ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-117/19 от 05.08.2019 Псковского областного суда (Псковская область)

судья Алексеенко С.М. Дело №21-117/2019

П С К О В С К И Й О Б Л А СТ Н О Й С У Д

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Псковского областного суда Русакова О.С.,

при секретаре Гусаровой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Псковской области Северо-Восточного МУГАДН ФИО2 от 30 января 2019 г. № 60208009559 и решение судьи Невельского районного суда от 18 апреля 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 11.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением государственного инспектора Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Псковской области Северо-Восточного МУГАДН ФИО2 от 30 января 2019 г. № 60208009559 ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.29 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Решением судьи Невельского районного суда от 18 апреля 2019 г. указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Псковский областной суд, ФИО1 просит отменить вынесенные акты и прекратить производство по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения. Полагает, что осуществлял международную автомобильную перевозку груза с соблюдением установленных российским законодательством правил, поскольку в специальном разовом разрешении им указано государство начала поездки – Литва. Погрузка транспортного средства в Литве подтверждается информацией с системы спутникового слежения и тахографа, на что он указывал при составлении протокола, а также письмом склада JSC Vinges Terminalas от 1 февраля 2019 г., копиями путевого листа и командировочного удостоверения водителя, перевозившего груз до склада в Литве, копией его собственного путевого листа и командировочного удостоверения о прибытии на вышеуказанный склад 29 января 2019 г. Также указывает, что предъявленное специальное разрешение допускало использование при перевозке груза как из Латвии, так и из Испании.

Кроме того, указывает, что в случае установления в его действиях состава административного правонарушения возможно признание его малозначительным либо применение положений статьи 4.4.1 КоАП РФ о замене наказания в виде штрафа на предупреждение.

ФИО1 в судебное заседание не явился при надлежащем извещении о времени и месте его проведения, поэтому дело рассмотрено без его участия.

Представитель Северо-Восточного МУГАДН ФИО3 в судебном заседании по доводам жалобы возражал.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, полагаю, что оснований для ее удовлетворения не имеется.

Осуществление международной автомобильной перевозки грузов и (или) пассажиров с территории Российской Федерации на территорию третьего государства либо с территории третьего государства на территорию Российской Федерации с незаполненным разрешением или разрешением, заполненным с нарушением установленных правил, либо без разрешения, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.29 КоАП РФ.

Статьей 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (далее – Федеральный закон № 127-ФЗ) международная автомобильная перевозка определяется как перевозка транспортным средством грузов или пассажиров по территориям двух и более государств, а также проезд негруженого транспортного средства по территориям двух и более государств; под международной автомобильной перевозкой с территории или на территорию третьего государства понимается перевозка иностранным перевозчиком одного иностранного государства на территорию Российской Федерации с территории другого иностранного государства или с территории Российской Федерации на территорию другого иностранного государства (статья 1).

В силу статьи 5 указанного Федерального закона международные автомобильные перевозки транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, грузов или пассажиров с территории Российской Федерации на территорию третьего государства либо с территории третьего государства на территорию Российской Федерации осуществляются в соответствии со специальными разрешениями. Выдача указанных специальных разрешений осуществляется в порядке, установленном пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона.

Разрешения, международные товарно-транспортные накладные и другие документы, которые в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения и законодательством Российской Федерации требуются для осуществления международных автомобильных перевозок, должны быть заполнены иностранным перевозчиком до въезда транспортного средства на территорию Российской Федерации, находиться у водителей транспортных средств и предъявляться водителями транспортных средств по требованиям контролирующих органов (пункт 9 статьи 2 Федерального закона № 127-ФЗ).

27 октября 1998 г. Минтрансом России утвержден Перечень документов, которые должны находиться на автотранспортном средстве при осуществлении международных перевозок, и предъявляются в соответствующих случаях для проверки. Пунктом 6 Перечня установлено, что при перевозке грузов должна предъявляться товарно-транспортная накладная (CMR) в соответствии с требованиями Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов и отгрузочные спецификации по каждому наименованию груза.

В соответствии с положениями Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, заключенной в Женеве 19 мая 1956 г., (КДПГ), договор международной перевозки устанавливается накладной (CMR).

Накладная должна содержать в том числе сведения о месте и дате ее составления, имя и адрес отправителя, имя и адрес транспортного агента, о месте и дате принятия груза к перевозке и месте его доставки (пункт 1 статьи 6 КДПГ). Договаривающиеся стороны могут внести в накладную любое иное указание, которое будет ими признано необходимым (пункт 3).

В соответствии со статьей 34 КДПГ если перевозка, условия которой определяются единственным договором, осуществляется несколькими перевозчиками, каждый из них несет ответственность за всю перевозку, причем второй перевозчик и каждый из следующих перевозчиков становятся в силу принятия ими груза и накладной участниками договора перевозки на указанных в накладной условиях.

Правила заполнения Российских разрешений и специальных разовых разрешений на осуществление международной автомобильной перевозки с территории или на территорию третьего государства утверждены Приказом Минтранса России от 14 октября 2015 г. № 302 (далее – Правила).

Пункт 1 Правил устанавливает пункты бланков российских разрешений, заполнение которых должно быть обеспечено иностранным перевозчиком, осуществляющим международную автомобильную перевозку грузов, до проезда принадлежащего ему транспортного средства по территории Российской Федерации. Согласно подпункту «д» пункта 1 Правил при проезде транспортного средства с грузом по территории Российской Федерации должен быть заполнен, в частности, пункт 12 бланка разового разрешения – государство и/или пункт погрузки.

