ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-115/2021 от 06.07.2021 Липецкого областного суда (Липецкая область)

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

судья Ламонов А.В. дело № 21-115 /2021

РЕШЕНИЕ

город Липецк 6 июля 2021 года

Судья Липецкого областного суда Долбнин А.И., рассмотрев в здании Липецкого областного суда в городе Липецке дело об административном правонарушении по жалобе Федотова К. В. на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора, начальника отдела государственного экологического надзора по Липецкой области Дугановой Е.А. № 29 от 26 февраля 2021 года и решение судьи Усманского районного суда Липецкой области от 12 мая 2021 года, вынесенные в отношении начальника очистных сооружений комплекса «Усманский» филиал «Южный» ОГУП «Липецкоблводоканал» Федотова ФИО8 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора, начальника отдела государственного экологического надзора по Липецкой области Дугановой Е.А. № 29 от 26 февраля 2021 года начальник очистных сооружений комплекса «Усманский» филиал «Южный» ОГУП «Липецкоблводоканал» Федотов Константин Викторович был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 руб.

Решением судьи Усманского районного суда Липецкой области от 12 мая 2021 года оспариваемое постановление изменено, снижено административное наказание в виде административного штрафа до 10000 руб.

В жалобе, поданной в Липецкий областной суд, Федотов К.В. ставит вопрос об отмене, состоявшихся в его отношении постановления должностного лица и решения судьи, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав Федотова К.В., его защитника по устному ходатайству Перминову М.А., поддержавших жалобу, проверив доводы, изложенные в жалобе, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 КоАП РФ, выражается, в том числе, осуществление водопользования с нарушением, установленных для такого пользования условий.

Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Частью 1 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации предоставление водных объектов в пользование для сброса сточных вод производится на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения Федотова К.В. к административной ответственности по статье 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в протоколе № 48 АФ 008 об административном правонарушении от 16 февраля 2021 года выводы о том, что 27 января 2021 года в 16 часов 30 минут в ходе внеплановой выездной проверки выявлено, что ОГУП «Липецкоблводоканал» осуществлялась деятельность по использованию водного объекта река Усмань на 118,8 км от устья (АЗО/ДОН/1403/64/118,8 км от устья), код водохозяйственного участка 05.01.01.006, наименование - «Воронеж от г. Липецк до Воронежского г/у», координаты: 52°01"36.22" с.ш., 39°44"14.29" в.д. с нарушением условий разрешительной документации, на основании которой возникает право пользования водным объектом (решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод), что явилось нарушением части 1 статьи 9, пункта 2 части 3 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации.

ОГУП «Липецкоблводоканал» осуществляет эксплуатацию очистных сооружений, расположенных по адресу: Липецкая область, г. Усмань, ул. Чернышевского, 123, на объекте: 42-0148-002166-П получено решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод от 31 декабря 2019 года № 48-05.01.01.006-Р-РСБХ-С-2019-01273/00 (далее - Решение) и разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) № С16161005 от 15 сентября 2016 года (далее - Разрешение).

В ходе проведения внеплановой выездной проверки 24 декабря 2020 года в 11 часов 00 минут установлено, что ОГУП «Липецкоблводоканал» осуществлялась деятельность по использованию водного объекта реки Усмань для целей сброса сточных вод с нарушением разрешительных документов - решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод от 31 декабря 2019 года № 48-05.01.01.006-Р-РСБХ-С-2019-01273/00.

Согласно подпункту 10 пункта. 2.3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод от 31 декабря 2019 года № 48-05.01.01.006-Р-РСБХ-С-2019-01273/00 использование водного объекта может осуществляться при непревышении объема сброса сточных вод равных 0,10572 тыс. м3 в час (0,03 м3 сек; 2,53718 тыс. м3 в сутки 914,92 тыс. м3 в год).

Учёт объема сброса должен определяться инструментальными методами по показаниям аттестованных средств измерений прибором марки ВЗЛЕТ ЭМ под №1200161. Вместе с тем, прибор учета сброса стоков не работает с 15 ноября 2020 года, что подтверждается фотоматериалами, объяснительной начальника очистных сооружений ОГУП «Липецкоблводоканал» в г. Усмань Федотова К.В.

Согласно подпункту 12 пункта 2.3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод от 31 декабря 2019 года № 48-05.01.01.006-Р-РСБХ-С-2019-01273/00 утилизация (захоронение) осадков сточных вод из очистных сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области с отходами.

