ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1180/2022 от 06.09.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 21-1180/2022

Р Е Ш Е Н И Е

06 сентября 2022 года гор. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Крымгеопром» Рукавишникова С.Ю. на решение судьи Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 07 июля 2022 года № 12-752/2022 и постановление должностного лица от 15 июля 2021 года,

у с т а н о в и л :

постановлением и.о. заместителя начальника отдела земельного надзора Южного межрегионального Управления Россельхознадзора Швец И.Ю. от 15 июля 2021 года, ООО «Крымгеопром» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Данное постановление должностного лица обжаловано в судебном порядке.

Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 07 июля 2022 года № 12-752/2022 постановление должностного лица от 15 июля 2021 года изменено, снижен размер назначенного ООО «Крымгеопром» административного штрафа до 15 000 рублей.

В остальной части постановление должностного лица от 15 июля 2021 года оставлено без изменения. Жалоба ООО «Крымгеопром» без удовлетворения.

Не согласившись с принятым решением, генеральный директор ООО «Крымгеопром» Рукавишников С.Ю. подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит решение суда и постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить.

Жалоба мотивирована тем, что у ООО «Крымгеопром» имеется проект рекультивации земель и отсутствует необходимость в разработке отдельного проекта рекультивации. Кроме того, действиями общества вред плодородному слою почвы не причинен.

Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, прихожу к следующему.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

На основании ст.ст. 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ, образуют самовольные действия лица, признаваемого субъектом административного правонарушения, в результате которых возникли неблагоприятные последствия в виде снятия или перемещения плодородного слоя почвы.

Субъектом правонарушения по ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ выступают лица, ответственные за соблюдение требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования: граждане, должностные лица, юридические лица.

Субъективная сторона по ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ характеризуется виной или неосторожностью.

Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.

Ст. 13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

- сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

- осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

- своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

- своевременно производить платежи за землю;

- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;

- не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

- не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф;

- выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Постановление Правительства РФ от 10.07.2018 года № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель, согласно п. 15 которых проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил, проект консервации земель до их утверждения подлежат согласованию с:

а) собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земель, консервацию земель в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, не является собственником земельного участка;

б) арендатором земельного участка, землевладельцем, землепользователем в случае, если лицо, обязанное обеспечить рекультивацию земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, консервацию такого земельного участка в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, не является таким арендатором, землепользователем, землевладельцем;

в) исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, указанными в пункте 3 или подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, на основании письма первого заместителя прокурора Республики Крым Черневича С.Б. по вопросу соблюдения требований федерального законодательства в части самовольного использования земель сельскохозяйственного назначения в районе <адрес> для осуществления недропользования, а также возможном причинении в связи с этим ущербом почвенному покрову, 10 февраля 2021 года совместно со старшим помощником Керченского межрайонного природоохранного прокурора Кочерженко Д.А. и специалистами ФГБУ «Краснодарская межобластная ветеринарная лаборатория» осуществлен выезд на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>. Участок имеет категорию - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - сельскохозяйственное использование, адрес <адрес> за пределами населенного пункта, общая площадь <данные изъяты> га.

В ходе осмотра установлено, что на указанном выше земельном участке произрастают культурные сельскохозяйственные растения, выполняются работы по обустройству грунтовой дороги. На момент осмотра работы не велись, техника отсутствовала.

Согласно заключению протокола инспекции от 15.02.2021 года площадь нарушенных в ходе работ по обустройству грунтовой дороги земельных участков составила: участок № 1 - <данные изъяты> кв.м., участок № 2 - <данные изъяты> кв.м., участок № 5 - <данные изъяты> кв.м.

Согласно заключению протокола инспекции от 03.03.2021 года существенного снижения плодородия не отмечено.

Информационным письмом Керченского межрайонного природоохранного прокурора Глушак С.В. от 06.04.2021 года сообщено, что на указанном земельном участке установлен факт обустройства ООО «Крымгеопром» грунтовых дорог, в ходе которого снято и перемещено 3940 кв.м, плодородного слоя земель сельскохозяйственного назначения.

02 июля 2021 года старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Южного межрегионального Управления Россельхознадзора Зинченко И.О. в отношении ООО «Крымгеопром» составлен протокол об административном правонарушении, по ч. 1 ст.8.6 КоАП РФ.

Постановлением и.о. заместителя начальника отдела земельного надзора Южного межрегионального Управления Россельхознадзора Швец И.Ю. от 15 июля 2021 года, ООО «Крымгеопром» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ.

Факт допущенного правонарушения и виновность ООО «Крымгеопром» в совершении административного правонарушения подтверждены материалами дела об административном правонарушении, а именно: протоколом об административном правонарушении от 02 июля 2021 года: протоколами отбора проб; фототаблицами с указанием географических координат земельного участка.

Указанным доказательствам должностным лицом и судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Доказательств, подтверждающих принятие ООО «Крымгеопром» всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, в материалы дела не представлено.

Приведенные в жалобе доводы общества о наличии у них Технического проекта «Разработка и рекультивация Восточно-Багеровского месторождения песков» являлись предметом изучения судом первой инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой оснований не имеется.

Так, согласно п. 2 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 года № 800 "О проведении рекультивации и консервации земель", понятие "рекультивация земель" означает мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 5 Правил проведения рекультивации).

На основании пункта 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Согласно пункту 8 Правил проведения рекультивации и консервации земель, рекультивация земель, консервация земель осуществляется в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

Таким образом, имеющийся у общества Технический проект, не является проектом рекультивации в понимании Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 года № 800 "О проведении рекультивации и консервации земель".

Относительно утверждения подателя жалобы о том, что в результате их действий плодородному слою почвы не причинен вред, то как усматривается, обществу вменено не уничтожение плодородного слоя почвы, а его самовольное снятие.

Порядок и срок привлечения ООО «Крымгеопром» к административной ответственности соблюдены.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении, допущено не было, нормы материального права применены правильно.

Учитывая, что жалоба на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 07 июля 2022 года № 12-752/2022, не содержит правовых и фактических обстоятельств, влекущих отмену принятых по делу актов, основания для их отмены отсутствуют.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Верховный Суд Республики Крым,

р е ш и л:

жалобу генерального директора ООО «Крымгеопром» Рукавишникова С.Ю. на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 07 июля 2022 года № 12-752/2022 и постановление должностного лица от 15 июля 2021 года - оставить без удовлетворения.

Решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 07 июля 2022 года № 12-752/2022 и постановление должностного лица от 15 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ, в отношении ООО «Крымгеопром» - оставить без изменения.

Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья <данные изъяты> Е.Г. Тимошенко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>