ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-118/16 от 26.02.2016 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья: Токарева Н.С. Дело № 21-118/16

РЕШЕНИЕ

26 февраля 2016 года город Саратов

Судья Саратовского областного суда Полянина О.А., при секретаре Дагаевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе председателя кооператива по строительству и эксплуатации коллективных гаражей и подземных хозяйственных блоков (далее – ГСК) «Малютка-78» ФИО1 на решение судьи Ленинского районного суда города Саратова
от 17 декабря 2015 года по жалобе председателя ГСК «Малютка-78»
ФИО1 на постановление заместителя министра по государственному строительному надзору министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее – Минстрой) от 23 июня 2015 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 9.4 и
частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ,

установил:

постановлением заместителя министра по государственному строительному надзору Минстроя № 98/15 от 23 июня 2015 года председатель ГСК «Малютка-78» ФИО1 признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 9.4 и частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда города Саратова
от 17 декабря 2015 года жалоба председателя ГСК «Малютка-78» ФИО1
на постановление должностного лица оставлена без удовлетворения.

В жалобе, поданной в областной суд, ФИО1 просит решение судьи и постановление должностного лица отменить как незаконные. В обоснование жалобы приводит доводы, согласно которым административным органом не доказано наличие события административного правонарушения, не подтвержден факт осуществления ГСК «Малютка-78» строительных работ, в связи с чем считает привлечение его к административной ответственности, как председателя ГСК «Малютка-78», незаконным.

Проверив дело об административном правонарушении в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно части 1 статьи 9.4 КоАП РФ нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Как следует из материалов дела постановлениями прокурора Ленинского района города Саратова от 27 мая 2015 года по выявленным в ходе проверки деятельности ГСК «Малютка-78» нарушениям, в отношении председателя кооператива ФИО1 возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ и частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.

Основанием для возбуждения указанных дел об административных правонарушениях явилось осуществление ГСК «Малютка-78» на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв. метров работ по строительству гаражей в отсутствие разрешения на строительство, согласованной в установленном порядке проектной документации, а также без установки соответствующего ограждения территории строительной площадки.

По результатам рассмотрения указанных постановлений и материалов дела, с учетом применения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, постановлением заместителя министра по государственному строительному надзору от 23 июня 2015 года председатель ГСК «Малютка-78» ФИО1 признан виновным в совершении вменяемых ему действий и привлечен к административной ответственности, предусмотренной указанными статьями КоАП РФ с наложением административного штрафа в сумме <данные изъяты> рублей.

Оставляя без изменения оспариваемое постановление должностного лица, судья районного суда пришел к выводу о наличии в действиях председателя ГСК составов вменяемых правонарушений и доказанности обстоятельств, положенных в основу привлечения председателя ГСК «Малютка-78» ФИО1 к административной ответственности.

Суд второй инстанции соглашается с выводами судьи районного суда по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка.

Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).

Подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика, результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка, в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует, работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

Согласно части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта, капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

В силу пункта 6.2.8 СП 48.13330.2011 лицо, осуществляющее строительство, до начала любых работ должно оградить строительную площадку и опасные зоны работ за ее пределами в соответствии с требованиями нормативных документов.

Пунктом 6.2.2 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве» предусмотрено, что производственные территории и участки работ в населенных пунктах или на территории организации во избежание доступа посторонних лиц должны быть ограждены.

Конструкция защитных ограждений должна удовлетворять следующим требованиям: высота ограждения производственных территорий должна быть не менее 1,6 метров, а участков работ - не менее 1,2 метров, ограждения, примыкающие к местам массового прохода людей, должны иметь высоту не менее 2 метров и оборудованы сплошным защитным козырьком; козырек должен выдерживать действие снеговой нагрузки, а также нагрузки от падения одиночных мелких предметов; ограждения не должны иметь проемов, кроме ворот и калиток, контролируемых в течение рабочего времени и запираемых после его окончания.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением мэра города Саратова от 25 августа 2000 года № 520-235 кооперативу по строительству и эксплуатации коллективных гаражей и подземных хозяйственных блоков «Малютка-78» предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> га для проектирования и строительства подземных гаражей. Указанным постановлением правлению кооператива предписано провести экологическую экспертизу проекта подземных гаражей и хозблоков и предоставить данный проект, выполненный в соответствии с эскизным проектом от 06 июля 1998 года на согласование в управление архитектуры (пункты 3.1, 3.2 постановления № 520-235).

В соответствии с кадастровым паспортом от 31 мая 2007 года земельный участок с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв. метров, с целевым использованием для проектирования и строительства подземных гаражей, предоставлен в срочное пользование ГСК «Малютка-78».

Таким образом, принадлежность ГСК земельного участка, на котором осуществлялись работы по строительству гаражей подтверждается кадастровым планом земельного участка, вышеуказанным постановлением мэра и не оспаривается лицом, в отношении которого ведется производство по делу.

Совершение должностным лицом вменяемого ему правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: постановлениями прокурора Ленинского района города Саратова о возбуждении дела об административном правонарушении от 27 мая 2015 года, актом проверки при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства от 26 мая 2015 года, объяснениями председателя ГСК «Малютка-78» ФИО1, не оспаривавшего осуществление ГСК строительных работ.

Довод жалобы об осуществлении ФИО1 строительных работ как физическим лицом не может быть признан обоснованным, поскольку факт осуществления работ именно кооперативом председателем ГСК «Малютка-78» ФИО1 не оспаривался, земельный участок под строительство гаража ему, как физическому лицу, в установленном порядке не выделялся.

Доводы, приведенные в жалобе, в том числе о малозначительности совершенного деяния, являлись предметом проверки районного суда и получили соответствующую оценку в решении судьи от 17 декабря 2015 года.

Оценка доказательствам, имеющимся в деле, судьей дана с соблюдением требований статей 26.11 КоАП РФ.

Существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления и судебного решения, при производстве по делу не допущено, оснований для их отмены или изменения при рассмотрении жалобы не установлено. Доводы жалобы не содержат правовых оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи районного суда.

Наказание обоснованно назначено с применением части 2 статьи 4.4 КоАП РФ в соответствии с общими правилами назначения наказания.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Ленинского районного суда города Саратова от 17 декабря 2015 года и постановление заместителя министра по государственному строительному надзору министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области № 98/15 от 23 июня 2015 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 9.4 и
частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу председателя ГСК «Малютка-78» ФИО1 - без удовлетворения.

Судья О.А. Полянина