Пунктом 6 Правил установлено, что в случае неправильного заполнения пунктов бланка российского разрешения разрешение считается недействительным.

Исходя из материалов дела, 30 января 2019 года в 12 часов 04 минуты на стационарном пункте СКП-4 (Псков) 541 км автодороги М-20 Санкт-Петербург – Псков – Пустошка – Невель – граница с Республикой Беларусь государственным инспектором Северо-Восточного МУГАДН ТОГАН по Псковской области был проведен транспортный контроль принадлежащего ООО «Автопромснаб-Спедишн» транспортного средства марки «<данные изъяты> г.р.з. <данные изъяты>, с полуприцепом, г.р.з. <данные изъяты> (государство регистрации транспортного средства – Беларусь) под управлением водителя ФИО1, представившего специальное разовое разрешение № 1298472 на международную автомобильную перевозку груза с территории или на территорию третьего государства, кроме перевозок в/из Австрии, Бельгии, Германии, Италии, Франции, Польши, Нидерландов и Чехии.

По результатам проведенного контроля установлено, что перевозка груза «товары дьюти-фри» осуществлялась на основании международной товарно-транспортной накладной CMR 218/IN-009 от 4 января 2019 г., согласно которой отправителем груза являлся International Operatins&Services (Швейцария) (графа 1), получателем груза: ЗАО «Ленрианта» (Российская Федерация) (графа 2), место погрузки: Барселона, Испания (графа 4).

При этом в пункте 12 предъявленного ФИО1 специального разового разрешения № 1298472 пунктом погрузки указан гор. Вильнюс, Литва.

Несовпадение сведений, указанных в специальном разовом разрешении сведениям графы 4 «место и дата погрузки» предъявленной CMR явилось основанием для вывода должностного лица о том, что специальное разрешение заполнено неправильно, в связи с чем постановлением государственного инспектора ТОГАДН по Псковской области от 30 января 2019 г. ФИО4 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.29 КоАП РФ.

Оставляя вышеуказанное постановление без изменения, судья районного суда обоснованно согласился с выводами должностного лица о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Отклоняя доводы ФИО1 об отсутствии состава административного правонарушения, судья районного суда обоснованно указал, что международная перевозка груза автомобильным транспортом осуществлялась в рамках одного контракта, начальным пунктом погрузки товара по которому являлась Барселона, Испания, а перевозчиком - ООО «Автопромснаб-Спедишн», как это следует из графы 16 CMR. Согласно графе 23 CMR водителем, принявшим груз, являлся ФИО1, о чем свидетельствует его подпись.

Представленные дополнительно документы: сведения тахографа, системы спутникового слежения, письмо склада JSC Vinges Terminalas от 1 февраля 2019 г. о месте погрузки транспортного средства, копии путевых листов и командировочных удостоверений водителей не могут быть приняты в подтверждение правильности заполнения специального разового разрешения, поскольку для оценки правильности заполнения учитываются документы, которые требуются для осуществления международных автомобильных перевозок, должны находиться и находятся фактически у водителя транспортного средства и предъявлены контролирующему органу при осуществлении транспортного контроля. В данном случае погрузка груза в Литве не подтверждена сопровождающей груз CMR от 4 января 2019 г.

При указанных обстоятельствах прихожу к выводу, что действия ФИО1 правильно квалифицированы по части 2 статьи 11.29 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, положениями применимого законодательства и требованиями КоАП РФ.

Довод жалобы о том, что вменённое административное правонарушение может быть признано малозначительным, подлежит отклонению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу названных норм и разъяснений категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи, с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Несоблюдение правил международных автомобильных перевозок при изложенных выше обстоятельствах затрагивает интересы Российской Федерации в сфере международных перевозок, а потому действия ФИО1 признаков малозначительности не содержат, соответственно, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не имеется. То, что специальное разрешение, имевшееся у ФИО1, допускало перевозки в том числе из Испании, на оценку допущенного нарушения не влияет.

Наказание ФИО1 назначено в пределах санкции статьи части 2 статьи 11.29 КоАП РФ.

Доводы жалобы о возможности применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являются необоснованными.

Одним из обязательных условий применения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного административного штрафа на предупреждение является отнесение привлекаемого к административной ответственности лица либо организации, в которой он работает, к субъектам малого и среднего предпринимательства.

По смыслу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» иностранная организация, в которой работает ФИО1 – ООО «Автопромснаб-спедишн» (Республика Беларусь) не может быть отнесена к субъектам малого и среднего предпринимательства, поскольку она не зарегистрирована в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, положения статьи 4.1.1 КоАП РФ в данном случае не могут быть применены.

Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы являлись предметом рассмотрения судьи районного суда, не нашли своего подтверждения в материалах дела об административном правонарушении, не ставят под сомнение наличие в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 11.29 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюдены.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы служить основанием к отмене или изменению судебного постановления, не установлено.

С учётом изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

постановление государственного инспектора Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Псковской области Северо-Восточного МУГАДН от 30 января 2019 г. №60208009559 и решение судьи Невельского районного суда от 18 апреля 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 11.29 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставить без изменения, а его жалобу – без удовлетворения.

Судья Псковского областного суда О.С. Русакова