Дело № 21-11/2020
РЕШЕНИЕ
28 января 2020 года г. Нальчик
Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Бабугоева Л.М. при секретаре Кажаровой с участием представителя ФИО1 –ФИО2, действующего по доверенности №-Д от 15 октября 2019 года, представителя Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ФИО3, действующего по доверенности № от 27 декабря 2019 года, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ФИО3 на решение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 08 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - управляющего директора Акционерного общества «Каббалкэнерго» ФИО1,
У С Т А Н О В И Л :
На основании приказа заместителя руководителя Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее ЮМТУ Росстандарта) ФИО4 от 03 апреля 2019 года № в отношении Государственного унитарного предприятия Кабардино-Балкарской Республики «Чегемэнерго» (далее ГУП КБР «Чегемэнерго») была проведена внеплановая выездная проверка с целью надзора за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов (24-27).
По результатам контрольно-надзорных мероприятий, проведенных с 17 по 23 апреля 2019 года должностными лицами Отдела госнадзора республик Южного федерального округа и Северокавказского федерального округа по Кабардино-Балкарской Республике Южного межрегионального территориального управления Росстандарта (далее Отдел госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР) ФИО3 и ФИО5, был составлен Акт проверки № от 30 апреля 2019 года, из которого следует, что электрическая энергия, передаваемая ГУП КБР «Чегемэнерго» потребителям, не соответствует обязательным требованиям государственного стандарта - пункту 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная» (медленные изменениям напряжения) (л.д. 40-45).
Как следует из Акта проверки, качество электрической энергии, поставляемой бытовым потребителям ГУП КБР "Чегемэнерго", в выбранных контрольных точках:
ВЛ-0,4 кВ, опора № от ТП-42, Ф-1. по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, <адрес>. Центр питания: ПС 35/6 "Чегем-1" 1СШ.
ВЛ-0,4 кВ, опора № от ТП-42, Ф-1. по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, <адрес>. Центр питания: ПС 35/6 "Чегем-1" 1С1П не соответствует требованиям пункта 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 (медленные изменения напряжения). Отклонение напряжения от допустимых значений показателей качества электрической энергии может вызывать следующие негативные явления: повышенный расход электрической энергии; преждевременный износ и выход из строя электрических приборов, ламп освещения; сбой компьютерной, цифровой другой электронной техники; повышение пожароопасности; снижение уровня электробезопасности.
На основании указанного Акта проверки № от 30 апреля 2019 года старшим государственным инспектором Отдела госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ФИО5 были составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 апреля 2019 года № в отношении ГУП КБР "Чегемэнерго" и № в отношении должностного лица ГУП КБР "Чегемэнерго" ФИО6, ответственного за осуществление контроля за качеством электроэнергии, поставляемой предприятием (л.д.55-63).
По возбужденным делам об административном правонарушении постановлениями заместителя начальника Отдела госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ФИО3 от 13 мая 2019 года № и № ГУП КБР "Чегемэнерго" и должностное лицо данного учреждения ФИО6 привлечены к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.67-77).
Постановлениями ГУП КБР "Чегемэнерго" и должностное лицо ФИО6 признаны виновными в том, что в выбранных в процессе контрольно-надзорных мероприятий, проведенных с 17 по 23 апреля 2019 года, контрольных точках:
ВЛ-0,4 кВ, опора № от ТП-42, Ф-1. по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, <адрес>. Центр питания: ПС 35/6 "Чегем-1" 1СШ.
ВЛ-0,4 кВ, опора № от ТП-42, Ф-1. по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, <адрес>. Центр питания: ПС 35/6 "Чегем-1" 1С1П качество электроэнергии не соответствует требованиям пункта 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 (медленные изменения напряжения). Отклонение напряжения от допустимых значений показателей качества электрической энергии может вызывать негативные явления: повышенный расход электрической энергии; преждевременный износ и выход из строя электрических приборов, ламп освещения; сбой компьютерной, цифровой другой электронной техники; повышение пожароопасности; снижение уровня электробезопасности.
