ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-115/19 от 06.11.2019 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Монгуш Р.С. Дело №21-115/2019

РЕШЕНИЕ

г. Кызыл 6 ноября 2019 года

Судья Верховного Суда Республики Тыва Железнякова С.А. при секретаре Чимит Е.Ш., с участием прокурора Ооржак С.А., переводчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 на определение заместителя прокурора города Кызыла от 1 июля 2019 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 5 сентября 2019 года,

УСТАНОВИЛА:

определением заместителя прокурора г. Кызыла Цыганок М.А. от 1 июля 2019 года в возбуждении дела об административном правонарушении по статье 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов УФСПП по Республике Тыва Б. отказано в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Решением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 5 сентября 2019 года указанное определение должностного лица оставлено без изменения, жалоба ФИО2 – без удовлетворения.

Не согласившись с решением судьи, ФИО2 подал жалобу, в которой просит судебный акт отменить как незаконный.

В судебном заседании ФИО2 свою жалобу поддержал, просил решение судьи отменить.

Прокурор Ооржак С.А. просила оставить решение суда без изменения.

Выслушав участников производства по делу об административном правонарушении, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных счастью 2 статьи 5.27 и статьёй 14.52 настоящего Кодекса).

Указанные в части 1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

Согласно части 5 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Дела о самоуправстве возбуждаются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч.2 ст. 28.3 КоАП РФ), а также прокурором, соответственно, определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом.

Отказывая в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 19.1 КоАП РФ, в отношении судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов УФСПП по Республике Тыва Б. заместитель прокурора г. Кызыла Цыганок М.А. указала, что 3 июня 2019 года в отношении гражданина ФИО2 была проведена процедура пропускного режима, предусмотренная статьёй 11 Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах», пунктом 37 Приказа ФССП России от 17.12.2015 года № 596 «Об утверждении Порядка организации деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов», пункта 2.1 Типовых правил поддержания общественного порядка в зданиях судов общей юрисдикции Республики, утверждённых приказом Управления ФССП России по Республике Тыва 17 апреля № 126. Действия судебного пристава по предложению выложить предметы, вызывающие срабатывание металлообнаружителя, не являются личным досмотром гражданина и не влекут необходимости составления протокола досмотра. В действиях судебного пристава Б. нарушений не усматривается, поскольку он действовал в рамках закона и утверждённого порядка.

Оставляя без изменения указанное определение заместителя прокурора г. Кызыла, судья городского суда пришёл к тому, что выводы заместителя прокурора г. Кызыла соответствуют установленным обстоятельствам дела и требованиям законодательства.

Нахожу указанные выводы должностного лица и судьи обоснованными по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 14.9.1 настоящего Кодекса, - влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трёхсот до пятисот рублей.

Обязательным признаком самоуправства является самовольность, то есть виновное лицо преднамеренно нарушает установленный действующим законодательством РФ определённый порядок осуществления своего действительного или предполагаемого права и вопреки этому порядку пытается осуществить неправомерные действия для достижения имеющихся у него противоправных целей. При этом виновный осознаёт, что действует без разрешения лица, право которого данное деяние нарушает.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.1 КоАП РФ, характеризуется следующими признаками. Во-первых, данное правонарушение может быть совершено только путём активных действий. Невозможно реализовать свои субъективные права путём бездействия. Во-вторых, действующим законодательством установлен определённый порядок реализации субъективных прав, например обращение в компетентные органы, суд, проведение определённых процедур и т.д. В-третьих, лицо реализует свое действительное или предполагаемое право вопреки установленному порядку. В-четвёртых, противоправными действиями не должен быть причинён существенный вред гражданам или юридическим лицам.

Субъектами данного правонарушения могут быть граждане и должностные лица, которые совершили самовольные действия для реализации субъективного права вопреки установленному законом порядку его осуществления.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прямым умыслом по отношению к самовольным действиям, то есть виновное лицо должно осознавать, что установлен определённый порядок в соответствии с действующим законодательством РФ для реализации своих прав.

Как следует из материалов дела, ФИО2 обратился в прокуратуру г.Кызыла с заявлением о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.1 КоАП РФ, в отношении судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Б. поскольку тот его не допустил в здание Кызылского городского суда 3 июня 2019 года.

В ходе проверки обращения ФИО2, зафиксированного протокольно 4 июня 2019 года старшим прокурором г. Кызыла Кизикиным А.В., установлено, что судебный пристав ОУПДС Б. осуществлял пропускной режим в Кызылском городском суде Республики Тыва 3 июня 2019 года. При просмотре видеозаписи в прокуратуре он указал на проходившего пропускной режим в суде с 16 часов 42 минут по 16 часов 59 минут 3 июня 2019 года гражданина как на ФИО2. На видеозаписи действий по досмотру вещей, находящихся при данном гражданине, а также применение физической силы в отношении него не зафиксировано, что подтверждается актом проверки, составленным помощником прокурора г. Кызыла Ш. в присутствии помощника судьи Д. (л.д. 26).

