ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-119 от 31.05.2017 Тульского областного суда (Тульская область)

Дело № 21-119 Судья Радченко С.В.

РЕШЕНИЕ

31 мая 2017 года <...>

Судья Тульского областного суда Бугаков О.А.,

при секретаре Дорошкове А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Тульской области ФИО1 на решение судьи Советского районного суда г. Тулы от 28 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, в отношении ФИО2,

установил:

постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Тульской области от 9 февраля 2017 года должностное лицо - <данные изъяты> государственного учреждения «<данные изъяты>» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.

Решением судьи Советского районного суда г. Тулы от 28 марта 2017 года указанное постановление должностного лица от 9 февраля 2017 года в отношении ФИО2 отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях ФИО2 состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Тульский областной суд, государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Тульской области ФИО1 просит отменить решение судьи Советского районного суда г. Тулы от 28 марта 2017 года по делу об административном правонарушении как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения защитников ФИО2 по доверенностям ФИО3, ФИО4, судья приходит к следующему.

Ответственность по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ наступает в случае нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, которое влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекцией труда в Тульской области по жалобе ФИО7 в отношении ГУ <данные изъяты>», выявлено нарушение должностным лицом - <данные изъяты> ГУ «<данные изъяты>» ФИО2 требований действующего трудового законодательства, которое выразилось в необеспечении ФИО7, работающего в должности вахтера, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, чем нарушены требования части 1 статьи 219, части 2 статьи 212, части 1 статьи 221 Трудового кодекса РФ, а также пункта 163 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 декабря 2014 года № 997н.

По факту нарушения трудового законодательства должностным лицом Государственной инспекции труда в Тульской области 7 февраля 2017 года в отношении должностного лица - <данные изъяты> ГУ «<данные изъяты>» ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании постановления государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Тульской области от 9 февраля 2017 года должностное лицо ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст.5.27.1 КоАП РФ, при вышеуказанных обстоятельствах и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.

Решением судьи Советского районного суда г. Тулы от 28 марта 2017 года указанное постановление должностного лица от 9 февраля 2017 года в отношении ФИО2 отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях ФИО2 состава административного правонарушения.

Приходя к выводу об отсутствии в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, судья районного суда указал, что из представленных в материалы дела заключения эксперта по идентификации ОВПФ на рабочем месте от ДД.ММ.ГГГГ и карты специальной оценки условий труда от ДД.ММ.ГГГГ следует, что фактический уровень вредного фактора рабочего места вахтера в ГУ «<данные изъяты>» относится ко 2 классу условий труда (допустимые условия труда), отсутствуют особые температурные условия и условия, связанные с загрязнением, в связи с чем, оснований для обеспечения вахтера средствами индивидуальной защиты не имеется.

С указанным выводом судья вышестоящего суда не может согласиться по следующим основаниям.

Согласно части 3 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 1 Трудового кодекса РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по организации труда и управлению трудом.

В силу абзаца 5 статьи 2 Трудового кодекса РФ исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии с частью 1 статьи 210 Трудового кодекса РФ одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников.

Каждый работник имеет право на обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя (статья 219 Трудового кодекса РФ).

Частью 2 статьи 22 Трудового кодекса РФ предусмотрена обязанность работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством.

Согласно положениям абзаца 7 части 2 статьи 212 Трудового кодекса РФ работодатель обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном порядке, в соответствии с установленными нормами работникам занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

В соответствии с частью 1 статьи 221 Трудового кодекса РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты установлены Межотраслевыми правилами обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (далее - Правила), утвержденными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 июня 2009 года №290н.

В соответствии с пунктом 2 Правил, требования данных Правил распространяются на работодателей - юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Согласно пункту 3 Правил, под средствами индивидуальной защиты (далее СИЗ) понимаются средства индивидуального пользования, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

В силу пункта 4 Правил работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя.

В соответствии с пунктом 14 Правил при выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности. При отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель выдает работникам СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах - типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ.

В типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам государственных организаций, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 16 декабря 1997 года №63 профессия или должность вахтера отсутствует.

Согласно пункту 163 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 декабря 2014 года №997н, сторожу (вахтеру) положены: костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий 1 штука на 1 год; сапоги резиновые с защитным подноском 1 пара на 1 год; перчатки с полимерным покрытием 12 пар на 1 год.

Учитывая вышеизложенные требования закона, судья районного суда пришел к ошибочному выводу о том, что в бездействии <данные изъяты> ГУ «Государственный <данные изъяты>» ФИО2 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1. КоАП РФ, ссылаясь на результаты специальной оценки условий труда, поскольку целью специальной оценки условий труда является определение класса вредных и (или) опасных условий труда (Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», между тем государственной инспекцией по труду ФИО2, как должностному лицу, вменялось не только нарушение требований трудового законодательства в части обеспечения вахтера СИЗ, поскольку его работа связана с вредными и (или) опасными условиями труда, но и в связи с тем, что вахтером выполнялась работа в особых температурных условиях и связанных с загрязнением, что не является предметом специальной оценки условий труда.

Указанному обстоятельству судом первой инстанции, в совокупности с имеющимися в материалах дела доказательствами, положениями должностной инструкции вахтера, оценки не дано.

В силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Принимая во внимание вышеизложенное, нахожу решение судьи Советского районного суда г. Тулы от 28 марта 2017 года подлежащим отмене в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, а дело возвращению на новое судебное рассмотрение, поскольку срок привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ не истек.

При новом рассмотрении дела суду необходимо установить юридически значимые обстоятельства по делу, учитывая вышеизложенное и принять законное и обоснованное решение по делу в соответствии с требованиями КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья

решил:

жалобу государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Тульской области ФИО1 удовлетворить.

Решение судьи Советского районного суда г. Тулы от 28 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, в отношении <данные изъяты> ГУ «<данные изъяты>» ФИО2 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Советский районный суд г. Тулы.

Судья подпись