маршрутов регулярных перевозок.

При таких обстоятельствах задачи производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Фундамент», предусмотренные статьями 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не достигнуты, оспариваемое решение не может быть признано законным и обоснованным ввиду существенного нарушения процессуальных норм, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и подлежит отмене.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

С учетом требований пункта 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доводы жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, а также законность, обоснованность вынесенного постановления подлежат проверке на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

При новом рассмотрении дела суду следует устранить отмеченные существенные нарушения процессуального закона и принять необходимые меры для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела, в том числе и на основании оценки дополнительно представленных доказательств.

В связи с отменой решения судьи по указанным выше основаниям, суд не входит в обсуждение иных доводов жалобы, так как они могут быть проверены судьей при новом рассмотрении дела.

Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л :

Решение судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 20 сентября 2017 года – отменить.

Дело об административном правонарушении возвратить судье, правомочному рассматривать дело, на новое рассмотрение.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. 30.12 КоАП.

Судья И.В. Кагитина