Дело №21-118/2018
Р Е Ш Е Н И Е
12 февраля 2018 года г. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Курапова З.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу консультанта отдела экологического надзора г. Симферополя и Симферопольского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона – государственного инспектора Республики Крым ФИО1 на решение судьи Бахчисарайского районного суда Республики Крым Атаманюк Г.С. от 06.12.2017 г. по делу №12-171/2017, которым постановление заведующего отделом экологического надзора г. Бахчисарай и Бахчисарайского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО1 от 27.10.2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении Муниципального унитарного предприятия «Дениза» отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заведующего отделом экологического надзора г. Бахчисарай и Бахчисарайского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО1 от 27.10.2017 г. №005126/0471-2017 Муниципальное унитарное предприятие «Дениза» (далее – МУП «Дениза») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 101000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, директор МУП «Дениза» ФИО2 обжаловал его в судебном порядке.
Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 06.12.2017 г. по делу №12-171/2017 постановление заведующего отделом экологического надзора г. Бахчисарай и Бахчисарайского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО1 от 27.10.2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в МУП «Дениза» отменено, производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Не согласившись с вышеуказанным решением, консультант отдела экологического надзора г. Симферополя и Симферопольского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона – государственный инспектор Республики Крым ФИО1 обратился в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой просит отменить решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 06.12.2017 г. по делу №12-171/2017, вернуть дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, мотивируя это тем, что виновность МУП «Дениза» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления в части несанкционированного размещения отходов производства и потребления не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для их размещения, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
В судебном заседании, которое состоялось 12.02.2018 г., директор МУП «Дениза» ФИО2 и защитник МУП «Дениза» ФИО3 просили оставить обжалуемое решение без изменения.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Частью 3 ст. 30.6 КоАП РФ установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещаются, в том числе, сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
В соответствии с ч.ч. 5, 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно п. 2.1 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденных Заместителем Министра охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации ФИО4 15.07.1994 г. природопользователь обязан, в том числе: принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов меры по обращению с отходами; соблюдать действующие экологические, санитарно - эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами; обеспечивать выполнение установленных нормативов предельного размещения отходов; оформлять разрешение на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном.
В соответствии с п. 2.14 Указанных правил не допускается размещение опасных отходов на территории в границах и менее 3 км от границ городов и населенных пунктов, в лесопарковых, курортных, лечебно - оздоровительных, рекреационных зонах и зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, а также в районах развития геотектонических структур, образований и процессов, запрещается сброс отходов в водоемы общего пользования, подземные водоносные горизонты.
Административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как усматривается из материалов дела, 18.09.2017 г. в ходе проведения рейдового обследования земельных участков, расположенных на территории Почтового сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым установлен факт нарушения требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производств и потребления а именно: несанкционированной выгрузки и складирования твердых коммунальных отходов, не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для их размещения площадью 25 кв.м., специализированной автомашиной для сборки и транспортировки отходов марки <данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, с оранжевой кабиной и надписью Минстрой России – Республика Крым, под управлением гр. ФИО6, на земельном участке, расположенном в 1700 метрах севернее <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым, что является нарушением требований ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 2.1 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденных заместителем Министра охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации ФИО4 15.07.1994 г., ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в результате чего был составлен Акт рейдового обследования №90-06.2/2017.
Согласно представленной УГИБДД МВД по Республике Крым информации, указанный автомобиль зарегистрирован за Администрацией Почтовского сельского поселения Бахчисарайского района, при этом согласно решению 24-й сессии 1-го созыва Почтовского сельского совета Бахчисарайского района Республики Крым от 12.02.2016 г. №1-24/241 данный автомобиль был закреплен на праве хозяйственного ведения за МУП «Дениза».
Согласно письменным объяснениям директора МУП «Дениза» ФИО2, последний не отрицает факт нахождения транспортного средства марки <данные изъяты> государственный регистрационный знак № в хозяйственном ведении МУП «Дениза», при этом ФИО2 указал, что вывоз мусора осуществляет только один водитель ФИО6 у которого имеется путеводительный лист №151 от 18.09.2017 г. с маршрутом движения <адрес> – <адрес> и, согласно пояснениям ФИО6, выгрузку отходов не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для их размещения (поверх ранее складированных твердых коммунальных отходов), осуществил в связи с плохим самочувствием и невозможностью дальнейшего движения в <адрес>.
С учетом установленных обстоятельств, 20.10.2017 г. в отношении МУП «Дениза» составлен протокол об административном правонарушении №005126 по ст. 8.2 КоАП РФ, и постановлением заведующего отделом экологического надзора г.Бахчисарай и Бахчисарайского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона старшего государственного инспектора Республики Крым ФИО1 от 27.10.2017 г. №005126/0471-2017 МУП «Дениза» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства, послужившие основанием для привлечения МУП «Дениза» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждаются, в том числе фототаблицами; договором на прием твердых коммунальных отходов, заключенный между МУП «Вилино» и МУП «Дениза», согласно которому МУП «Вилино» оказывает МУП «Дениза» услуги по приему и размещению твердых коммунальных отходов на муниципальном полигоне IV-V класса опасности; путевым листом специального автомобиля №151.
При этом, суд первой инстанции, отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях МУП «Дениза» состава административного правонарушения, исходил из того, что выявленное нарушение норм законодательства об охране окружающей среды совершено не по вине МУП «Дениза», а по вине водителя МУП «Дениза» ФИО6, который без ведома руководства предприятия самовольно выгрузил коммунальные отходы не на муниципальном полигоне в <адрес>, а в <адрес>, за что он был привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
Действительно, в материалах дела имеется постановление №005779/0471/2017 от 20.09.2017 г., которым ФИО6 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ за несанкционированную выгрузку и складирование твердых коммунальных отходов. Вместе с тем, привлечение ФИО6 к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, не освобождает МУП «Дениза» от административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ, за нарушение в области охраны окружающей среды, выявленное 18.09.2017 г. в ходе проведения рейдового обследования, на основании следующего.
Из представленных Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым материалов административного дела в отношении должностного и юридического лица МУП «Дениза» усматривается, что приказом МУП «Дениза» от 20.02.2017 г. ФИО6 принят на работу водителем на постоянной основе на основании трудового договора от 20.02.2017 г. №28.
Таким образом транспортировка твердых коммунальных отходов в том числе 18.09.2017 г. осуществлялась ФИО6 от имени МУП «Дениза», поскольку все действия этого юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу трудового договора представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и именно юридическое лицо обязано обеспечить выполнение своим работником требований законодательства, осуществить контроль по выполнению обязанностей своими работниками. Ненадлежащее исполнение работником МУП «Дениза» своих трудовых обязанностей не освобождает юридическое лицо от необходимости соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции об отсутствии в действиях МУП «Дениза» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ нельзя признать обоснованными, в связи с чем судебное решение подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует также проверить соблюдение должностным лицом требований КоАП РФ при привлечении МУП «Дениза» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, в том числе ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, а именно было ли МУП «Дениза» надлежащим образом извещено должностным лицом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении на 27.10.2017 г.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л :
Решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 06.12.2017 г. по делу №12-171/2017 отменить. Материалы возвратить в Бахчисарайский районный суд Республики Крым на новое рассмотрение.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. 30.12 КоАП РФ.
Судья (подпись) З.И. Курапова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>