Согласно статье 11 Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан обеспечивать в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса; осуществлять охрану здания, помещений суда; при исполнении служебных обязанностей предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел.

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеет право проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов; в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, осуществлять личный досмотр лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также досмотр находящихся при них вещей при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства.

В соответствии с Порядком организации деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, утвержденным Приказом ФССП России от 17 декабря 2015 года N 596 (далее Порядок), судебные приставы по ОУПДС обеспечивают охрану зданий, помещений судов в рабочее время, а при необходимости по указанию старшего судебного пристава - в нерабочее время (п. 3.1); судебные приставы по ОУПДС осуществляют свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами ФССП России, а также должностным регламентом (п. 3.2); судебные приставы по ОУПДС обеспечивают охрану здания, помещения суда, безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса в соответствии с табелем постам (п. 3.3); при пропуске посетителей в здание, помещение суда судебные приставы по ОУПДС, в том числе, осуществляют контроль прохода посетителей в здание, помещения суда, а также обеспечивают соблюдение посетителями суда установленных правил внутреннего распорядка суда; используют имеющиеся в суде технические средства охраны; проверяют документы, удостоверяющие личность (п. 3.7); не допускают в здание, помещение суда лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы (за исключением лиц, осуществляющих конвоирование и охрану лиц, содержащихся под стражей), взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства, в случае необходимости задерживают данных лиц и передают их в органы внутренних дел (п. 3.7).

На основании пункта 2.1 Порядка руководитель территориального органа Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации организует и контролирует работу по обеспечению установленного порядка деятельности судов, охране зданий, помещений судов; издаёт приказы, указания и распоряжения по вопросам организации деятельности территориального органа Федеральной службы судебных приставов; организует в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности.

Приказом УФССП по Республике Тыва № 126 утверждены Типовые правила по поддержанию общественного порядка в зданиях судов общей юрисдикции Республики Тыва, в пункте 2.1 которых указано, что на входе в здание суда осуществляется контроль посетителей с помощью стационарного металлообнаружителя, настроенного на выявление оружия, а при его отсутствии или неисправности – переносного металлообнаружителя. При срабатывании металлообнаружителя судебный пристав по ОУПДС предлагает посетителю выложить на стол предметы, вызывающие его срабатывание. Если при повторной проверке металлообнаружитель не срабатывает, и среди личных вещей отсутствуют предметы, которые запрещено проносить, посетитель допускается в здание суда. В случае отказа от прохождения данной процедуры посетитель в здание суда не допускается.

Приказом Председателя Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 февраля 2012 года утверждены Правила пребывания посетителей в Кызылском городском суде Республики Тыва. Указанные Правила размещены на официальном сайте суда. В пункте 3.2 Правил указано, что посетители суда обязаны при входе в здание суда сообщать судебному приставу по ОУПДС о цели своего пребывания; предъявлять судебному приставу по ОУПДС документ, удостоверяющий личность, в развернутом виде, судебное извещение при его наличии; проходить осмотр с использованием технических средств, проводимый судебными приставами по ОУПДС, и предъявлять им для проверки ручную кладь (сумки, портфели, папки и т.п.).

Металлообнаружители, как специальные приборы, устанавливаются и используются в судах в целях обнаружения опасных и запрещённых предметов. Не оспаривается, что при проходе в здание Кызылского городского суда Республики Тыва ФИО2 сработал металлообнаружитель, значит, у него при себе находился предмет, вызывающий срабатывание металлообнаружителя, потому мероприятия, проведённые судебным приставом Б. в отношении него при его срабатывании, в данном случае отвечали интересам безопасности и осуществлялись в рамках полномочий, предоставленных судебным приставам, соответствовали действующему законодательству. ФИО2 вполне обоснованно был запрещён в целях обеспечения безопасности проход в здание суда при отказе предъявить предмет, вызывающий срабатывание металлообнаружителя.

При таких обстоятельствах оснований для отмены определения заместителя прокурора города Кызыла от 1 июля 2019 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и решения судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 5 сентября 2019 года не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Тыва

РЕШИЛА:

определение заместителя прокурора города Кызыла от 1 июля 2019 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 5 сентября 2019 года оставить без изменения, жалобу ФИО2 – без удовлетворения.

Решение вступает в силу со дня принятия.

Судья С.А. Железнякова