ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-118/2022 от 03.03.2022 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Баймишев М.С. № 21-118/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Самара 03 марта 2022 года

Судья Самарского областного суда Чемерисова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Самараавтотранс» Алексеева О.А. на решение судьи Нефтегорского районного суда Самарской области от 17.12.2021, которым постановление старшего государственного инспектора отдела АТ и АДН Средне-Волжского МУГАДН от 02 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Самараавтотранс-2000» изменено, снижен размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 250 000 рублей,

установила:

Постановлением №632053020(620) старшего государственного инспектора АТ и АДН Средне-Волжского МУГАДН ФИО2 от 02.08.2021 юридическое лицо ООО «Самараавтотранс-2000» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.

Не согласившись с постановлением должностного лица административного органа, защитник ООО «Самараавтотранс-2000» обратился в Кировский районный суд г.Самары.

Определением судьи Кировского районного суда г.Самары от 14.09.2021 жалоба направлена для рассмотрения по подведомственности в Оренбургский районный суд Оренбургской области.

Определением судьи Оренбургского районного суда Оренбургской области от 25.10.2021 материал по жалобе защитника ООО «Самараавтотранс-2000» на вышеуказанное постановление направлено для рассмотрения в Нефтегорский районный суд Самарской области.

17.12.2021 судьей Нефтегорского районного суда Самарской области вынесено вышеуказанное решение по результатам рассмотрения жалобы.

В настоящей жалобе, проступившей в Самарский областной суд, защитник ООО «Самараавтотранс» Алексеев О.А. просит постановление должностного лица административного органа и решение районного судьи отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав защитника ООО «Самараавтотранс» Алексеева О.А., допросив должностное лицо ФИО1 Ю.Г., прихожу к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов на величину более 50 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 50 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 процентов влечет наложение административного штрафа на водителя транспортного средства в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере пятисот тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ) пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.

На основании пункта 4 части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на крупногабаритных транспортных средствах, осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми, за исключением осуществляющих движение на основании специальных разрешений крупногабаритных транспортных средств, габариты которых превышают допустимые габариты не более чем на два процента.

Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, относящихся согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной опасности, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями указанной статьи.

В силу части 2 статьи 31 названного закона движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.

В соответствии с пунктом 18 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ под крупногабаритным транспортным средством понимается транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают допустимые габариты, установленные Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года N 2200, "тяжеловесное транспортное средство" - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства. При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению N 2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению N 3.

В соответствии с Приложение N 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, допустимая масса одиночного трехосного транспортного средства составляет 25 000 кг.

Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержден Приказом Министерством транспорта Российской Федерации от 24 июля 2012 №258, согласно которому специальное разрешение выдается владельцу транспортного средства или его представителю.

23.06.2021 в ходе рейдового мероприятия на основании Распоряжения руководителя от 31.05.2021 утверждено рейдовое задание , проводить транспортный контроль на автодороге федерального значения М-5 Урал «Москва-Рязань-Пенза-Самара-Уфа-Челябинск», на данном участке автодороги подъезд в г.Оренбург, км 93+250, в результате осмотра транспортного средства марки ФАУН, регистрационный знак установлено, что транспортное средство, находящиеся в собственности ООО «Самараавтотранс-2000», осуществляло движение без специального разрешения, данное транспортное средство являлось тяжеловесным, общая масса транспортного средства составляет пятьдесят три тонны четыреста сорок восемь килограммов, путевой лист от 23.06.2021 выдан ООО «Самараавтотранс-2000» маршрут для движения Самара, Самарская область – Оренбургская область.

Приведенные обстоятельства подтверждаются материалами дела: протоколом об административном правонарушении (424) от 19.07.2021 (л.д. 25-26), копией свидетельства о регистрации транспортного средства (л.д.11); копией паспорта транспортного средства (л.д.12-13); актом результатов плановых (рейдовых) осмотров обследований транспортных средств от 23.06.2021 (л.д. 34); копией путевого листа от 23.06.2021, который выдан ООО «Самараавтотранс-2000» маршрут для движения Самара, <адрес><адрес> (л.д. 35), фотоматериалом (л.д.36) и другими материалами дела, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, ООО «Самараавтотранс-2000» совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Должностное лицо и суд первой инстанции пришли к правильному выводу о наличии в деянии ООО «Самараавтотранс-2000» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данный вывод основан на положениях названного Кодекса, Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ, Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года N 2200, и совокупности собранных по делу доказательств.