При проведении проверки с привлечением специалистов филиала ЦЛАТИ по Липецкой области ФГБУ «ЦЛАТИ» по ЦФО 24 декабря 2020 года, 13 января 2021 года, 15 января 2021 года производились отборы проб на выходе с локальных очистных сооружений предприятия ОГУП «Липецкоблводоканал» в реку Усмань, установлено наличие превышения концентраций загрязняющих веществ, а именно: Аммония-ион, АПАВ, БПК5, БПКполн, Железо общ., Марганец, Медь, Нефтепродукты, Нитрит-ион, Фенолы, Фосфат-ион, Фторид-ион, Хлорид-ион, ХПК, Цинк, наличие превышения концентраций взвешенных веществ и сточные воды, имеют выраженный резкий, неприятный запах.

Согласно подпункту 14 пункта 2.3 Решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод от 31 декабря 2019 года № 48-05.01.01.006-Р-РСБХ-С-2019-01273/00 при использовании водного объекта эксплуатируемые водопользователем очистные сооружения должны содержаться в исправном состоянии.

При проведении вышеуказанной внеплановой выездной проверки установлены несоответствия эксплуатации (работы) очистных сооружений Технологическому регламенту очистных сооружений канализации г. Усмань Липецкой области, а именно, установка ультрафиолетовой дезинфекции не использовалась и на момент проверки использовалась одна воздуходувка, а при работе очистных сооружений должны использоваться три воздуходувки.

При этом должностное лицо административного органа исходило из того, что надлежащим субъектом данного административного правонарушения является начальник очистных сооружений комплекса «Усманский» филиал «Южный» ОГУП «Липецкоблводоканал» Федотов К.В., назначенный ответственным за эксплуатацию очистных сооружений комплекса «Усманский» филиала «Южный» приказом № 10 от 27 февраля 2020 года.

В рассматриваемом деле установлен факт, что Федотовым К.В. нарушены условия, отраженные в Решении о предоставлении водного объекта в пользование, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 КоАП РФ.

Оценив совокупность представленных доказательств всесторонне, полно и объективно по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о доказанности вины должностного лица Федотова К.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 КоАП РФ.

При рассмотрении настоящей жалобы Федотовым К.В. в суд представлена должностная инструкция начальника очистных сооружений, утвержденная директором «Усманьводоканал» - филиала ОГУП «Липецкоблводоканал» от 4 июля 2014 года. Федотов К.В. пояснил, что с должностной инструкцией был ознакомлен под роспись. Основные обязанности начальника очистных сооружений перечислены в пункте 2 должностной инструкции, в том числе, организует выполнение работ по бесперебойному приему и очистке сточных вод (подпункт 2.1); обеспечивает содержания в исправном состоянии и надежной технической эксплуатации очистных сооружений, транспорта, производственных и подсобных зданий (подпункт 2.2); обеспечивает эффективное использование мощностей, экономное расходование материалов и сырья (подпункт 2.3).

Доводы Федотова К.В. о принятии им мер для эксплуатации очистных сооружений, таких как представление руководству служебных записок о выходе из строя оборудования и необходимости его ремонта, не расценивается судом как принятие всех необходимых мер к выявлению и устранению допущенных нарушений, и не могут служить основанием для вывода об отсутствии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 КоАП РФ. Наличие у Общества, владеющего комплексом очистных сооружений и обязанного обеспечивать надлежащую очистку сточных вод согласно установленным для него допустимым нормативам, каких-либо технологических или финансовых затруднений не может являться основанием для несоблюдения требований природоохранного и водного законодательства и не позволяет допускать загрязнение водного объекта опасными веществами.

Нарушений требований нормативных правовых актов при отборе проб, перевозке и хранении и их последующем исследовании, не установлено.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения постановления должностного лица и решения судьи не имеется.

Вид и размер назначенного наказания отвечают принципам соразмерности и справедливости.

Сроки привлечения к административной ответственности не нарушены.

Существенных нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемых постановлений, не допущено.

Доводы жалобы следует признать несостоятельными, соответственно, жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора, начальника отдела государственного экологического надзора по Липецкой области Дугановой Е.А. № 29 от 26 февраля 2021 года и решение судьи Усманского районного суда Липецкой области от 12 мая 2021 года, вынесенные в отношении начальника очистных сооружений комплекса «Усманский» филиал «Южный» ОГУП «Липецкоблводоканал» Федотова ФИО8 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Федотова ФИО8 - без удовлетворения.

Судья подпись А.И. Долбнин

Копия верна:

Судья

Секретарь