ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1195/2021 от 26.10.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 21-1195/2021

Р Е Ш Е Н И Е

26 октября 2021 года гор. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы администрации Симферопольского района Республики Крым Алексанова Д.С. на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 01 сентября 2021 года № 12-540/2021 и постановление должностного лица от 30 октября 2020 года,

у с т а н о в и л :

постановлением заместителя руководителя - главного бухгалтера Управления Федерального казначейства по Республике Крым Кочневой Е.А. №75-16-34/252 от 30 октября 2020 года, администрация Симферопольского района Республики Крым признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Данное постановление должностного лица обжаловано в судебном порядке.

Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 01 сентября 2021 года № 12-540/2021 постановление должностного лица от 30 октября 2020 года оставлено без изменения, жалоба администрации Симферопольского района Республики Крым без удовлетворения.

Не согласившись с указанным решением суда, глава администрации Симферопольского района Республики Крым обратился в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой просит решение суда и постановление должностного лица отменить, производства по делу прекратить.

Заявитель указывает на то, что указанные средства были направлены на не предвиденные затраты в рамках сметной стоимости, а на них нет ограничений по их использованию.

Кроме того, в нарушении требований ст. 28.2 КоАП РФ администрация не была надлежащим образом уведомлена о составлении в отношении нее протокола об административном правонарушении.

Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, заслушав пояснения представителя УФК по РК Холявка Я.В., прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст.ст. 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ст.15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Объективную сторону правонарушения составляет неправомерное использование получателем указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения. Эти условия отражаются в принятом законе о бюджете, сводной бюджетной росписи, которая составляется финансовым органом соответственно Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и утверждается руководителем этого органа.

Использование бюджетных средств не по назначению, указанному в вышеприведенных документах, служащих основанием для получения бюджетных средств, является нецелевым, т.е. наказуемым.

Непосредственным объектом правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, является санкционированный государством порядок расходования средств федерального бюджета. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям, в данном случае, заключается в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

В силу ч. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ (далее БК РФ) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной); росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

В соответствии со статьей 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно пп. 3 ч. 1 ст. 162 БК РФ к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, между Федеральным дорожным агентством и Советом министров Республики Крым, в лице министра транспорта Республики Крым Карпова С.В., заключено Соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета Республики Крым №108-17-2019013 от 03.04.2019 года, предметом которого являлось предоставление из федерального бюджета в 2019-2021 годах бюджету Республики Крым иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий, направленных на достижение результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение результатов федерального проекта «Дорожная сеть» в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в соответствии с лимитами бюджетных обязательств.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 28.02.2019 года №115 «О вопросах предоставления и распределения в 2019 - 2021 годах иных межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации регионального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» утвержден Порядок предоставления и распределения в 2019 - 2021 годах иных межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации регионального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», который разработан в соответствии со статьей 139.1 БК РФ.

Указанный Порядок №115 устанавливает условия, цели и порядок предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации регионального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Пунктом 8 Порядка №115 установлено, что распределение межбюджетного трансферта между бюджетами муниципальных образований Республики Крым утверждается законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период и (или) нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.

Ст. 12 Закона Республики Крым от 20.12.2018 года № 556-ЗРК/2018 утвержден объем и распределение иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых муниципальным образованиям Республики Крым из бюджета Республики Крым в 2019 году, а именно: расходы на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» составили 690 000 000,00 рублей (Приложение 12.2 к Закону Республики Крым № 556-ЗРК/2018).

Финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на 2019 год распределено между муниципальными образованиями Республики Крым.

Для достижения результатов регионального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, между Министерством транспорта Республики Крым и администрацией Симферопольского района Республики Крым заключено соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету от 12.04.2019 года, предметом которого являлось предоставление из бюджета Республики Крым в 2019-2021 годах бюджету Симферопольского района Республики Крым иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение в целях софинансирования расходных обязательств Республики Крым возникающих при реализации мероприятий, направленных на достижение результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение результатов, в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству транспорта Республики Крым как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации по КБК: код главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации 822, раздел 04, подраздел 09, целевая статья 34 R1 53930, вид расходов 540 в рамках государственной программы Республики Крым «Развитие дорожного хозяйства Республики Крым на 2019-2021 годы».

Согласно пункту 6.1.1. раздела VI Соглашения уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляющим взаимодействие с Минтрансом Республики Крым, на который со стороны Муниципалитета возлагаются функции и ответственность за исполнение (координацию исполнения) настоящего Соглашения и предоставлению отчетности, является администрация Симферопольского района Республики Крым.

На основании п. 1.2. Соглашения предоставление иного межбюджетного трансферта осуществляется в целях достижения результатов регионального проекта, в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, согласно приложениям №1, №2, являющимся неотъемлемой частью Соглашения в соответствии с перечнем объектов, утвержденным распоряжением администрации от 12.04.2019 года №203-р «О внесении изменений и дополнений в распоряжение Администрации Симферопольского района Республики Крым от 08.04.2019 года №188-р «Об утверждении перечней объектов, финансируемых в рамках реализации регионального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Распоряжением №203-р определены объекты ремонта, финансируемые в рамках реализации регионального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

В соответствии с Положением об Администрации, утвержденным решением 7 сессии 1 созыва Симферопольского районного совета Республики Крым от 9 декабря 2014 года № 65 администрация в области строительства, транспорта и связи обеспечивает осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах района, осуществляет муниципальный контроль сохранности автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах района, обеспечивает безопасность дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и т.д.