Суждения заявителя жалобы о том, что измерения транспортного средства не осуществлялись, не могут служить основанием для отмены вышеуказанных актов по делу об административном правонарушении, поскольку, как следует из материалов дела, правонарушение было установлено должностным лицом по представленным документам на вышеуказанное транспортное средство и визуальном осмотре транспортного средства.

По результатам осмотра обследования транспортного средства составлен соответствующий акт от 23.06.2021, который водителем транспортного средства подписан. Оснований ставить под сомнение достоверность имеющихся в деле документах не имеется, они обоснованно признаны допустимыми доказательствами по делу.

При этом, суд апелляционной инстанции полагает, что имеются основания для изменения вынесенных актов по делу в части указания общей массы транспортного средства в силу следующего.

В протоколе и постановлении указана масса транспортного средства в снаряженном состоянии как пятьдесят три тонны четыреста сорок восемь килограммов, что является не верным, поскольку в виду некорректного оформления свидетельства о регистрации транспортного средства данная цифра указана со смещением в соответствующей графе.

При этом, установлено в ходе судебного рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции и следует из документации на транспортное средство, что верной следовало считать массу вышеуказанного транспортного средства - 26 000 кг.

Данные обстоятельства подтвердил в судебном заседании суда апелляционной инстанции должностное лицо – старший государственный инспектор АТ и АДН Средне-Волжского МУГАДН <данные изъяты> пояснив, что в виду некорректного оформления свидетельства, ошибочно было указано в протоколе и в акте масса транспортного средства 534483 кг, вместо правильно 26 000 кг. При этом, транспортное средство было укомплектовано, технически исправно, в связи с чем, выпуск его на линию должен был быть обеспечен наличием специального разрешения. Отдельно измерения массы транспортного средства в данном случае, не требовались.

Кроме того, массу транспортного средства в снаряженном состоянии 26 000 кг. подтвердил и защитник ООО «Самараавтотранс-2000» в ходе судебного заседания.

Судьей апелляционной инстанции установлено и это следует из путевого листа от 23.06.2021, что транспортное средство марки ФАУН, регистрационный знак <***>, осуществляло междугородний маршрут для движения Самара, Самарская область – Оренбургская область, выпущено на линию технически исправным. Сведений о том, что транспортное средство не было снаряжённым, данный документ не содержит.

В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011, масса транспортного средств в снаряженном состоянии – это определенная изготовителем масса комплектного транспортного средства с водителем без нагрузки. Масса включает не менее 90% топлива.

Поскольку тяжеловесное транспортное средство эксплуатирует общество, оно обязано в силу закона иметь соответствующее разрешение на движение такого транспортного средства, оформленное в установленном порядке. Следовательно, перед тем как допустить движение тяжеловесного транспортного средства, общество обязано было убедиться в наличии специального разрешения.

Судьей районного суда данные обстоятельства не были учтены при вынесении решения по делу.

При этом, установленные в ходе рассмотрения дела судьей апелляционной инстанции обстоятельства по делу не опровергают наличие в действиях ООО «Самараавтотранс-2000» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку общество допуская движение транспортного средства масса которого в снаряженном состоянии составляет 26 000 кг., обязано было получить специальное разрешение.

Постановления о привлечении ООО «Самараартотранс-2000» к административной ответственности вынесены с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для этой категории дел.

Административное наказание в виде административного штрафа с учетом снижения его размера до 250 000 рублей назначено на общество с учетом требований ч.3.2, ч.3.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для его уменьшения, а равно применения положений статей 2.9 и 4.1.1 названного Кодекса при рассмотрении дела не установлено.

Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в соответствии с положениями частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ниже низшего предела, является справедливым.

Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено наличие обстоятельства, которое в силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет изменение постановления и решения районного суда. Основания для отмены вынесенных по делу актов, не установлены.

На основании изложенного и руководствуясь, ст. ст. 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решила:

Постановление №632053020(620) старшего государственного инспектора АТ и АДН Средне-Волжского МУГАДН ФИО2 от 02.08.2021, решение судьи Нефтегорского районного суда Самарской области от 17.12.2021, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Самараавтотранс-2000», – изменить, исключив из них указание на общую массу транспортного средства 53 448 кг, указав правильную массу транспортного средства - 26 000 кг., в остальной части, вынесенные акты по делу - оставить без изменения.

Жалобу защитника ООО «Самараавтотранс» Алексеева О.А., – оставить без удовлетворения.

В соответствии со ст. 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение Самарского областного суда может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Самарского областного суда О.В. Чемерисова