ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-114/2022 от 07.02.2022 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУДРЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РЕШЕНИЕ

по делу №...

г. Уфа 07 февраля 2022 года

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Фаизова З.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Галимовой З.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан ФИО1. на решение судьи Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Министерства здравоохранения Республики Башкортостан,

У С Т А Н О В И Л А:

постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан (далее – МО СП по ИОИП УФССП России по РБ) ФИО2. от 30 сентября 2021 года (дело №...), Министерство здравоохранения Республики Башкортостан (далее – министерство) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года по жалобе министерства постановление должностного лица МО СП по ИОИП УФССП России по РБ от 30 сентября 2021 года отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не соглашаясь с решением судьи, должностное лицо МО СП по ИОИП УФССП России по РБ ФИО3. обжалует его в Верховный Суд Республики Башкортостан в порядке ст. 30.9 КоАП РФ, просит отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, дело возвратить на новое рассмотрение.

Обсудив возможность рассмотрения жалобы в отсутствие извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания законного представителя Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, заслушав защитника министерства Баширову С.Н., должностное лицо МО СП по ИОИП УФССП России по Республике Башкортостан ФИО4., поддержавшую жалобу, изучив материалы дела, проверив доводы заявителя, прихожу к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно п. 1 ст. 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно ч. 1 ст. 113 Закона об исполнительном производстве в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, иного нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель налагает на виновное лицо штраф в порядке и размере, которые установлены законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как следует из материалов дела, решением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 16 июля 2021 года (дело №...), обращенным к немедленному исполнению, на Министерство здравоохранения Республики Башкортостан возложена обязанность обеспечить ФИО5, дата рождения и ФИО6, дата рождения, необходимым лекарственным препаратом «...» (...), производимым компанией ... (адрес), в полном объеме на постоянной основе по жизненным показаниям и в дозировке в соответствии с заключением врачебной комиссии (л.д. 66 – 67).

На основании исполнительного листа Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан серии ...№... от 16 июля 2021 года постановлением судебного пристава-исполнителя МО СП по ИОИП УФССП России по РБ ФИО7. от 21 июля 2021 года возбуждено исполнительное производство №... в отношении Министерства здравоохранения Республики Башкортостан. Постановлено требование по исполнительному документу исполнить немедленно – в течение суток с момента получения должником копии настоящего постановления. Копия постановления получена должником 03 августа 2021 года (л.д. 71 – 72).

Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя МО СП по ИОИП УФССП России по РБ ФИО8. от 10 августа 2021 года с министерства взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей (л.д. 79).

10 августа 2021 года ведущим судебным приставом-исполнителем МО СП по ИОИП УФССП России по РБ ФИО9. вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа – до 13 августа 2021 года. Постановление вручено должнику 11 августа 2021 года (л.д. 80).

Требование исполнительного документа в установленный срок – до 13 августа 2020 года - не исполнено, в связи с чем 22 сентября 2021 года в отношении Министерства здравоохранения Республики Башкортостан был составлен протокол об административном правонарушении №... (л.д. 94 – 95).

Указанный протокол явился основанием для привлечения министерства к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава МО СП по ИОИП УФССП России по РБ ФИО10. от 30 сентября 2021 года (л.д. 105 – 107).

Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу, судья Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан пришел к выводу о том, что Министерство здравоохранения Республики Башкортостан предприняло все зависящие от него меры к исполнению решения суда.

Не согласиться с выводами судьи районного суда оснований не усматриваю.

Министерство здравоохранения Республики Башкортостан в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан №... от 09 июля 2014 года, является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере здравоохранения на территории Республики Башкортостан.

В целях реализации задач в установленной сфере деятельности Министерство здравоохранения Республики Башкортостан осуществляет полномочия, переданные Российской Федерацией Республике Башкортостан в сфере охраны здоровья, и полномочия Республики Башкортостан, осуществляемые министерством, в том числе по организации обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам в соответствии с положениями Федерального закона от 05 марта 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

В силу ч. 1 ст. 525 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

Под закупкой товара для государственных нужд следует понимать совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта (п. 3 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

В силу ч. 1 ст. 8 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 2 ст. 8 названного закона).

Согласно ч. 1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона № 44-ФЗ планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены. Порядок их формирования, утверждения, внесения изменений, размещения их в ЕИС утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2019 года № 1279 (далее - Порядок № 1279).

