Судья Гутовская Е.В. Дело № 21-118/2019
П С К О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Р Е Ш Е Н И Е
8 июля 2019 <...>
Судья Псковского областного суда Русакова О.С.,
при секретаре Шевчук В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя – директора ООО «Великолукский свиноводческий комплекс» ФИО1 постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям ФИО2 от 4 октября 2018 г. и решение судьи Невельского районного суда Псковской области от 21 мая 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении общества с ограниченной ответственностью «Великолукский свиноводческий комплекс»,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям (далее – Управление) ФИО2 от 4 октября 2018 г. ООО «Великолукский свиноводческий комплекс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением судьи Невельского районного суда Псковской области от 21 мая 2019 г. названное постановление оставлено без изменения, жалоба законного представителя ООО «Великолуский свиноводческий комплекс» - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Псковский областной суд, законный представитель ООО «Великолукский свиноводческий комплекс» Подвальный В.А. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и судебного решения и прекращении производства по делу об административном правонарушении, ссылаясь на допущенные в ходе проведения проверки грубые нарушения, влекущие недопустимость результатов проверки в качестве доказательств при производстве по делу об административном правонарушении. Такими нарушениями полагает проведение исследования отобранных в ходе проверки проб в ФГБУ «Ленинградская МВЛ», не являющемся структурным подразделением Управления и не уполномоченную приказом о проведении проверки на проведение исследований, а также замену акта проверки от 17 июля 2018 г. Полагает, что изменение без согласования с заявителем акта проверки должно быть расценено как отсутствие основанного на законе и фактических обстоятельствах акта проверки, в связи с чем усматривается грубое нарушение требований, предусмотренных частью 4 статьи 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Законный представитель ООО «Великолукский свиноводческий комплекс» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен, поэтому дело рассмотрено без его участия.
Защитник ООО «Великолукский свиноводческий комплекс» ФИО3 в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме, представители Управления ФИО4 и ФИО5 по доводам жалобы возражали.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела и изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Положениями статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет административную ответственность по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что приказом и.о. заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям от 15 июня 2018 г. № 911-П в соответствии с планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 г. в рамках контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере карантина растений на государственной границе Российской Федерации, проведения плановых мероприятий по государственному сортовому и семенному контрою, проведения плановой проверки в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, осуществления государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения назначена проверка в отношении ООО «Великолукский свиноводческий комплекс».
Актом проверки от 17 июля 2018 г. установлено, что на находящихся с 2010-2012 г.г. в собственности ООО «Великолукский свиноводческий комплекс» земельных участках сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования: для сельскохозяйственного производства, расположенных в Красногородском (кадастровый номер <данные изъяты>), Опочецком (кадастровые номер <данные изъяты>, <данные изъяты>) Невельском (кадастровые номера <данные изъяты>) и Усвятском (кадастровый номер <данные изъяты>) районах не проводятся обязательные мероприятия, направленные воспроизводство плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения посредством систематического проведения агоротехнических, агрохимических, фитосанитарных, культурно-технических и иных мероприятий, а также выращивания сельскохозяйственных культур, то есть не проводятся обязательные мероприятия, направленные на защиту сельскохозяйственных угодий от зарастания древесно-кустарниковой и сорной растительностью, обязательные мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
По данным фактам должностными лицами Управления Россельхознадзора составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, и 4 октября 2018 г. вынесено постановление о привлечении ООО «Великолукский свиноводческий комплекс» к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Обстоятельства совершения ООО «Великолукский свиноводческий комплекс» административного правонарушения подтверждаются протоколами об административном правонарушении от 20 августа 2018 г. № ОЗН-02/18-254 – ОЗН-02/18-259, ОЗН-02/18-261-ОЗН-02/18-266 (л.д. <данные изъяты> т.<данные изъяты>), актом проверки № КСЗ-ОЗН-02/18-033 (л.д. <данные изъяты> т. <данные изъяты>), актами осмотра (обследования) принадлежащих юридическому лицу земельных участков от 3 и 9 июля 2018 г. с фототаблицами (л.д. <данные изъяты> т. <данные изъяты>), выписками из ЕГРН, подтверждающими право собственности ООО «Великолукский свиноводческий комплекс» на вышеуказанные земельные участки (л.д. <данные изъяты> т. <данные изъяты>, л.д. <данные изъяты> т. <данные изъяты>), другими материалами дела.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у ООО «Великолукский свиноводческий комплекс» реальной возможности соблюдать предусмотренные законом требования земельного законодательства в целях предотвращения совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.
Представленные договоры аренды, заключенные ООО «Великолукский свиноводческий комплекс» с В.Г.Г. не свидетельствуют о том, что нарушение земельного законодательства было осуществлено арендатором, а не собственником земельных участков. К тому же передача земельного участка в краткосрочную аренду на 11 месяцев, не освобождает собственника от ответственности за соблюдение законодательства в области охраны земель. Договоры аренды был заключены 12 января 2018 г., а земельные участки принадлежат привлекаемому к ответственности юридическому лицу с 2011 г. и на момент осмотра их в 2018 г. заросли сорной многолетней растительностью, кустарником, частично – древесной порослью.
При таком положении должностное лицо надзорного органа и судья районного суда пришли к правильному выводу о наличии в действиях ООО «Великолукский свиноводческий комплекс» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ. Выводы должностного лица и судьи районного суда основаны на доказательствах, всесторонне, полно и объективно исследованных в их совокупности в соответствии с требованиями стати 26.11 КоАП РФ и свидетельствующих о допущенном административном правонарушении, оснований для их переоценки не имеется.
