Судья Парамонов Р.Ю. | №21-115/2018 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Коваленко С.В., рассмотрев жалобу Г.Л.С. на постановление инспектора ДПС СР ДПС ГИБДД ОР МВД по Республике Карелия от 06 марта 2018 г., решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 09 апреля 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Г.Л.С.,
установил:
постановлением инспектора ДПС СР ДПС ГИБДД ОР МВД по Республике Карелия от 06 марта 2018 г. Г.Л.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 руб.
Решением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 09 апреля 2018 г. данное постановление оставлено без изменения, а жалоба Г.Л.С. - без удовлетворения.
С такими постановлением и решением не согласен Г.Л.С. В жалобе поставил вопрос об их отмене с прекращением производства по делу и указал, что ему как инвалиду III группы с 09 января 2018 г. Федеральным законом от 29.12.2017 №477-ФЗ «О внесении изменения в статью 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предоставлена льгота в виде использования места бесплатной парковки автомобиля для обеспечения доступа к объектам социальной инфраструктуры, а отсутствие порядка реализации такой льготы о наличии вины в совершении правонарушения не свидетельствует. Опознавательного знака «Инвалид» на транспортном средстве не имелось, поскольку в силу пункта 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения он устанавливается на транспортных средствах, управляемых инвалидами I и II групп, однако сотруднику полиции была предъявлена справка об инвалидности.
Заслушав объяснения Г.Л.С., поддержавшего доводы жалобы, проверив дело, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.
Согласно пункту 1.3 Правил дорожного движения Российской Федерации участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки.
Информационный знак 8.17 «Инвалиды» указывает, что действие знака 6.4 «Парковка (парковочное место)» распространяется только на мотоколяски и автомобили, на которых установлен опознавательный знак «Инвалид».
По желанию водителя может быть установлен опознавательный знак «Инвалид» в виде квадрата желтого цвета со стороной 150 мм и изображением символа дорожного знака 8.17 черного цвета - спереди и сзади механических транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп, перевозящих таких инвалидов или детей-инвалидов (пункт 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения).
Основанием для привлечения Г.Л.С. к административной ответственности послужило то обстоятельство, что 06 марта 2018 г. в 10.20 час. он около дома №27 по пр.Комсомольскому в г.Петрозаводске в нарушение пункта 1.3 Правил дорожного движения Российской Федерации произвел стоянку транспортного средства «(...)» в месте, отведенном для организованной стоянки транспортных средств инвалидов, обозначенном дорожным знаком 6.4 «Парковка (парковочное место)» с табличкой 8.17 «Инвалиды». Транспортное средство не оборудовано опознавательным знаком «Инвалид», и документов, подтверждающих инвалидность, водитель Г.Л.С. не предъявил.
Проверяя законность и обоснованность привлечения Г.Л.С. к административной ответственности, судья пришел к выводу о наличии в действиях водителя состава вмененного правонарушения.
Однако с таким выводом согласиться нельзя.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 названного Кодекса по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 9 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29.12.2017 №477-ФЗ «О внесении изменения в статью 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», действующей с 09.01.2018) на каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак «Инвалид». Порядок выдачи опознавательного знака «Инвалид» для индивидуального использования устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства.
В ранее действующей редакции данной нормы (до внесения Федеральным законом от 29.12.2017 №477-ФЗ изменений) группы инвалидов не конкретизированы, а распространение нормы исключительно на категории инвалидов I и II групп было осуществлено Правительством Российской Федерации, действовавшем в рамках предоставленных полномочий, при утверждении Правил дорожного движения Российской Федерации.
Из содержания действующей на 06 марта 2018 г. редакции части 9 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ следует распространение данной нормы, в том числе, на инвалидов III группы, которым и является Г.Л.С. согласно справке серии МСЭ-2015 (...), повторно устанавливающей инвалидность III группы на срок до (...).
В данном случае отсутствие механизма реализации (внесение изменений или дополнений в Правила дорожного движения Российской Федерации; издание правового акта, устанавливающего порядок выдачи опознавательного знака «Инвалид» и т.д.) правовой нормы не может являться препятствием для осуществления предоставленного Федеральным законом права инвалида III группы на парковку транспортного средства на специально отведенном для этого парковочном месте.
Объяснение Г.Л.С. о предъявлении им сотруднику полиции на месте выявления правонарушения справки, подтверждающей наличие инвалидности III группы, не опровергнуто материалами дела, в том числе сведениями, содержащимися в протоколе об административном правонарушении, в котором относительно данного вопроса по смыслу указано лишь о непредъявлении водителем документа, подтверждающего инвалидность I или II группы.
Таким образом, Г.Л.С. в момент выявления правонарушения 06 марта 2018 г. не являлся субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая указанное, постановление должностного лица и решение судьи по настоящему делу не могут быть признаны законными и обоснованными, поэтому подлежат отмене, а производство по настоящему делу об административном правонарушении - прекращению по пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление инспектора ДПС СР ДПС ГИБДД ОР МВД по Республике Карелия от 06 марта 2018 г., решение судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 09 апреля 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Г.Л.С. отменить, производство по настоящему делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья | С.В. Коваленко |