ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-119/19 от 06.05.2019 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 21-119/2019 судья Некрасов Р.Ю.

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тверь 06 мая 2019 года

Судья Тверского областного суда Каширская Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Киселева С.А. на решение судьи Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 25 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.22 КоАП РФ, в отношении должностного лица – конкурсного управляющего МУП Вышневолоцкого района «ОКС» Киселева Сергея Александровича,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника отдела государственного энергетического надзора по Тверской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО от 28 июня 2018 года конкурсный управляющий МУП Вышневолоцкого района «ОКС» Киселев С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.22 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением судьи Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 25 февраля 2019 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Киселева С.А. – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Тверской областной суд, заявитель указывает, что не согласен с решением суда первой инстанции, просит его отменить, производство по делу прекратить. Считает, что МУП Вышневолоцкого района «ОКС» является предприятием жизнеобеспечения коммунальной инфраструктуры (детские сады, школы, больницы, административные здания, жилые дома) Вышневолоцкого района Тверской области теплоэнергией и водой. Другого такого предприятия в Вышневолоцком районе нет. Обращает внимание, что конкурсный управляющий не имел возможности погасить задолженность по электроэнергии, так как предприятие находилось в процедуре банкротства, а также не имел права вводить в зимний период какие-либо ограничения по подаче электроэнергии на объекты жизнеобеспечения Вышневолоцкого района. Указывает, что в противном случае система тепло- и водоснабжения района была бы разморожена, что привело бы к технологической катастрофе и создало бы угрозу жизни и здоровью жителей района и имело серьезные социальные последствия. Считает, что в его действиях отсутствует вина, а, следовательно, и состав вмененного административного правонарушения.

Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, оценив обоснованность доводов жалобы, заслушав Киселева С.А., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Часть 1 статьи 9.22 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение потребителем электрической энергии введенного в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, невыполнение потребителем электрической энергии требования о самостоятельном ограничении режима потребления электрической энергии, предъявленного ему в соответствии с установленным законодательством об электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, либо необеспечение потребителем электрической энергии в предусмотренных указанным порядком случаях доступа представителей сетевой организации или иного лица, обязанного осуществлять действия по введению ограничения режима потребления электрической энергии, к принадлежащим потребителю энергопринимающим устройствам.

В силу пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций утверждается Правительством Российской Федерации. Указанный порядок в части введения ограничения режима потребления электрической энергии в связи с неисполнением обязательств по оплате электрической энергии обеспечивает, в частности: обязательность предварительного предупреждения о возможном введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления, содержащего информацию о состоянии задолженности потребителя за электрическую энергию, а также о предполагаемом сроке введения ограничений режима потребления.

Согласно п. 7.1. ст. 38 ФЗ № 35-ФЗ в случае возникновения оснований для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, указанные потребители обязаны устранить причины, являющиеся основанием для введения ограничения их режима потребления, либо выполнить мероприятия, обеспечивающие готовность потребителей электрической энергии к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.

Состав указанных мероприятий определяется потребителями электрической энергии самостоятельно в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком и может включать мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, мероприятия по установке потребителями за свой счет автономных резервных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией энергопринимающих устройств потребителей в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями после введения полного ограничения режима потребления электрической энергии.

Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442.

Подпунктом «б» пункта 2 данных Правил определено, что ограничение режима потребления электрической энергии вводится в случае нарушения потребителем своих обязательств, выразившегося в неисполнении или ненадлежащем исполнении потребителем обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, если это привело к образованию задолженности потребителя перед сетевой организацией по основному обязательству, возникшему из договора об оказании услуг по передаче электрической энергии, в том числе обязательству по предварительной оплате таких услуг.

В силу пункта 7 Правил потребитель, в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики которого вводится ограничение режима потребления, обязан осуществить самостоятельно полное ограничение режима потребления указанными энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики на дату, которая указана в уведомлении об ограничении режима потребления, а если это ограничение вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, в день, следующий за датой, в которую этим потребителем в соответствии с пунктом 16(1) настоящих Правил должны быть выполнены мероприятия по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления.

