ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1160/2023 от 29.06.2023 Московского областного суда (Московская область)

Судья Зыбина Н.В. Дело № 21-1160/2023

Р Е Ш Е Н И Е

г. Красногорск,

Московской области 29 июня 2023 года

Судья Московского областного суда Бирюкова Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника Серпуховского ТО Управления Роспотребнадзора по Московской области Семеновой М.А. на постановление судьи Серпуховского городского суда Московской области от 10 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ, в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Серпуховская областная больница»,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением судьи Серпуховского городского суда Московской области от 10 мая 2023 года Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Серпуховская областная больница» (далее – ГБУЗ МО «Серпуховская областная больница»), ИНН <данные изъяты>, КПП <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным по делу постановлением, заместитель начальника Серпуховского ТО Управления Роспотребнадзора по Московской области Семенова М.А. подала на него жалобу, в которой ссылается на то, что судом назначено наказание несоразмерное деянию.

Будучи надлежащим образом извещенными должностное лицо – Семенова М.А. и законный представитель ГБУЗ МО «Серпуховская областная больница» в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть жалобу при данной явке.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав позицию защитника Бычковой Е.Н., суд второй инстанции оснований для отмены или изменения постановления городского суда не усматривает.

Из материалов дела следует, что 28 апреля 2023 года в 15 час. 00 мин. при проведении санитарно-эпидемиологического обследования в период времени с 10 час. 30 мин. 19.04.2023 по 15 час. 00 мин. 28 апреля 2023 года бактериологической лаборатории бактериологического отделения ГБУЗ МО «Серпуховская областная больница», расположенной по адресу: <данные изъяты>, были установлены допущенные нарушения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений, зданий, выразившиеся в следующем:

1. Санитарно-техническое состояние здания и помещений бактериологической лаборатории крайне неудовлетворительное: на потолке протечки, трещины, осыпается краска; со стен, оконных рам, дверях, отопительных трубах облезла краска; частично со стен отвалилась кафельная плитка; частично на полу кафельная плитка со сколами; в коридоре после ремонта пол залит цементом, плитка не восстановлена; места ввода инженерных коммуникаций не герметизированы; трубы водоснабжения покрыты ржавчиной; в моечной унитаз для слива не функционирует; раковины для мытья рук не оборудованы смесителем с бесконтактным управлением; раковины не оснащены техническими средствами для предотвращения обратного тока воды; окна и двери помещений «заразной» зоны плотны не закрываются, имеются щели; для защиты рабочих столов от попадания прямого солнечного света на окнах отсутствует защитная пленка из материала, устойчивого к дезинфицирующим средствам; двери помещений «заразной» зоны не имеют запирающего устройства; светильники искусственного освещения без защитной арматуры; на некоторых светильниках отсутствуют лампы; на электрических розетках в помещениях «заразной» зоны отсутствуют пылевлагозащитные крышки; используется мебель с нарушенным покрытием и мебель, выполненная из материалов, не устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств, что является нарушением ст. 24 Федерального закона № 52 от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.п. 170, 175, 176, 177, 178, 179, 181, 182, 183 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней»; п.п. 2.7; 4.4.6 СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг».

2. Отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение и лицензия на медицинскую деятельность по фактическому адресу нахождения бактериологической лаборатории по адресу: <данные изъяты>, что является нарушением ст. 40 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; Постановления Правительства РФ от 01 июня 2021 года № 852 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).

3. Отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий выполнения работ с биологическими агентами III - IV групп патогенности (опасности) по фактическому адресу нахождения бактериологической лаборатории по адресу: <данные изъяты>, что является нарушением ст. 26 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. 319 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней».

4. Не представлены сведения о наличии фильтров грубой и тонкой очистки в системе вентиляции; не представлены документы по техническому обслуживанию, очистке и дезинфекции систем вентиляции, по проверке эффективности работы вентиляции, что является нарушением ст. 24 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.п. 171, 188, 195 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней»; п.п. 4.5.2; 4.5.27 СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг».

5. Поточность прохождения ПБА (биоматериала) внутри лаборатории не соблюдается, график движения «заразного» и «чистого» материала отсутствует, что является нарушением ст. 24 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.п. 164, 323 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней».

