ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-119/2022 от 22.06.2022 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Лобановская Е.А. Дело № 21-119/2022

РЕШЕНИЕ

Судья Камчатского краевого суда Чаднов О.В. при секретаре Слепчук Ю.Н., рассмотрев 22 июня 2022 года в г. Петропавловске-Камчатском жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю Ефимович Л.Г. на решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 12 мая 2022 года, которым постановлено:

«Жалобу защитника Черновой Анастасии Александровны удовлетворить.

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю от 03.03.2022 № 22-32/2022, о привлечении юридического лица – Краевого государственного унитарного предприятия «Камчатский водоканал» к административной ответственности по ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей, отменить.

Производство по настоящему делу прекратить, на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности».

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю (далее – должностное лицо) № 22-32/2022 от 3марта 2022 года юридическое лицо – краевое государственное унитарное предприятие «Камчатский водоканал» (далее – КГУП «Камчатский водоканал», Предприятие) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Основанием для привлечения КГУП «Камчатский водоканал» к административной ответственности послужили выявленные 9 декабря 2021 года в ходе административного расследования нарушения частей 1, 2, 3 статьи 69, частей 1, 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выразившиеся в том, что Предприятием не поставлен на государственный учет объект негативного воздействия на окружающую среду – канализационно-насосная станция № 03 (далее – КНС-403).

Не согласившись с вынесенным должностным лицом административного органа постановлением, защитник КГУП «Камчатский водоканал» Чернова А.А. обратилась в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края суд с жалобой, рассмотрев которую, судья вынес указанное решение.

В жалобе на решение судьи государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю Ефимович Л.Г.. просит решение судьи от 12 мая 2022 года отменить, указав, что материалами дела подтверждается факт эксплуатации КНС-403 с 15 октября 2021 года. Предприятием не выполнена обязанность по подаче заявки на постановку на государственный учет объекта КНС-403 в течение шести месяцев с начала ее эксплуатации, то есть с 15 октября 2021 года, в связи с чем срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления от 3 марта 2022 года не истек.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения защитника КГУП «Камчатский водоканал» Гончаренко Ю.М., возражавшей против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему выводу.

Административная ответственность по статье 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.

Из материалов дела следует, что 23 декабря 2021 года государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Камчатскому краю в связи с поступлением обращения председателя МОО «Экологическая безопасность» Мылова С.А. по факту сброса неочищенных сточных вод на рельеф местности в районе ул. Солнечной в г. Петропавловске-Камчатском вынесено определение № 3427-21-05 о возбуждении в отношении КГУП «Камчатский водоканал» дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и проведении административного расследования (л.д. 35-37).

24 декабря 2015 года МУП «Петропавловский водоканал» (впоследствии – КГУП «Камчатский водоканал) на основании приказа Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа № 318/14 от 16 июня 2014 года передано на праве хозяйственного ведения здание канализационно-насосной станции, инв. № 403, расположенное по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Солнечная (л.д. 97).

Установив в ходе административного расследования, что от канализационно-насосной станции № 403 осуществляется сброс неочищенных стоков на рельеф местности с последующим стеканием в реку Кирпичная, а также то, что КНС-403 не поставлена на государственный учет как объект негативного воздействия на окружающую среду, должностным лицом административного органа в отношении КГУП «Камчатский водоканал» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ставший основанием для привлечения Предприятия к административной ответственности на основании постановления № 22-32/2022 от 3 марта 2022 года.

По результатам пересмотра постановления должностного лица административного органа, судья Петропавловск-Камчатского городского суда, установив, что КНС-403 находится в хозяйственном ведении КГУП «Камчатский водоканал» с 24 декабря 2015 года, пришел к выводу об истечении сроков давности привлечения юридического лица к административной ответственности за невыполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Вместе с тем, с таким решением нельзя согласиться по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) установлено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (часть 2 статьи 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 названного кодекса, составляет один год.

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

При этом согласно части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей, сроки, предусмотренные частью 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Согласно диспозиции статьи 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотренная данной нормой административная ответственность наступает, в частности, за невыполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, выражающееся в бездействии, либо за сам факт подачи такой заявки за пределами установленных законодательством сроков, то есть за несвоевременное выполнение предусмотренной законом обязанности.

При этом невыполнение обязанности к установленному сроку не тождественно несвоевременному ее выполнению. В первом случае административная ответственность наступает в связи с невыполнением обязанности, неподачей заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и административное правонарушение считается оконченным по истечении установленного законодательством срока. Во втором случае административное правонарушение будет считаться оконченным в результате действий привлекаемого лица, связанных с подачей указанной заявки за пределами срока, установленного законом.

Вместе с тем статья 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не устанавливает административную ответственность за невыполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений в предусмотренный законодательством об охране окружающей среды срок либо за нарушение требований названного законодательства, закрепляющих срок их исполнения.

Длящееся правонарушение начинается с момента совершения бездействия и оканчивается вследствие действий самого виновного лица, направленных к прекращению административного правонарушения, или наступления событий, препятствующих совершению правонарушения (например, выявление административного правонарушения). Поэтому срок давности в отношении длящихся правонарушений исчисляется со времени их прекращения по воле или вопреки воле лица, совершившего административное правонарушение.

Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей и относится к категории длящихся, что полностью согласуется с положениями пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5.

В настоящем деле установленный статьей 4.5 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях годичный срок привлечения к административной ответственности подлежит исчислению с момента обнаружения административного правонарушения и на момент вынесения должностным лицом постановления № 22-32/2022 от 3 марта 2022 года не истек.

Наступление срока постановки объекта КНС-403 не носило пресекательный характер и не освобождало КГУП «Камчатский водоканал» от возложенной на него законом обязанности по постановке указанного объекта на государственный учет.

Таким образом, вывод судьи городского суда об истечении срока давности привлечения Предприятия к административной ответственности по статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на момент вынесения постановления № 22-32/2022 от 3марта 2022 года нельзя признать обоснованным.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

С учетом того, что установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения Предприятия к административной ответственности по статье 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не истек, решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда от 12мая 202 года подлежит отмене, а дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении КГУП «Камчатский водоканал» направлению на новое рассмотрение в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 12мая 2022 года отменить.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении краевого государственного унитарного предприятия «Камчатский водоканал» направить на новое рассмотрение в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края.

Судья Камчатского

краевого суда О.В. Чаднов