Данными обстоятельствами было обосновано составление 24 сентября 2019 года старшим государственным инспектором Отдела госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ФИО5 в отношении управляющего директора Акционерного общества «Каббалкэнерго» ФИО1 протокола об административном правонарушении №, предусмотренном частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по признакам: поставка потребителям электроэнергии с нарушением требований пункта 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная» п. 4.2.2 (медленным изменениям напряжения) (л.д. 122-123).
Постановлением заместителя начальника Отдела госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ФИО3 № от 04 октября 2019 года должностное лицо – исполнительный директор Акционерного общества «Каббалкэнерго» ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей (л.д. 176-180).
Как следует из указанного постановления, ФИО1 признан виновным в том, что, будучи руководителем АО «Каббалэнерго», допустил сбыт потребителям через электрические сети ГУП КБР "Чегемэнерго" электроэнергии с нарушением требований пункта 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 (медленные изменения напряжения). Допущенное отклонение напряжения от допустимых значений показателей качества электрической энергии может вызывать негативные явления: повышенный расход электрической энергии; преждевременный износ и выход из строя электрических приборов, ламп освещения; сбой компьютерной, цифровой другой электронной техники; повышение пожароопасное; снижение уровня электробезопасности.
Решением судьи Нальчикского городского суда от 08 ноября 2019 года по жалобе ФИО1 постановление заместителя начальника Отдела госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ФИО3 № от 04 октября 2019 года отменено, производство по делу прекращено по мотиву отсутствия в действиях ФИО1 состава административного правонарушения (л.д. 213-218).
Копия указанного решения судьи была получена ЮМТУ Росстандарта по КБР 18 ноября 2019 года.
27 ноября 2019 года заместитель начальника Отдела госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ФИО3 обратился в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики через Нальчикский городской суд с жалобой, в которой просит отменить решение судьи Нальчикского городского суда от 08 ноября 2019 года, оставив без изменения его же постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности.
Автор жалобы полагает, что вывод суда об отсутствии доказательств, свидетельствующих о виновных действиях гарантирующего поставщика электроэнергии, является необоснованным, поскольку согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 26 марта 2003г. №-Ф3 «Об электроэнергетике», субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями. Как указано в жалобе, на территории Кабардино-Балкарской Республики АО «Каббалкэнерго» является гарантирующим поставщиком электрической энергии, а ФИО1, будучи руководителем этого Общества, допустил реализацию электрической энергии, не отвечающей обязательным требованиям пункта 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения» (медленные изменения напряжения)), что является нарушением требований Федерального закона № 184-ФЗ.
В жалобе также указано, что в ходе рассмотрения дела, ФИО1 не представлены доказательства того, что им были приняты все необходимые меры по соблюдению установленных законодательством норм, а также доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения требований законодательства, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ЮМТУ Росстандарта - заместитель начальника Отдела госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ФИО3 поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель ФИО1 – ФИО7 в судебном заседании, полагая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, просил жалобу отклонить, ссылаясь на то, что нарушение качества электроэнергии, поставляемой потребителям было допущено на стадии транспортировки электроэнергии ГУП КБР "Чегемэнерго" и ответственность за несоответствие качества электроэнергии требованиям ГОСТа может быть возложена только на данное предприятие. АО «Каббалэнерго», будучи сбытовой организацией, не может повлиять на качество электроэнергии, передаваемой сетевой организацией потребителям.
Кроме того, из объяснений ФИО2 в настоящем судебном заседании следует, что привлечение ФИО1 к административной ответственности по настоящему делу имело место с существенными нарушениями процессуальных норм, регулирующих производство по делу об административном правонарушении. В частности, положенные в основу постановления о привлечении ФИО1 к административной ответственности контрольные мероприятия и замеры качества электроэнергии проводились в отношении самостоятельного юридического лица - ГУП КБР "Чегемэнерго", в отношении которого у ФИО1 нет распорядительных полномочий. Контрольные мероприятия и замеры качества электроэнергии проводились без привлечения к участию в них АО «Каббалкэнерго», акт проверки в отношении АО «Каббалкэнерго» административным органом не составлялся и Обществу не вручался. Протоколы испытаний были получены с грубыми нарушениями, поскольку об отборе образцов АО «Каббалкэнерго» не уведомлялось, Общество было лишено права заявлять отводы и ходатайства, в том числе и в отношении назначенной административным органом технической экспертизы.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав лиц, участвующих в деле, прихожу к следующему.