В случае если в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя вводится частичное ограничение режима потребления, этот потребитель обязан осуществить самостоятельно частичное ограничение режима потребления указанными энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики на дату и до уровня, которые указаны в уведомлении об ограничении режима потребления.

Самостоятельное ограничение режима потребления должно быть осуществлено до 12 часов дня, соответствующего дате, указанной в уведомлении о введении ограничения режима потребления, а если полное ограничение режима потребления вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, - до 12 часов дня, следующего за датой, в которую этим потребителем в соответствии с пунктом 16(1) настоящих Правил должны быть выполнены мероприятия по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления.

Согласно п. 16(1) Правил потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, не устранивший основания для введения ограничения режима потребления, обязан после дня введения в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони либо после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления (если у такого потребителя отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони или в этом акте не указан уровень аварийной брони): в течение 3 дней представить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления; в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия; в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, - в случае если в установленный настоящим пунктом срок исполнителю (субисполнителю) не был представлен утвержденный план указанных мероприятий либо если предусмотренный планом срок проведения указанных мероприятий превышает срок, указанный в пункте 16 настоящих Правил.

После выполнения этих мероприятий потребитель обязан направить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления.

Из материалов дела следует, что между филиалом ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» и МУП Вышневолоцкого района «ОКС» заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 07 декабря 2015 года, по которому имеется задолженность по оплате услуг по передаче электроэнергии по состоянию на 21 декабря 2017 года в размере <данные изъяты>

22 декабря 2017 года ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» направило в адрес МУП Вышневолоцкого района «ОКС» уведомление о введении ограничения режима потребления электрической энергии, в котором указало, что в случае неоплаты задолженности предприятие обязано на основании Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442, самостоятельно ввести частичное ограничение режима потребления электроэнергии не позднее 12-00 часов 09 января 2018 года до 70 % от максимальной мощности энергопринимающих устройств, при этом имеется часть объектов, которые не относятся к группе социально-значимых, по ним расход электроэнергии с данной даты должен составлять 0 кВт, далее самостоятельно ввести полное ограничение режима потребления электроэнергии по всем точкам поставки.

В связи с неисполнением МУП Вышневолоцкого района «ОКС» требования о самостоятельном частичном ограничении режима потребления электроэнергии, 24 апреля 2018 года заместителем Вышневолоцкого межрайонного прокурора вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.22 КоАП РФ в отношении должностного лица – конкурсного управляющего МУП Вышневолоцкого района «ОКС» Киселева С.А.

Постановлением заместителя начальника отдела государственного энергетического надзора по Тверской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО от 28 июня 2018 года должностное лицо - конкурсный управляющий МУП Вышневолоцкого района «ОКС» Киселев С.А. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.22 КоАП РФ за то, что им допущены нарушения установленных нормативными документами в электроэнергетике требований о самостоятельном частичном ограничении режима потребления электроэнергии на основании уведомления филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» о введении ограничения режима потребления электрической энергии от 22 декабря 2017 года в связи с имеющейся по состоянию на 21 декабря 2017 года задолженностью по оплате услуг по передаче электроэнергии в размере <данные изъяты>, а именно, начиная с 09 января 2018 года в 12 часов 00 минут, не введен режим ограничения.

Проверяя законность вынесенного постановления должностного лица, судья городского суда с выводами должностного лица о наличии в действиях Киселева С.А. состава вмененного административного правонарушения согласился, исходил из доказанности вины Киселева С.А. в совершении данного правонарушения и отсутствия существенного нарушения процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении.

Вместе с тем состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу положений ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

При решении вопроса о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело, необходимо руководствоваться гл. 26 КоАП РФ, которая определяет, что является предметом доказывания, доказательствами по делу и оценкой доказательств. Из данного положения закона следует, что доказательствами признаются любые данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события правонарушения и виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно п. п. 1 и 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, при этом бремя доказывания вины лежит на органах, должностных лицах, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении.