Вопреки доводам жалобы плановая выездная проверка в отношении ООО «Великолукский свиноводческий комплекс» проведена Управлением с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 7 названного Закона органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля привлекают экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, и анализа соблюдения указанных требований, по проведению мониторинга эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, учета результатов проводимых проверок и необходимой отчетности о них.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 14 Закона № 294-ФЗ в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются фамилии, имена, отчества, должности привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций.
На основании пунктов 1.1 и 8 части 2 статьи 20 Закона к грубым нарушениям, влекущим недействительность результатов проверки, относятся нарушение требований, предусмотренных пунктами 7 и 9 статьи 2 настоящего Закона (в части привлечения к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан) и частью 6 статьи 12 Закона (в части участия в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки).
Иных грубых нарушений в связи с участием в проведении проверки конкретных лиц либо в связи с проведением исследований Закон № 294-ФЗ не предусматривает.
В данном случае отбор проб производился должностным лицом Управления – государственным инспектором отдела государственного надзора в области карантина растений, семенного надзора, качества и безопасности зерна Е.И.Г. в присутствии представителя ООО «Великолукский свиноводческий комплекс», в связи с чем юридическое лицо не лишено было возможности представлять свои замечания и возражения по отбору проб. Испытания проводились ФГБУ «Ленинградская межобластная ветеринарная лаборатория», с протоколами исследований представитель ООО «Великолукский свиноводческий комплекс» ознакомлен, что следует из объяснений законного представителя, поступивших в Управление до составления протокола об административном правонарушении (л.д. <данные изъяты>), в связи с чем общество не было лишено возможности проверить аккредитацию лаборатории на проведение соответствующих испытаний.
Положения Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», утвержденного приказом Минсельхоза России от 27 декабря 2016 г. № 591, на который ссылается заявитель, относительно привлечения к проверке экспертов и экспертных организаций иных, чем Закон № 294 положений не содержит и к тому же распространяется на государственный земельный надзор, в части которого в ходе данной проверки никаких исследований и испытаний не проводилось вовсе.
Таким образом, неуказание в приказе о проведении проверки специалистов ФГБУ «Ленинградская МВЛ», проводивших испытание отобранных проб зерна, не влечет признание результатов проверки недействительными; действиями надзорного органа в данной части права ООО «Великолукский свиноводческий комплекс» не нарушены.
В соответствии с частью 4 статьи 16 Закона № 294-ФЗ акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
Из положений пункта 6 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ следует, что к грубым нарушениям, влекущим недействительность результатов проверки, относится нарушение требований части 4 статьи 16 названного Закона, только в части непредставления акта.
Как установлено судом первой инстанции, изменения в акт были внесены в связи с получением последних протоколов испытаний образцов зерна от 17 июля 2018 г.
В материалы дела при подаче жалобы заявителем представлены копии двух разных экземпляров акта проверки № КСЗ-ОЗН-02/18-033 от 17 июля 2018 г., различающиеся содержательно в части объема нарушений требований законодательства в области карантина растений. Вводная и заключительная часть обоих экземпляров содержат рукописные записи и подписи представителя ООО «Великолукский свиноводческий комплекс» ФИО6, заключительная часть – также подписи должностных лиц, осуществлявших проверку. Рукописные записи в обоих экземплярах акта (как вводной, так и в заключительной части) не идентичны, что свидетельствует о том, что оба экземпляра акта были получены представителем юридического лица ООО «Великолукский свиноводческий комплекс». Запись о несогласии представителя юридического лица с внесением изменений в акт проверки сделана не была: в обоих экземплярах представителем указано на приобщение к акту копий договоров аренды и на несогласие с актом проверки (том 1 л.д. 30-53 и 54-77).
При таких обстоятельствах не имеется оснований ставить под сомнение показания государственного инспектора Е.И.Г. о согласовании внесенных в акт проверки изменений с представителем ООО «Великолукский свиноводческий комплекс».
Действующее законодательство не содержит запрета на внесение изменений и дополнений в акт проверки при условии соблюдения иных требований, предъявляемых законом к закреплению результатов проверки.
Принимая во внимание, что акт проверки от 17 июля 2018 г. в окончательной редакции был получен уполномоченным представителем ООО «Великолукский свиноводческий комплекс», возражения по результатам проверки были принесены и на внесение изменений в акт проверки не указывали, а также с учетом пункта 6 части 2 статьи 20 Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» грубых нарушений при проведении проверки ООО «Великолукский свиноводческий комплекс» в связи с внесением изменений в акт проверки не усматривается.
Помимо того, исправления, которые были внесены в акт проверки от 17 июля 2018 г., не касаются обстоятельств допущенного ООО «Великолукский свиноводческий комплекс» нарушения в области землепользования.
При изложенных обстоятельствах акт проверки от 17 июля 2018 г. является допустимым доказательством и обоснованно положен в основу постановления по делу об административном правонарушении.
Неустранимые сомнения в виновности ООО «Великолукский свиноводческий комплекс» отсутствуют.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, не опровергают установленных судом обстоятельств и не влияют на законность принятых по делу постановления и решения.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции части 1 статьи 8.42 КоАП РФ, с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, является минимальным.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу постановления должностного лица надзорного органа и судебного решения, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья Псковского областного суда
Р Е Ш И Л :
постановление заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям ФИО2 от 4 октября 2018 г. и решение судьи Невельского районного суда Псковской области от 21 мая 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ в отношении ООО «Великолукский свиноводческий комплекс» оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО «Великолукский свиноводческий комплекс» - без удовлетворения.
Судья Псковского областного суда (подпись) О.С. Русакова
Копия верна.
Судья Псковского областного суда О.С. Русакова