ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1187/2022 от 25.05.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья: Наумов Р.А. Дело

РЕШЕНИЕ

25 мая 2022 года город Краснодар

Судья Краснодарского краевого суда Климов В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Астарта Девелопмент» Налбандяна Ю.Ю. на решение судьи Апшеронского районного суда Краснодарского края от 18 февраля 2021 года,

установил:

постановлением заместителя главного государственного лесного инспектора Краснодарского края Тюрина С.В. от 24 августа 2020 года № 553-Л/2020 юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью «Астарта Девелопмент» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей.

Решением судьи Апшеронского районного суда Краснодарского края от 18 февраля 2021 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.

Решением судьи Краснодарского краевого суда от 26 апреля 2021 года решение судьи Апшеронского районного суда Краснодарского края от 18 февраля 2021 года оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.

Постановлением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 7 февраля 2022 года жалоба генерального директора ООО «Астарта Девелопмент» Налбандяна Ю.Ю. частично удовлетворена, решение судьи Краснодарского краевого суда от 26 апреля 2021 года отменено, дело направлено в Краснодарский краевой суд на новое рассмотрение.

Рассмотрение жалобы генерального директора ООО «Астарта девелопмент» Налбандяна Ю.Ю. было назначено на 11 мая 2022 года. По результатам рассмотрения жалобы судья Краснодарского краевого судья судебное разбирательство отложил на 25 мая 2022 года.

В Краснодарский краевой суд от представителя министерства природных ресурсов поступили дополнения к отзыву, копии судебных актов Арбитражного суда Краснодарского края, копию постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31 октября 2018 года № 698 «Об утверждении Лесного плана Краснодарского края на 2019 -2028 годы», копию таблицы № 1.6.1 «О лесорастительном районировании», фотоматериалы, а также иные доказательства.

В судебном заседании защитник ООО «Астарта девелопмент» ходатайствовал о приобщении к материалам дела Справки от 1 апреля 2021 года № 02/21-27/21-453 о наличии и распределении документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, копии справки об организациях-правопредшественниках и о правопреемственности ОАО «Адыгея турист», копию плана мезмайского лесничества Апшеронского лесхоза.

Изучив материалы дела и имеющиеся в деле доказательства, выслушав защитника ООО «Астарта Девелопмент» по доверенности Сухова Е.Л., поддержавшего доводы жалобы в полном объёме, представителя Министерства природных ресурсов Краснодарского края по доверенности Волкова Р.В., возражавшего относительно удовлетворения жалобы, проверив доводы жалобы, судья Краснодарского краевого суда приходит к следующему.

В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Полагаю, что требования приведенных норм в ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Астарта Девелопмент» не выполнены в полном объеме.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, обществу с ограниченной ответственностью «Астарта Девелопмент» на основании приказа Федерального агентства по недропользованию от 07 сентября 2017 года № 393 выдана лицензия от 22 сентября 2017 года серии КРД № 05344 на пользование участком недр с видом пользования: «для образования особо охраняемого геологического объекта «Большая и Малая Азишские пещеры». Участок, площадью 0,2 кв.км., расположен в Апшеронском районе Краснодарского края, имеет статус горного отвода с установленными границами.

Между акционерным обществом «Адыгеятурист» и обществом с ограниченной ответственностью «Астарта Девелопмент» заключены 3 (три) договора аренды (л.д. 42-59), в соответствии с которыми обществом с ограниченной ответственностью «Астарта Девелопмент» использует в пределах границ горного отвода на основании лицензии КРД 05344 ПД объекты недвижимости и вспомогательные сооружения, принадлежащие на праве собственности акционерному обществу «Адыгеятурист».

На основании договора купли-продажи от 12 ноября 2019 года № 47 и акта приема-передачи акционерного общества «Адыгеятурист» является собственником локального очистного сооружения «Станция глубокой биологической очистки «ЕВРОБИОН-КЛАССИК».

Утилизация жидких отходов производства и потребления производится на основании договора возмездного оказания услуг от 10 января 2020 года № 50/12, заключённого обществом с ограниченной ответственностью «Астарта Девелопммент» с индивидуальным предпринимателем Набоковым Е.В.

18 июля 2020 года в квартале 62Б, выделе 22 Гуамского участкового лесничества Апшеронского лесничества во время осмотра территории лесного фонда лесничим Гуамского лесничества установлено, что от строения выведена в землю канализационная сливная труба в септик шириной 230 см и высотой 220 см. и стоит запах затхлости и нечистот.

