ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1159 от 16.11.2021 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Новикова О.В. 21-1159

Дело № 7-2620/2021 (12-217/2021)

УИД 59RS0035-01-2021-002402-22

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 16 ноября 2021 г.

Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «ЖилСтройКомфорт» Зебзеевой Анастасии Леонидовны на решение судьи Соликамского городского суда Пермского края от 27 августа 2021 г., постановление административной комиссии Соликамского городского округа от 10 июня 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.11 Закона Пермского края от 06 апреля 2015 г. № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае», в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЖилСтройКомфорт»

у с т а н о в и л:

Постановлением административной комиссии Соликамского городского округа от 10 июня 2021 г. общество с ограниченной ответственностью «ЖилСтройКомфорт» (далее ООО «ЖСК») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.11 Закона Пермского края от 06 апреля 20215 г. № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае», ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

Решением судьи Соликамского городского суда Пермского края от 27 августа 2021 г., вынесенным по результатам рассмотрения жалобы защитника Зебзеевой А.Л., указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.

В жалобе, поданной в краевой суд, защитник Зебзеева А.Л. просит постановление должностного лица и решение судьи городского суда отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава вменяемого правонарушения, указывая на то, что общество не является субъектом вменяемого правонарушения.

В судебном заседании в краевом суде законный представитель ООО «ЖСК», защитники Зебзеева А.Л., Андросенко О.И., извещенные надлежаще, участие не принимали.

Изучив доводы жалобы, исследовав дело об административном правонарушении, дело по жалобе на постановление по делу, судья краевого суда приходит к следующему.

Положениями части 1 статьи 6.11 Закона Пермского края от 06 апреля 2015 г. № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае» установлена административная ответственность за неисполнение или нарушение муниципальных нормативных правовых актов, принятых в пределах полномочий органов местного самоуправления, установленных законодательством Российской Федерации, в целях организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования.

Из материалов дела следует, что заведующим сектором осуществления внутренних проверок управления муниципального контроля администрации Соликамского городского округа в отношении ООО «ЖСК» составлен протокол № 174/21 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.11 Закона Пермского края от 06 апреля 2015 г. № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае», из содержания которого следует, что 15 апреля 2021 г. в 10:10 часов в ходе проведения рейдового осмотра территорий Соликамского городского округа выявлено нарушение пунктов 11.2, 11.6, 14.2.6 Правил благоустройства территории Соликамского городского округа, утвержденных решением Соликамской городской Думы 30 сентября 2020 г. № 774, а именно: территория земельного участка с кадастровым номером **, расположенного по адресу: <...>, с видом разрешенного использования: «Для объектов жилой застройки», по документу: «Эксплуатация 5-этажного многоквартирного дома», со стороны здания по ул. Молодежная, 15, захламлена бытовыми отходами.

Привлекая ООО «ЖСК» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 6.11 Закона Пермского края от 06 апреля 2015 г. № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае» коллегиальный орган, впоследствии при рассмотрении жалобы судья городского суда пришли к выводу о том, что ООО «ЖСК» является организацией осуществляющей обслуживание многоквартирного дома по адресу: <...>, обеспечивающей, в том числе содержание придомовой территории.

Между тем, с таким выводом согласиться нельзя.

Решением Соликамской городской Думы от 30 сентября 2020 г. № 774 утверждены Правила благоустройства территории Соликамского городского округа (далее по тексту – Правила благоустройства).

В соответствии с пунктом 11.2 Правил благоустройства территория городского округа подлежит регулярной очистке от отходов в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями и санитарными правилами содержания территорий муниципальных образований.

Согласно пункту 11.6 Правил благоустройства в случае невозможности установления лиц, разместивших отходы производства и потребления в несанкционированных местах, удаление отходов и рекультивация этих мест производятся за счет лиц, обязанных обеспечивать уборку и содержание данной территории в соответствии с пунктом 11.11 настоящих Правил, а в остальных случаях - юридическим лицом, независимо от его организационно-правовой формы, либо индивидуальным предпринимателем, имеющим лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, по муниципальному контракту с администрацией городского округа за счет средств, предусмотренных в бюджете Соликамского городского округа на эти цели.

При этом из пункта 14.2.6 Правил благоустройства следует, что ответственность за содержание придомовой территории в соответствии с действующими правилами и нормами несут управляющие (обслуживающие) организации, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, которые отвечают за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов.

Судья городского суда, отклоняя доводы заявителя о том, что ООО «ЖСК» не является обслуживающей организацией, сослался на договор подряда от 01 января 2016 г., заключенный между ТСЖ «Молодежная 13» и ООО «ЖСК», согласно которому ООО «ЖСК» (подрядчик) по заданию ТСЖ «Молодежная 13» (заказчик) обязуется в установленный договором срок выполнить работы на общем имуществе МКЖД, указанные в пункте 1.2 договора.

Между тем, коллегиальным органом и судьей городского суда не учтено следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, к которым относится, в том числе управление товариществом собственников жилья (пункт 2).

Согласно части 2.2 названной статьи при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем; указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности; при заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Таким образом, исходя из анализа вышеприведенных норм, лица, осуществляющие работы по обслуживанию, содержанию имущества жилого дома на основании договора подряда, не могут являться субъектами ответственности за нарушение действующих правил и норм по содержанию имущества дома, в том числе придомовой территории, поскольку на них в силу закона и избранного собственниками способа управления не возлагается бремя содержания соответствующего имущества. Эти лица могут нести гражданско-правовую ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на них договором обязанностей.

Из материалов дела следует, что собственниками жилых помещений многоквартирного дома по адресу: <...>, было принято решение о создании товарищества собственников жилья «Молодежная 13». 05 февраля 2011 г. внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о создании ТСЖ «Молодежная 13».

Между ТСЖ «Молодежная 13» (заказчик) и ООО «ЖСК» (подрядчик) 01 января 2016 г. заключен договор подряда на выполнение подрядчиком работ на общем имуществе МКЖД по заданию заказчика за обусловленную договором цену (л.д. 13-17).

При таких обстоятельствах выводы судьи городского суда о том, что ООО «ЖСК» в рассматриваемом случае при изложенных обстоятельствах является обслуживающей организацией в отношении указанного многоквартирного дома, а потому именно не него возлагается ответственность за содержание придомовой территории, являются ошибочными.

Поскольку собственниками помещений в доме № 13 по ул. Молодежная г. Соликамска избран иной способов управления многоквартирным домом (ТСЖ), при этом ООО «ЖСК» не является организацией, на которую возложены функции по управлению указанным домом, соответственно ответственность за нарушение пунктов 11.2, 11.6, 14.2.6 Правил благоустройства территории Соликамского городского округа не может быть возложена на ООО «ЖСК».

Таким образом, ООО «ЖСК» не является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.11 Закона Пермского края от 06 апреля 2015 г. № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае», в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, в связи с чем постановление административной комиссии Соликамского городского округа от 10 июня 2021 г. и решение судьи Соликамского городского суда Пермского края от 27 августа 2021 г. подлежат отмене с прекращением производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

р е ш и л:

Постановление административной комиссии Соликамского городского округа от 10 июня 2021 г., решение судьи Соликамского городского суда Пермского края от 27 августа 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.11 Закона Пермского края от 06 апреля 2015 г. № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае», в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЖилСтройКомфорт» отменить.

Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.

Судья - (подпись)