Судья Куриленко Р.В. Дело № 21-115/2019
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Соболев В.М., при секретаре Сметаниной Е.Ф., рассмотрев 13 февраля 2019 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре жалобу начальника Управления ЖКХ АМО ГО "Сыктывкар" Гонтарь А.Г. на решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми от 18 сентября 2018 года Управление ЖКХ "Сыктывкар" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Оспаривая законность постановления должностного лица, Управление ЖКХ АМО ГО "Сыктывкар" обратилось в суд с жалобой, по результатам рассмотрения которой судьей городского суда вынесено решение об оставлении вынесенного постановления без изменения в связи с отсутствием оснований для его отмены.
Не согласившись с вынесенным постановлением должностного лица и судебным решением, Управление ЖКХ АМО ГО "Сыктывкар" в лице начальника Гонтарь А.Г. в Верховный Суд Республики Коми подало жалобу, в которой просит их отменить по основанию ненадлежащей оценки доказательств судом, настаивает на том, что Управление не осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами и не является надлежащим субъектом вменённого правонарушения. Полагает на том, что Управление не является лицом, ответственным за содержание территории, на которой выявлено правонарушение. Участок территории, на которой выявлено правонарушение, передан в оперативное управление с постановкой на баланс МКП МО ГО "Сыктывкар" "...".
Проверив материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы, заслушав защитника УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар" Борисова В.Г., прихожу к следующему.
Статья 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических противоэпидемических мероприятий.
Статья 42 Конституции Российской Федерации и статья 8 Федерального закона № 52 - ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закрепляют право граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу положений статьи 3 Федерального закона № 52-ФЗ законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Как предусмотрено в статье 39 названного Федерального закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утверждённые и введённые в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно пунктам 1.1, 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твёрдых и жидких бытовых отходов и уборки территории должна удовлетворять требованиям настоящих "Санитарных правил содержания территории населенных мест". Система санитарной очистки и уборки территории населённых мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населённого пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населённого пункта.
Как следует из материалов дела, основанием возбуждения в отношении Управления ЖКХ МО ГО "Сыктывкар" дела об административном правонарушении и привлечении Управления к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях явилось выявленное в результате осмотра территории на участке улицы ... от дома <Номер обезличен> до дома <Номер обезличен> нарушение требований санитарных правил, выразившееся в необеспечении и непроведении очистки территории по уличному проезду, а также в том, что не предусмотрена надлежащая система санитарной очистки и уборки территории населённых мест, которая должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов, скапливающихся на территории населённого пункта.
Давая оценку законности постановления о привлечении Управления ЖКХ МО ГО "Сыктывкар" к административной ответственности, судья городского суда исходил из отсутствия оснований к отмене вынесенного должностным лицом постановления, указав, что нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения подтверждается исследованными материалами дела.
Применительно к требованиями СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населённых мест", с учётом установленных в утверждённом Решением Совета МО ГО "Сыктывкар" от 20 июня 2013 года <Номер обезличен> Положении полномочий Управления, и представленного в материалах административного дела соглашения <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, заключенного между Управлением МО ГО "Сыктывкар" и МКП МО ГО "Сыктывкар" "...", о предоставлении из бюджета МО ГО "Сыктывкар" субсидии на <Дата обезличена> год на возмещение затрат, возникающих в результате содержания и ремонта общегородских объектов благоустройства, нахожу выводы судьи о правомерности привлечения Управления ЖКХ МО ГО "Сыктывкар" к административной ответственности, предусмотренной статьёй 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ошибочными, поскольку на основании представленных доказательств Управление не является лицом, ответственным за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в части выявленных нарушений.
Как предусмотрено в Положении об Управлении ЖКХ МО ГО "Сыктывкар", пунктах 2.5, 2.6., 3.35, Управление, являясь отраслевым (функциональным) органом администрации МО ГО "Сыктывкар", осуществляет организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организацию благоустройства территории городского округа; участвует в организации и контроле за благоустройством, санитарной очисткой и озеленением территории.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе передать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. В соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием может быть создано учреждение (государственное или муниципальное соответственно). Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Как усматривается из материалов административного дела, на основании постановления администрации МО ГО "Сыктывкар" от <Дата обезличена><Номер обезличен> "О передаче имущества в оперативное управление" улица ... передана в оперативное управление МКП МО ГО "Сыктывкар" "..." с постановкой на баланс.