По общим правилам, установленным ч. 6, 7 ст. 16 Закона № 44-ФЗ, п. 12 Порядка № 1279, план-график закупки утверждается в течение десяти рабочих дней: а) заказчиками, действующими от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, - со дня, следующего за днем доведения до соответствующего заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ; б) бюджетными, автономными учреждениями - со дня, следующего за днем утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения; в) иными лицами в случае передачи им полномочий государственного, муниципального заказчика - со дня, следующего за днем доведения объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств на основании бюджетного законодательства Российской Федерации на соответствующий лицевой счет, предназначенный для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств.

Статьей 22 Закона № 44-ФЗ установлены методы формирования начальной (максимальной) цены контракта.

При исполнении решения суда об обеспечении по жизненным показаниям ФИО11. и ФИО12 необходимым лекарственным препаратом «...» (...) применен метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), который заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ).

Согласно ч.ч. 1 – 3 ст. 63 Закона № 44-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.

В случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Таким образом, Законом № 44-ФЗ осуществление закупок для государственных нужд строго регламентировано, направлено на соблюдение установленного порядка при осуществлении закупок (проведение аукциона в электронной форме от включения закупки в план-график закупок до заключения контракта), что требует определенных временных затрат.

Несоблюдение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок влечет дисциплинарную, гражданско-правовую, административную либо уголовную ответственность (ч. 1 ст. 107 Закона № 44-ФЗ).

Как установлено судьей районного суда и подтверждается материалами дела, после принятия Кировским районным судом г. Уфы Республики Башкортостан решения от 16 июля 2021 года о возложении на Министерство здравоохранения Республики Башкортостан обязанности обеспечить ФИО13. и ФИО14 лекарственным препаратом «...» (...) и до вынесения 10 августа 2021 года должностным лицом УФССП по Республике Башкортостан постановлений о возбуждении исполнительного производства и взыскании исполнительского сбора Министерством здравоохранения Республики Башкортостан произведены следующие действия во исполнение решения суда:

30 июля 2021 года в адрес Премьер-министра Республики Башкортостан ФИО15. направлено письмо о необходимости определения источника финансирования для приобретения лекарственных препаратов, в том числе «...» (...) для ФИО16 и ФИО17. (л.д. 31 – 34);

09 августа 2021 года в ГКУ «...» направлено соответствующее поручение о закупке лекарственного препарата ... для ФИО18 и ФИО19 (л.д. 13).

Далее 10 августа 2021 года, в день вынесения должностным лицом УФССП по Республике Башкортостан постановлений о возбуждении исполнительного производства и взыскании исполнительского сбора, – в Единой информационной системе опубликован запрос цен для расчета начальной минимальной цены контракта (л.д. 49);

13 сентября 2021 года – закупка включена в план-график (л.д. 49);

14 сентября 2021 года – сведения о закупке направлены в ГКУ Республики Башкортостан «...» (л.д. 49);

20 сентября 2021 года – опубликовано извещение о проведении электронного аукциона №... на поставку лекарственного препарата ... (л.д. 87 – 92);

29 сентября 2021 года – рассмотрена единственная заявка, опубликован протокол (л.д. 20, 49);

15 октября 2021 года – заключен государственный контракт №... на поставку лекарственного препарата (л.д. 35 – 48);

По товарной накладной от 18 октября 2021 года лекарственный препарат 21 октября 2021 года передан поставщиком ООО «...» заведующей аптечным складом ГУП «...» (л.д. 50 – 51);

22 октября 2021 года между ООО «...» и ГКУ «...» подписан акт об исполнении обязательства по контракту №... от 15 октября 2021 года (л.д. 52).

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Следовательно, в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Анализ вышеприведенных обстоятельств свидетельствует, что судья районного суда пришел к верному выводу о том, что при условии соблюдения требований Федерального закона № 44-ФЗ у Министерства здравоохранения Республики Башкортостан не имелось возможности исполнения решения Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан в установленный судебным приставом-исполнителем срок - с 10 по 13 августа 2021 года.

При таких обстоятельствах решение судьи Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л А:

решение судьи Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Министерства здравоохранения Республики Башкортостан оставить без изменения, жалобу начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан ФИО20 – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Шестого кассационного суда общей юрисдикции, его заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанного суда.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан З.Ф. Фаизова

Справка: судья районного суда Мухина Т.А. (дело №...)