ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
16 августа 2017 года г. Уфа РБ
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Шарафутдинова С.И.,
при секретаре Абдуллине Р.В.,
в отсутствие ФИО2 – лица, привлеченного к админитративной ответственности, представителя Белорецкого территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан и прокуратуры Абзелиловского района РБ, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения жалобы судебным извещением от 24 июля 2017 года согласно расписок,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ведущего специалиста – эксперта Белорецкого ТК Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО3 на решение судьи Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан от 10 июля 2017 года, которым:
постановление государственного инспектора Белорецкого территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО3 №19-ТА от 06 июня 2017 года о привлечении к административной ответственности должностного лица – ...адрес Республики Башкортостан ФИО2 ..., по ст.8.2 КоАП РФ, отменено, производство по делу прекращено.
У С Т А Н О В И Л А
Постановлением государственного инспектора Белорецкого территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО3 №19-ТА от 06 июня 2017 года должностное лицо – ... Республики Башкортостан ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Решением судьи Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан от 10 июля 2017 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, ведущий специалист – эксперт Белорецкого ТК Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО3 просит решение судьи от 10 июля 2017 года отменить, вынести новое решение по делу.
В судебное заседание стороны, надлежаще извещенные, не явились. Считаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Как усматривается из материалов дела, при проверке с 17 по 23 мая 2017 года прокуратурой Абзелиловского района РБ обращения жителей Абзелиловского района РБ по вопросу нарушения природоохранного законодательства в отношении ... Республики Башкортостан выявлено несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, чем нарушены требования ст.ст.1,9,12,18,26 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.19 Федерального закона от
10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
По результатам проверки составлена справка от 22 мая 2017 года и прокурор Абзелиловского района РБ вынес постановление от 23 мая 2017 года о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица – ... Республики Башкортостан ФИО2
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ... Республики Башкортостан ФИО2 к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
Судья районного суда, отменяя постановление от 06 июня 2017 года №19-ТА, указал, что полномочия по организации на местах сбора от населения отходов от жилищ, по регулярной очистке территорий населенного пункта переданы субъекту Российской Федерации, отсутствуют доказательства того, что администрация осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, такие виды деятельности, как сбор и транспортировка отходов производства и потребления или иных опасных веществами не относится к уставной деятельности администрации, т.е. ...... Республики Башкортостан ФИО2 не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Вместе с тем с таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).
Согласно ст.26.11 КоАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
В соответствии со ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно ст.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов представляет собой применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В силу ч.2 ст.8 названного Федерального закона, ч.2 ст.7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и п.14 ч. 1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Частью 2 ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из системного толкования приведенных выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
В материалах дела об административном правонарушении имеются доказательства того, что ...адрес Республики Башкортостан осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами по утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно Устава муниципального района адрес Республики Башкортостан к вопросам местного значения МР относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п.15 ч.1 ст.4), согласно должностного регламента ...адрес Республики Башкортостан осуществляет контроль за использованием и охраной земель, находящихся в ведении ...(п.2.3), контроль за обеспечением земельного баланса, экологической безопасности на территории района (п.2.5), контроль в области использования и охраны вод, лесов и недр, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, других природных ресурсов на территории района (п.2.8), а также организует такой контроль (п.2.16) и несет ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей и за допущенные нарушения (п.п.4.2,4.3).
Наличие несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов на территории ...адрес Республики Башкортостан, при этом земельные участки под объектами размещения отходов в установленном законом порядке не оформлены и не внесены в государственный реестр объектов размещения отходов, у мусоросвалок не имеются границы территории, отсутствуют ограждение, шлагбаумы, не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, отсутствует производственный контроль в области обращения с отходами, в совокупности с вышеприведенными доказательствами подтверждают, что ... Республики Башкортостан ФИО2 является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах решение судьи Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан от 10 июля 2017 года подлежит отмене.
Согласно п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья Верховного Суда Республики Башкортостан
Р Е Ш И Л А
Решение судьи Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан от 10 июля 2017 года в отношении ... Республики Башкортостан ФИО2 отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в тот же суд.
Жалобу ведущего специалиста – эксперта Белорецкого ТК Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО3 удовлетворить.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Шарафутдинова С.И.
справка:
судья Янузакова Д.К.
дело №21-1161/2017