Между администрацией и ООО «Крым-Магистраль» заключен муниципальный Контракт от 08.07.2019 года, пунктами 1.1. и 1.3. которого определено, что администрация поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства осуществить ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения по <адрес> участок , <адрес> участок , <адрес> участок , <адрес> (подъезд) в <адрес>, Республики Крым, администрация принимает на себя обязательства принять работы и оплатить их в соответствии с условиями Контракта.

Подрядчик обязуется выполнить весь комплекс работ в строгом соответствии с условиями Контракта и Техническим заданием.

Общая стоимость работ по Контракту составляет <данные изъяты> рублей, также в соответствии с условиями контракта авансовые платежи по Контракту не предусмотрены (пункты 3.1 и 4.9 Контракта).

В рамках заключенного Контракта Заказчиком приняты и оплачены работы по установке на участке дороги знаков приоритета (2.1., 2.2., 2.3.1- 2.3.7, 2.4), запрещающих знаков (3.1-3- 33), предписывающих знаков (4.1.1- 4.7), знаков особых предписаний (5.5-5.19.2) и информационных знаков (6.2- 6.8.3) согласно актам о приемке выполненных работ №9 от 19.12.2019 года, №10 от 20.12.2019 года и №11 от 25.12.2019 года, на общую сумму <данные изъяты> рублей.

Пунктами 4.2 и 4.3 Контракта определено, что оплата за выполненные работы осуществляется ежемесячно на основании подписанного обеими сторонами акта приемки выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 в пределах объема финансирования, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика и производится на основании представленного Подрядчиком акта приемки выполненных работ (форма КС-2).

Согласно пункту 4.7 Контракта объемы работ, не предусмотренные настоящим Контрактом и (или) не соответствующие по качеству требованиям СНиПам, ГОСТам и иных нормативных документов, к оплате не принимаются.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 года №402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - Классификация № 402), подпунктом 4 пункта 5 раздела III «Классификация работ по ремонту автомобильных дорог», которой определен исчерпывающий перечень работ, при выполнении ремонта автомобильных дорог, по элементам обустройства автомобильных дорог.

Усматривается, что администрацией Симферопольского района Республики Крым, как муниципальным заказчиком, при исполнении Контракта не обеспечен целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (произведена приемка оплата работ по установке дорожных знаков, не предусмотренная абзацем 4 пункта 5 раздела III Классификация №402), что привело к нарушению подпункта 3 п. 1 ст. 162 БК РФ, абзаца 4 п. 5 раздела III Классификации №402 и пункта 1.1 Контракта.

Постановлением заместителя руководителя - главного бухгалтера Управления Федерального казначейства по Республике Крым Кочневой Е.А. №75-16-34/252 от 30 октября 2020 года, администрация Симферопольского района Республики Крым признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

Факт допущенного правонарушения и виновность администрации Симферопольского района Республики Крым в совершении административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от 22 сентября 2020 года; копией соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансфера, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета Республики Крым 03.04.2019 года № 108-17-2019-013; копией соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету № 35647000-1-2019-008 от 12.04.2019 года; копией распоряжения администрации от 12.04.2019 года № 203-р «О внесении изменений и дополнений в распоряжение Администрации Симферопольского района Республики Крым от 08.04.2019 года №188-р «Об утверждении перечней объектов, финансируемых в рамках реализации регионального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»; копией государственного контракта; копией акта о приемке выполненных работ; копиями платежных поручений; копией акта внеплановой выездной проверки в администрации Симферопольского района Республики Крым; копией Положения об администрации, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

С учетом изложенного, апелляционная инстанция соглашается с выводами районного суда о соответствии фактическим обстоятельствам дела о виновности администрации Симферопольского района Республики Крым в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основанных на содержащихся в материалах дела доказательствах, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, подтверждающих принятие администрацией Симферопольского района Республики Крым всех зависящих от нее, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, в материалы дела не представлены.

По существу, доводы, изложенные в жалобе, сводятся к субъективной переоценке имеющихся в деле доказательств и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда и постановления должностного лица, поскольку не опровергают правильности выводов судьи районного суда.

Довод заявителя о ненадлежащем извещении администрации на составление протокола об административном правонарушении не может быть принят во внимание, поскольку надлежаще оформленное извещение было направлено по месту ее регистрации указанному в ЕГРН.

Принимая во внимание, что жалоба главы администрации Симферопольского района Республики Крым Алексанова Д.С. на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 01 сентября 2021 года № 12-540/2021 и постановление должностного лица от 30 октября 2020 года, не содержит правовых и фактических обстоятельств, влекущих отмену принятых по делу актов, основания для их отмены отсутствуют.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

р е ш и л:

жалобу главы администрации Симферопольского района Республики Крым Алексанова Д.С. на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 01 сентября 2021 года № 12-540/2021 и постановление должностного лица от 30 октября 2020 года - оставить без удовлетворения.

Решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 01 сентября 2021 года № 12-540/2021 и постановление должностного лица от 30 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении администрации Симферопольского района Республики Крым – оставить без изменения.

Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.

Судья <данные изъяты> Е.Г. Тимошенко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>