ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1188/18 от 05.07.2018 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Офтаева Э.Ю. Дело <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

г.Красногорск, Московская область <данные изъяты>г.

Судья Московского областного суда Мишин И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Алексеевой М.В., на основании доверенности действующей в интересах ФГУП «ЦНИИмаш», на решение Мытищинского городского суда Московской области от <данные изъяты>. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного унитарного предприятия «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка «Лосиный остров» и его охранной зоны ФИО1 за <данные изъяты> от 31.08.2017г. Федеральноео государственное унитарное предприятие «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения» (ФГУП «ЦНИИмаш», Предприятие), расположенное по адресу: 141070, <данные изъяты>ёв, <данные изъяты>, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000.00 рублей.

Решением Мытищинского городского суда <данные изъяты> от 20.02.2018г. указанное постановление оставлено без изменения.

Не согласившись с вышеуказанным решением, защитник ФГУП «ЦНИИмаш» Алексеева М.В. подала жалобу, в которой просит принятые по делу акты отменить и прекратить производство по делу, в связи с отсутствием состава правонарушения и допущенными нарушениями норм материального и процессуального права. Указывает, что предприятие осуществляет свою деятельность с конца 50-х годов. В 1989 году была реконструкция очистных сооружений. Место расположения очистных сооружений и сети ливневой канализации были согласованы с Национальным парком «Лосиный остров». У Предприятия имеется разрешение Министарства экологии и природопользования о предоставлении в пользование водного объекта для выпуска сточных и дренажных вод в реку Яуза. До 2017г. имелась лицензия на водопользование. 10.10.2017г. было получено письмо от структурного подразделения Министерства природных ресурсов и экологии РФ, отдела водных ресурсов по <данные изъяты> о том, что водопользование и сброс ливневых вод осуществляется Предприятием без нарушений законодательства.

Указанные доводы также были приведены городскому суду при обжаловании постановления.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав пояснения защитника Неживовой К.В., опросив в качестве свидетеля должностное лицо органа административной юрисдикции ФИО1, суд второй инстанции приходит к следующему выводу.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с требованиями ст.26.11, ст.29.10 КоАП РФ производимая судом оценка доказательств должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Судом установлено, что «Национальный парк «Лосиный остров» образован Постановлением Совета М. Р. от 24.08.1983г. <данные изъяты> «О создании государственного природного национального парка «Лосиный остров».

Согласно Приказу Минприроды РФ от 30.06.2010г. <данные изъяты> «Об утверждении положения о национальном парке «Лосиный Остров» Федеральное государственное учреждение «Национальный парк «Лосиный остров» - природоохранное, эколого - просветительское и научно-исследовательское учреждение, территория которого включает природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначена для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Национальный парк «Лосиный остров» образован Постановлением Совета М. Р. от 24.08.1983г. <данные изъяты> «О создании государственного природного национального парка «Лосиный остров». Границы национального парка и его охранной зоны установлены объединенным решением исполнительных комитетов <данные изъяты> и Московского городского Советов народных депутатов от 04.05.1979г. <данные изъяты> «Об утверждении проекта планировки природного парка «Лосиный остров».

Решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Совета народных депутатов от 10.10.1988г. №2130-1344 «Об утверждении Положения о государственном природном национальном парке «Лосиный остров», проекта его детальной планировки и улучшения содержания этого парка» границы парка были уточнены. Постановлением Правительства Москвы и Администрации Московской области от 29.04.1992г. №235-113 «О дальнейшем развитии Государственного природного национального парка «Лосиный остров» границы парка расширены.

Земельные участки предоставлены национальному парку «Лосиный остров» в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с правоустанавливающими документами. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2000г. №280 «О национальном парке «Лосиный остров» национальный природный парк «Лосиный остров» отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в национальный парк «Лосиный остров».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2000г. №280 «О национальном парке «Лосиный остров» национальный природный парк «Лосиный остров» отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в национальный парк «Лосиный остров».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2000г. №280 «О национальном парке «Лосиный остров» национальный природный парк «Лосиный остров» отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в национальный парк «Лосиный остров».

Согласно ст.3 Федерального закона от 14.03.1995г. №ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» любая хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, осуществляется на основе принципов презумпции экологической опасности соответствующей деятельности и обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду. Соответственно, данный принцип является основным принципом экологической экспертизы, основывающимся на презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с ч.1 ст.58 Федерального закона от 14.03.1995г.№33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

В силу ст.4 Федерального закона от 14.03.1995г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» объектами охраны окружающей среды от порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы, леса и иная растительность. Особой охране подлежат национальные парки.