Установлено, что строение, от которого отведена канализационная сливная трубе, находится в пользовании общества с ограниченной ответственностью «Астарта Девелопмент» на основании договора аренды от 01 февраля 2020 года № 2, заключенного с акционерным обществом «Адыгеятурист».

По данному факту в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Астарта Девелопмент» составлен протокол об административном правонарушении от 04 августа 2020 года № 004159.

Частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с названным Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.

Согласно пункту 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года № 607, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.

Согласно части 1 статьи 60.3 Лесного Кодекса Российской Федерации, меры санитарной безопасности в лесах включают в себя: лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах.

Пунктом 11 Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16 июля 2007 года № 181 "Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях" установлено, что леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации, режимом особой охраны особо охраняемой природной территории.

Из части 1 статьи 58 Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", следует, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Частью 1 статьи 95 Земельного Кодекса РФ установлено, что к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.

В соответствии с частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), предусмотренные частью 2 данной статьи, совершенные в защитных лесах, на особо защитных участках лесов, в лесопарковом зеленом поясе, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Вместе с тем согласно постановлению правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 года № 2047 «Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах» проведение лесопатологических обследований и предупреждение распространения вредных организмов обеспечиваются в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, и земель особо охраняемых природных территориях федерального значения, предназначенных для лесовосстановления.

Из лесного плана, утвержденного постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31 октября 2018 года № 698, усматривается, что лесной участок в выделе 22 квартала 65 Б Гуамского участкового лесничества Апшеронского лесничества относится к категории защитных.

Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что арендуемый септик расположен в границах земельного участка с кадастровым номером , а не в лесном фонде. На данный земельный участок зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования АО «Адыгеятурист». Основанием для государственной регистрации права на земельный участок послужили решение исполнительного коммитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 7 мая 1986 года № 212/4 «Об отводе земельного участка из II группы лесов Апшеронского леспромхоза», в соответствии с которыми земельный участок, площадью 1,23 га выделен из земель Апшеронского леспромхоза (лесопокрытие леса II группы) правопредшественнику АО «Адыгеятурист» – Адыгейскому областному Совету по туризму и экскурсиям для благоустройства и капитального ремонта Азишской пещеры, то есть, изъят из лесного фонда.

Указанные доводы заявителя судьёй районного суда не проверены, несмотря на то, что заявителем жалобы в их подтверждение представлены соответствующие правоустанавливающие документы, документы технического учёта.

Также в составленных по делу об административном правонарушении материалах отсутствуют сведения о попадании сточных вод, отходов производства и потребления в почву или на растительность в границах лесного фонда.

При указанных обстоятельствах, решение судьи Апшеронского районного суда от 18 февраля 2021 года законным признать нельзя, ввиду недоказанности обстоятельств на основании которых сделаны выводы о виновности ООО «Астарта девелопмент» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Допущенное судьей районного суда нарушение требований статей 24.1, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, повлияло на всесторонность и полноту рассмотрения дела, обстоятельства, имеющие значение для правильного его разрешения, выяснены не были.

Вместе с тем, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении юридического лица – ООО «Астарта девелопмент» настоящего дела об административном правонарушении, имели место 18 июля 2020 года.

Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, по настоящему делу истёк 19 июля 2021 года.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в пункте 13.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5), согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 24.5 названного Кодекса сроков давности привлечения к административной ответственности.

Поскольку на момент рассмотрения жалобы в Краснодарском краевом суде срок давности привлечения юридического лица – ООО «Астарта девелопмент» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истёк, в настоящее время исключена возможность устранения допущенных судьей районного суда ошибок путём возвращения дела на новое рассмотрение.

Производство по настоящему делу об административном правонарушении в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Согласно пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, суд вышестоящей инстанции, в том числе, вправе вынести решение об отмене решения и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса.

При таких обстоятельствах, постановление заместителя главного государственного лесного инспектора Краснодарского края от 24 августа 2020 года № 553-Л/2020 также подлежит отмене, так как иное ухудшало бы положение лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении.

Руководствуясь статьями 30.6 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда,

решил:

постановление заместителя главного государственного лесного инспектора Краснодарского края от 24 августа 2020 года № 553-Л/2020, отменить.

Решение судьи Апшеронского районного суда Краснодарского края от 18 февраля 2021 года вынесенное в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Астарта Девелопмент» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица-общества с ограниченной ответственностью «Астарта-Девелпмент» прекратить по пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Судья В.Н. Климов