Приведенные положения в их нормативном единстве и взаимосвязи означают, что выводы должностного лица юрисдикционного органа и судьи об административной ответственности лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должны быть основаны на исчерпывающей совокупности доказательств, исключающей какие-либо сомнения в обоснованности применения к виновному лицу мер административной ответственности.

Виновность лица в совершении административного правонарушения является юридически значимым для дела обстоятельством, а, следовательно, входит в установленный ст. 26.1 КоАП РФ круг обстоятельств, подлежащих выяснению и доказыванию в ходе производства по делу об административном правонарушении.

Указанные требования закона должностным лицом и судьей городского суда выполнены не в полном объеме.

В силу ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, нашедшей свое отражение в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01 февраля 2012 года), действия энергоснабжающей или газоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, ведут к нарушению их прав на получение коммунальных услуг.

Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией РФ (ст. 40).

В силу п. 121 Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством РФ и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в п. п. «а», «б» и «д» п. 115 и п. «б» п. 117 Правил.

Согласно п. 122 Постановления № 354 действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к: а) повреждению общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; б) нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; в) нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.

Из материалов дела следует, что МУП Вышневолоцкого района «ОКС» осуществляет деятельность на территории Вышневолоцкого района Тверской области по холодному и горячему водоснабжению и теплоснабжению (в том числе в жилищный фонд и на объекты социальной сферы). В эксплуатации МУП Вышневолоцкого района «ОКС» находятся объекты водоснабжения и объекты теплоснабжения (котельные), используемые в целях обеспечения холодным и горячим водоснабжением и отоплением населения Вышневолоцкого района Тверской области.

Таким образом, при осуществлении поставок тепловой энергии, даже в условиях оказания на него со стороны контрагента мер воздействия за нарушение условий договора в части несвоевременной оплаты за электрическую энергию, Киселев А.С. обязан был учитывать интересы добросовестных потребителей, в действиях которых отсутствуют какие-либо нарушения и своевременно оплачивающих потребляемые коммунальные ресурсы. Ограничение режима потребления электроэнергии привело бы к ограничению или прекращению теплоснабжения и горячего водоснабжения как в жилые дома, так и на социально значимые объекты (медицинские учреждения, детские сады, школы), что недопустимо в силу действующего законодательства.

В соответствии со статьей 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

С учетом вышеизложенного следует признать, что, не выполнив требование о самостоятельном ограничении режима потребления электроэнергии, предъявленного ему в соответствии с установленными законодательством об электроэнергетике правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, конкурсный управляющий МУП Вышневолоцкого района «ОКС» Киселев С.А. действовал в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей добросовестным потребителям коммунальных услуг, а также охраняемым законом интересам общества и государства и при этом указанная опасность не могла быть устранена иными средствами, а причиненный вред, с учетом конкуренции в данном случае коммерческих интересов сетевой организации и гарантированных государством конституционных прав граждан, является менее значительным, чем предотвращенный.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ действия лица, совершенные в состоянии крайней необходимости, относятся к числу обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, постановление заместителя начальника отдела государственного энергетического надзора по Тверской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО от 28 июня 2018 года и решение судьи Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 25 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.22 КоАП РФ, в отношении должностного лица – конкурсного управляющего МУП Вышневолоцкого района «ОКС» Киселева С.А. подлежат отмене.

Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с действиями конкурсного управляющего МУП Вышневолоцкого района «ОКС» Киселева С.А. в состоянии крайней необходимости.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя начальника отдела государственного энергетического надзора по Тверской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО от 28 июня 2018 года и решение судьи Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 25 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.22 КоАП РФ, в отношении должностного лица – конкурсного управляющего МУП Вышневолоцкого района «ОКС» Киселева Сергея Александровича отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.22 КоАП РФ, в отношении должностного лица – конкурсного управляющего МУП Вышневолоцкого района «ОКС» Киселева Сергея Александровича прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Судья Е.А. Каширская