Согласно ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995г., особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Согласно ст.58, ст.59 Федерального закона от 14.03.1995г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

Как следует из постановления должностного лица, 03.08.2017г. в 11 часов 50 минут, в ходе проверки было выявлено, что ФГУП «ЦНИИмаш» осуществляет социально-экономическую деятельность, выражающуюся в приеме и отводе ливневых, талых, производственных сточных вод с территорий организаций на основании договоров №ИР-6061/888-12 от 25.06.2013г., №ИР-6061/225-12, №ИР-6061/112-12-12-4951/6601-12 от 01.07.2012г., №ИР-6061/116- 12/4-47-12 от 01.04.2012г., №ИР-6061/217-12 от 30.04.2012г., №ИР-6061/56-12 от 30.04.2012г., №ИР-6061/254-12 от 01.06.2012г., №ИР- 6061/258-12 от 01.08.2012г., №ИР-6061/226-12 от 01.06.2012г., №ИР-6061/55-12 от 30.04.2012г. в ливневую канализацию предприятия ФГУП «ЦНИИмаш», проходящую по территории охранной зоны (кварталы 61, 62 Мытищинского лесопарка), квартала 60 Мытищинского лесопарка Национального парка «Лосиный остров», с последующим сбросом в реку Яузу в квартале 59 Мытищинского лесопарка Национального парка «Лосиный остров», без согласования с Федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды – Минприроды России.

Указанные действия вышеназванного юридического лица нарушили п.4 ст.15 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» №33-ФЗ от 14.03.1995г., в соответствии с которым с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.

Действия ФГУП «ЦНИИмаш» квалифицированы по ст.8.39 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.

Соглашаясь с выводом органа административной юрисдикции о виновности ФГУП «ЦНИИмаш» в инкриминированном деянии, городской суд исходил из доказанности его вины материалами дела, в том числе, протоколом об административном правонарушении; актом проверки <данные изъяты>-ОИ от 03.08.2017г.; копиями договоров №ИР-6061/888-12 от 25.06.2013г., №ИР-6061/225-12, №ИР-6061/112-12-12-4951/6601-12 от 01.07.2012г., №ИР-6061/116- 12/4-47-12 от 01.04.2012г., №ИР-6061/217-12 от 30.04.2012г., №ИР-6061/56-12 от 30.04.2012г., №ИР-6061/254-12 от 01.06.2012г., №ИР- 6061/258-12 от 01.08.2012г., №ИР-6061/226-12 от 01.06.2012г., №ИР-6061/55-12 от 30.04.2012г. и ситуационным планом сети ливневой канализации ФГУП «ЦНИИмаш».

Между тем, суд второй инстанции не может согласиться с выводами городского суда и находит их преждевременными по следующим основаниям.

Как следует из дела, в его материалы были представлены доказательства, свидетельствующие о том, что очистные сооружения ФГУП «ЦНИИмаш» функционируют с 1958г., в частности, представлен технический паспорт на сеть ливневой канализации из которого следует, что наружяя ливневая канализация была сооружена в 1958г. и 1962г., производственно-ливневая канализация - в 1968г., ливневая канализация – 1970г. и т.д. вплоть до 1986г. (т.2 л.д.48-52).

Также в дело представлены документы, свидетельствующие о реконструкции сети ливневой канализации и очистных сооружений в 1989г. и получение согласований на ее проведение; докуметы, разрешающие эксплуатацию спорного объекта, а именно: разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду <данные изъяты>МО в составе сточных и (или) дренажных вод по выпуску<данные изъяты> в период с 28.05.2012г. по 18.05.2017г. в реку Яуза, с перечнем и количеством загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу; разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду <данные изъяты>МО, а именно, сброс загрязняющих веществ в составе сточных и (или) дренажных вод по выпуску<данные изъяты> в период с 20.12.2017г. по 07.12.2022г. в реку Яуза, с перечнем и количеством загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу; лицензия на водопользование от 28.02.2002г.; решение о предоставлении водного объекта в пользование; письмо заместителя руководителя начальника отдела вводных ресурсов <данные изъяты>ФИО2, в котором указано, что Предприятием использование водного объекта (<данные изъяты>) осуществляется в соответствии с водным законодательством на основании решения о предоставлении водного объекта в использование, выданного уполномоченным органом исполнительной власти. Данные сведения также имеются в материалах дела.

Между тем, несмотря на наличие в деле, указанные документы предметом надлежащей оценки городского суда не стали.

Доводы, которые защитник юридического лица изложил в жалобе, поданной в Московский областной суд, приводились городскому суду, однако также не стали предметом тщательной проверки и были отклонены без приведения в тексте решения аргументированных суждений по рассмотренным вопросам.

При таких обстоятельствах в деле имеются противоречия, которые не были устранены при рассмотрени идела в городском суде, что указыват на неточное выполнение судом требований ст.24.1 и ст.30.6 КоАП РФ о всестороннем и объективном разбирательстве, проверке его в полном объеме.

Допущенные судом прцессуальные нарушени существенны, они не позволили городскому суду объективно рассмотреть дело, в связи с чем решение Мытищинского городского суда подлежит отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение, при котором суду надлежит учесть изложенное выше, дать оценку имеющимся, а, возможно, и вновь представленным доказательствам, проверить доводы жалобы и постановить по делу новое, законное решение.

На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Решение Мытищинского городского суда Московской области от <данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного унитарного предприятия «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения» - отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Судья И.Н. Мишин