6. Помещения в лаборатории, где осуществляют работу с ПБА, не оснащены средствами аварийной сигнализации, что является нарушением ст. 24 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. 173 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней».

7. Отсутствуют боксы микробиологической безопасности (БМБ) II класса защиты для работы с ПБА, что является нарушением ст. 24 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.п. 327, 333 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней».

8. В лаборатории на территории «заразной» зоны системы водоснабжения, не защищены техническими средствами для предотвращения обратного тока воды, что является нарушением ст. 24 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. 168 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней».

9. На входе в «заразную» зону на полу отсутствует дезинфекционный коврик, смоченный дезинфицирующим раствором, что является нарушением ст. 24 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. 330 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней».

10. На приборы, испытательное оборудование и средства измерений, используемые в работе лаборатории, не представлены документы о поверке (аттестации), что является нарушением ст. 24 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. 185 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней».

11. Контроль обеспечения биологической безопасности в лаборатории за проведением комплекса мероприятий, направленных на предупреждение аварийных ситуаций и ликвидацию их последствий, подготовленности персонала к работе с ПБА и организация наблюдения за состоянием здоровья, включая контроль прохождения диспансеризации и иммунопрофилактики работников, учет работников с повышенной чувствительностью к антибиотикам и имеющих противопоказания к вакцинации, выполнения санитарно-эпидемиологических требований комиссией не проводится, документы (акт) по проверке соблюдения биологической безопасности в лаборатории не представлены, что является нарушением ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.п. 144, 145 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней».

12. План ликвидации аварии отсутствует, что является нарушением ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. 147 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней».

13. В лаборатории отсутствуют средства ликвидации аварий (комплекты рабочей (для переодевания пострадавших) одежды, комплекты защитной одежды для аварийной бригады, устройство для дезинфекции методом орошения (гидропульт и другие), аварийный запас дезинфицирующего средства; СИЗ органов дыхания, соответствующих применяемому дезинфектанту, что является нарушением ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. 271 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней».

14. В аптечке экстренной профилактики срок годности препаратов, перевязочных средств не соблюдается, так срок годности этилового спирта до апреля 2022года; настойки йода до января 2012 года; раствора аммиака до июля 2021 года; вода для инъекции до июля 2019 года; салфетки стерильные от декабря 2015 года (срок годности 5 лет); бинт медицинский стерильный от апреля 2015 года (срок годности 5 лет), что является нарушением ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.п. 271, 274 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней».

15. Контроль приготовления рабочих растворов дезинфицирующих средств перед началом проведения работ с ПБА с использованием тестов экспресс-контроля концентрации рабочих растворов на соответствующее дезинфицирующее средство не проводится, журнал учета и контроля приготовления рабочих растворов дезинфицирующих средств не представлен, что является нарушением ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. 223 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней».

16. Программа произведенного контроля отсутствует. Не организован производственный контроль за соблюдением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов с проведением лабораторно-инструментальных исследований и измерений в соответствии с действующими нормативными документами в полном объеме, в частности: ежегодно не проводится исследование воздуха на загрязненность химическими веществами воздушной среды - озон; 1 раз в 6 месяцев - процедура индикации и разрушения (деструкции) матрикса биопленок с последующим выявлением свободноживущих микроорганизмов, 1 раз в 6 месяцев исследование параметров микроклимата, 1 раз в год исследование уровней освещенности, бактериологический контроль работы стерилизаторов в процессе его эксплуатации 2 раза в год с интервалом в 6 месяцев, что является нарушением ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. п. 2.1; 2.4; 2.5; 4.5.30 СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг»; п.п. 226, 227 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней».

17. Медицинский персонал не обеспечен комплектами сменной одежды из расчета не менее 3 комплектов спецодежды на одного работающего, в том числе, сменной обувью, а также СИЗ при работе с ПБА в «заразной» зоне, со слов сотрудников спецодежду приобретают самостоятельно, что является нарушением ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.п. 233, 234, 337 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней».

18. По окончании работы с ПБА при выходе из заразной зоны не проводится дезинфекция СИЗ, перчаток, рук, что является нарушением ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.п. 207, 236 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней».

