Судья Новиков Р.В. Дело № 21-115/2017
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
Судья Смоленского областного суда Чеченкина Е.А., при секретаре Коротиной А.В., рассмотрев жалобу начальника финансово-экономической службы – главного бухгалтера Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия войсковой противовоздушной обороны вооруженных сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза ФИО1» Министерства обороны Российской Федерации ФИО2 на решение судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 10 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 КоАП РФ, принятое в отношении должностного лица ФИО2,
у с т а н о в и л:
постановлением по делу об административном правонарушении старшего государственного инспектора Росприроднадзора по Смоленской области ФИО3 от (дата) года начальник финансово-экономической службы – главный бухгалтер Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия войсковой противовоздушной обороны вооруженных сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза ФИО1» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ВА ВПВО ВС РФ) ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб.
Решением судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 10 февраля 2017 года указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Смоленский областной суд, ФИО2 просит решение суда и постановление должностного лица отменить, считая их незаконными, ссылается на отсутствие вины в совершении инкриминируемого правонарушения.
В Смоленском областном суде ФИО2 доводы жалобы поддержала.
Выслушав ФИО2, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду установлена статьей 8.41 КоАП РФ.
Как усматривается из материалов дела, начальнику финансово-экономической службы – главному бухгалтеру ФИО2 вменяется невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду вследствие непринятия ею надлежащих мер. ВА ВПВО ВС РФ в ходе проведенной проверки представлены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными объектами за 1-4 кварталы 2015 г. Плата по расчетам осуществлялась только по 1 и 2 кварталам 2015 г. Также не внесены квартальные авансовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду в 2016 г.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица ФИО2 к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.41 КоАП РФ.
Между тем, выводы административного органа и судьи районного суда о наличии в действиях должностного лица ФИО2 состава вменяемого ей административного правонарушения являются преждевременными в связи со следующим.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии с ч.1 ст. 16 Закона об охране окружающей среды плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (ч.2).
В соответствии с ч.1 ст.16.1 Закона об охране окружающей среды плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Вместе с тем, как следует из пункта 3.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5-П "По делу о проверке конституционности статьи 16 Закона об охране окружающей среды и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Тополь" следует, что установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую природную среду - имея в виду публично-правовую природу данного платежа - должно осуществляться путем нормативно-правового регулирования, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решение этого вопроса в рамках договорных отношений.
Как последовательно при рассмотрении дела поясняла ФИО2, ВА ВПВО ВС РФ является казенным учреждением, его собственником является Российская Федерация в лице Министерства обороны. Военная академия относится к Западному военному округу. В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации № № от (дата) . «Об утверждении положения об органах экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации» организация своевременного исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за ВА ВПВО ВС РФ относится к функциям службы экологической безопасности Западного военного округа (п.15). В материалах дела имеются соответствующие квитанции об оплате за негативное воздействие на окружающую среду, произведенной ФКУ «ОСК ЗВО», соответствующее финансирование ВА ВПВО ВС РФ не предусмотрено и не производится, в обязанности ВА ВПВО ВС РФ входит лишь поквартальное предоставление расчетов платы в организацию, осуществляющую платежи - Экологическую службу Западного военного округа (обязанности возложены на старшего преподавателя З.). В ее, ФИО2, должностные обязанности не входит осуществление расчетов и перечислений платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Кроме того, все необходимые расчеты Академией были представлены, а за 2016 год по авансовым платежам такие расчеты не представляются, поскольку согласно ч.3 ст.16.4. Закона об охране окружающей среды квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) вносятся не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.
Также в материалах дела имеются объяснения заместителя начальника академии по МТО- начальника отдела МТО ВА ВПВО ВС РФ полковника Д.. о том, что в связи с осуществлением платы за негативное воздействие на окружающую среду экологической службой ЗВО, Военная академия самостоятельно плату не осуществляет, ответственное лицо не назначалось (л.д.85); копии платежных поручений (плата за негативное воздействие на окружающую среду ФГКУ Военная академия им. А.В. Василевского), где плательщиком указано УФК по г. Санкт- Петербургу (ФКУ «ОСК ЗВО») (л.д.79-82); ответ начальника экологической службы Западного военного округа об отсутствии возможности оплаты за негативное воздействие на окружающую среду за 3,4 квартал 2015 года в связи с ограничением лимита выделенных денежных средств Министерством обороны РФ, авансовых платежей за 2016 год в связи с отсутствием финансирования (л.д.14-15); приказ Министра обороны Российской Федерации № № от (дата) г. «Об утверждении положения об органах экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации» (л.д. 109-113).
Однако указанные доводы и документы оставлены судьей районного суда без исследования и оценки.
Более того, ни в постановлении должностного лица, ни в принятом судьей районного суда решении конкретно не указано, в чем заключались нарушения, допущенные должностным лицом ФИО2, образующие состав правонарушения по ст.8.41 КоАП РФ, неосуществление платы за какие конкретно виды негативного воздействия на окружающую среду вменены ей, не дана оценка тому обстоятельству, имелась ли у должностного лица соответствующая должностная обязанность и реальная возможность внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду при наличии внутриведомственных функциональных разграничений, установленных приказом Министра обороны Российской Федерации № № от (дата) г. «Об утверждении положения об органах экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации», и отсутствием в связи с этим бюджетного финансирования по целевой статье.
Таким образом, имеющиеся по делу противоречия судьей районного суда устранены не были.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Срок привлечения к административной ответственности за данное административное правонарушение, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, составляет один год и на данный момент не истек.
При таких обстоятельствах постановление судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 10 февраля 2017 года нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в районный суд, поскольку допущенные нарушения не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья Смоленского областного суда
решил:
решение судьи Заднепровского районного суда г. Смоленска от 10 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 КоАП РФ, в отношении должностного лица ФИО2 отменить, дело возвратить в Заднепровский районный суд г. Смоленска на новое рассмотрение.
Судья Е.А.Чеченкина