<Дата обезличена> между Управлением ЖКУ МО ГО "Сыктывкар" и МКП МО ГО "Сыктывкар" "..." заключено соглашение <Номер обезличен>, в соответствии с которым Управление ЖКХ МО ГО "Сыктывкар" как главный распорядитель на основании Положения об Управлении предоставило МКП МО ГО "Сыктывкар" "..." на безвозмездной и безвозвратной основе субсидию за счёт средств бюджета в целях частичного возмещения затрат, возникающих в результате осуществления получателем субсидии содержания и ремонта объектов, перечисленных в приложении <Номер обезличен>.
Из пункта 1.2 Соглашения <Номер обезличен> следует, что субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, в том числе, на содержание объектов (автомобильной дороги, городские улицы на территории МО ГО "Сыктывкар"), переданных получателю субсидии в оперативное управление.
По условиям соглашения финансирование выполненных работ осуществляется по результатам рассмотрения главным распорядителем средств представленных получателем документов, указанных в пункте 2.2.1 соглашения.
Согласно приложению <Номер обезличен> к соглашению <Номер обезличен> ул. ... включена в перечень объектов транспортной инфраструктуры МО ГО "Сыктывкар", переданных из казны МО ГО "Сыктывкар" в оперативное управление, на котором в соответствии с утвержденными в приложении <Номер обезличен> к соглашению мероприятиями в ... период (городские улицы и тротуары) должна быть обеспечена уборка несанкционированных свалок и вывоз мусора; уборка газонов вручную.
Обеспечение осуществления Управлением деятельности по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организации благоустройства территории городского округа, реализовано посредством заключения вышеназванного соглашения с уполномоченной организацией, несущей в рассматриваемом случае обязанность по обеспечению соблюдения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при исполнении принятых обязательств в силу возникших правоотношений.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность.
С учетом определенного в статье 2.1 Кодекса Российской Федерации определения административного правонарушения, устанавливая ответственность, её наступление законодатель связывает с неисполнением в форме действия (бездействия) предусмотренной законом обязанности.
На основании выводов, изложенных в настоящем решении, данных, безусловно свидетельствующих о том, что Управлением ЖКХ МО ГО "Сыктывкар" при возложении в рамках предоставленных полномочий посредством заключения с МКП МО ГО "Сыктывкар" "..." соответствующего соглашения при обращении получателя субсидии с необходимыми документами не обеспечило их выполнение, в частности, не оказало бюджетное финансирование, не установлено. Доказательств в подтверждение изложенных обстоятельств материалы дела не содержат.
При фактических обстоятельствах вывод судьи о том, что Управление ЖКХ МО ГО "Сыктывкар" является лицом, ответственным за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в результате нарушения действующих санитарных правил, и как следствие, в рамках статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несёт административную ответственность, ошибочен.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В рассматриваемом случае, в отсутствие безусловных доказательств, свидетельствующих о виновном поведении именно привлекаемого лица, правовой возможности для привлечения Управления ЖКХ МО ГО "Сыктывкар" к ответственности, предусмотренной статьёй 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имелось.
При оценке законности вынесенного должностным лицом постановления судьёй не были всесторонне, полно и объективно выяснены все обстоятельства дела, не приняты во внимание и не оценены надлежащим образом все собранные доказательства по делу в совокупности с материалами дела в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не дана надлежащая и правильная оценка обоснованным доводам привлекаемого лица, юридически значимые обстоятельства дела, подлежащие доказыванию и имеющие значение для правильного разрешения дела, должным образом не определены.
Принимая во внимание вышеизложенное, прихожу к выводу, что оспариваемые решение и постановление должностного лица нельзя признать законными и обоснованными.
На основании пункта 3 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотрение и разрешение жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление осуществляется в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 названного Кодекса.
Пункт 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учётом выводов, изложенных в настоящем решении, на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обжалуемое постановление судьи подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 6.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Управления ЖКХ МО ГО "Сыктывкар" прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием в действиях привлекаемого лица состава вменённого административного правонарушения.
Руководствуясь статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 ноября 2018 и постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми от 18 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденном в отношении Управления ЖКХ МОГО "Сыктывкар" отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием в действиях состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья В.М. Соболев
Копия верна, верна: Соболев В.М.