19. Не представлены сведения о прохождении медицинского осмотра, профилактических прививках, что является нарушением ст.ст. 11, 34 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.п.58, 158 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней»; п.п. 1, 6, 20, 31, 32, 33, 2.4.3-2.4.5 приложения Приказа Минздрава России № 29н от 28 января 2021 года «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных ч. 4 ст. 213 Трудового Кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры».

20. Не проводится вывоз и утилизация отходов класса «Г» (люминесцентные, бактерицидные лампы), договор на вывоз и утилизацию не представлен, что является нарушением ст.ст. 11, 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п.п 157, 205 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым посещениям, эксплуатации произведенных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

21. В лаборатории не проводится дезинсекция и дератизация, договор на проведении дезинсекции и дератизации со специализированной организацией не представлен, что является нарушением ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; п. 125 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней».

По факту выявленных нарушений в отношении ГБУЗ МО «Серпуховская областная больница» было возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 6.4 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.

Приведённые нормы санитарных правил юридическим лицом не соблюдались, что подтверждаются и иными сведениями.

Факт несоблюдения ГБУЗ МО «Серпуховская областная больница» приведенных выше норм санитарных правил, как обоснованно и мотивированно указал городской суд, подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении (л.д. 1-3); протоколом о временном запрете деятельности ГБУЗ МО «Серпуховская областная больница» в бактериологической лаборатории лабораторного отделения (л.д. 4-6); актом санитарно-эпидемиологического расследования причин возникновения инфекционного заболевания № 14 с фототаблицей (л.д. 7-25); выпиской из ЕГРН (л.д. 26); распоряжением начальника Серпуховского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Московской области Танаевой Л.Г. № 15/14 о проведении санитарно-эпидемиологического расследования причин возникновения инфекционного заболевания (л.д. 29-30); выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 31-33).

Указанные доказательства соответствуют требованиям ст.26.2 КоАП РФ и получены в порядке, не противоречащем действующему законодательству, их совокупность для вывода о виновности ГБУЗ МО «Серпуховская областная больница» в совершении административного правонарушения достаточна, в связи с чем, суд второй инстанции считает привлечение последнего к ответственности правомерным.

Действия юридического лица по ст. 6.4 КоАП РФ квалифицированы правильно.

Постановление по делу об административном правонарушении не противоречит требованиям КоАП РФ.

Сроки давности привлечении к административной ответственности соблюдены. Оснований для прекращения производства по делу не имеется.

Вопреки доводам жалобы административное наказание юридическому лицу назначено в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, находится в рамках санкции ст. 6.4 КоАП РФ.

Принимая решение о назначении административного наказания, городским судом учтено полное признание вины, раскаяние в содеянном, принятие мер по устранению выявленных нарушений, род деятельности ГБУЗ МО «Серпуховская областная больница», его социальную значимость для населения г.о. Серпухов Московской области.

Довод жалобы о том, что суд назначил мягкое наказание в виде административного штрафа, не учел, что выявленные нарушения посягают на здоровье граждан, следовательно, нужно было назначить более строгое наказание в виде приостановления деятельности, не может повлечь отмену данного постановления, поскольку применение назначенного учреждению административного наказания, соответствующего санкции статьи 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом мотивировано, отвечает целям применения административного наказания, предусмотренным статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, в силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не вступившее в законную силу постановление может быть отменено в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Из данной нормы следует, что не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть отменено в связи с необходимостью применения закона, влекущего назначение более строгого наказания только в одном случае, - когда потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

По жалобе должностного лица госоргана постановление по делу может быть отменено лишь в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Доводов о допущенных судьей существенных нарушениях процессуальных требований, предусмотренных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и влекущих на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отмену постановления, в жалобе не приведено. Таких существенных нарушений процессуальных требований при рассмотрении жалобы на постановление судьи городского суда не выявлено.

При таком положении и с учетом невозможности в силу части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ухудшения правового режима лица, привлеченного к административной ответственности, основания для отмены постановления суда первой инстанции отсутствуют.

Дело рассмотрено в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях, процессуальных нарушений, влекущих отмену или изменение вынесенных по делу актов по доводам жалобы, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ч. 1 ст. 29.11, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

постановление судьи Серпуховского городского суда Московской области от 10 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ, в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Серпуховская областная больница» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья Е.Ю.Бирюкова