Как следует из материалов дела, по итогам проведенной административным органом внеплановой выездной проверки с 17 по 23 апреля 2019 года было выявлено, что ГУП КБР «Чегемэнерго», являющийся на основании договора об оказании услуги по передаче электрической энергии поставщиком электроэнергии, продаваемой АО «Каббалкэнерго» потребителям, поставляет электроэнергию с показателями качества (уровень напряжения), не соответствующими обязательным требованиям ГОСТа 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", введенного в действие приказом Росстандарта от 22 июля 2013 года N 400-ст.
Данное обстоятельство послужило основанием для возбуждения дел об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ГУП КБР "Чегемэнерго" и ответственного должностного лица данного учреждения ФИО6 постановлениями заместителя начальника Отдела госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ФИО3 от 13 мая 2019 года № и № ( л.д.67-77).
По указанным постановлениям ГУП КБР "Чегемэнерго" и должностное лицо ФИО6 признаны виновными в том, что в выбранных в процессе контрольно-надзорных мероприятий проведенных с 17 по 23 апреля 2019 года контрольных точках:
ВЛ-0,4 кВ, опора № от ТП-42, Ф-1. по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, <адрес>. Центр питания: ПС 35/6 "Чегем-1" 1СШ.
ВЛ-0,4 кВ, опора № от ТП-42, Ф-1. по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, <адрес>. Центр питания: ПС 35/6 "Чегем-1" 1С1П качество электроэнергии не соответствует требованиям пункта 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 (медленные изменения напряжения). Отклонение напряжения от допустимых значений показателей качества электрической энергии может вызывать негативные явления: повышенный расход электрической энергии; преждевременный износ и выход из строя электрических приборов, ламп освещения; сбой компьютерной, цифровой другой электронной техники; повышение пожароопасности; снижение уровня электробезопасности.
Выявленные в ходе рассмотрения указанных дел об административных правонарушениях в отношении ГУП КБР «Чегемэнерго» и в отношении должностного лица ГУП КБР «Чегемэнерго» ФИО6 обстоятельства поставки потребителям электроэнергии, качество которой не соответствовало требованиям пункта 4.2.2 ГОСТа 32144-2013 (медленные изменения напряжения) послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором Отдела госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ФИО5 в отношении управляющего директора Акционерного общества «Каббалкэнерго» ФИО1 протокола № об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечения его постановлением заместителя начальника Отдела госнадзора республик ЮФО и СКФО по КБР ФИО3 № от 04 октября 2019 года к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей (л.д. 176-180).
Решением судьи Нальчикского городского суда от 08 ноября 2019 года по жалобе ФИО1 указанное постановление № от 04 октября 2019 года отменено, производство по делу прекращено по мотиву отсутствия в действиях ФИО1 состава административного правонарушения (л.д. 213-218).
В силу части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наказуемы действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Часть 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4,10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
Объектом противоправного посягательства, установленного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются требования технических регламентов, государственных стандартов, в том числе к продукции, соблюдение которых направлено на охрану здоровья, благополучие населения, а также на защиту прав потребителей на приобретение безопасных для жизни и здоровья пищевых продуктов надлежащего качества.
Объективная сторона указанного административного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов при изготовлении, реализации (поставке, продаже) продукции.
Отмену постановления административного органа о привлечении ФИО1 к административной ответственности и прекращение производства по делу по мотиву отсутствия в его действиях состава инкриминированного административного правонарушения суд первой инстанции мотивировал тем, что соблюдение требований технических регламентов к качеству электрической энергии, продаваемой АО «Каббалэнерго» потребителям через электрические сети ГУП КБР "Чегемэнерго" находится в сфере ответственности данного предприятия, владельца сетевого оборудования, осуществляющего регулируемую деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии потребителям.
Как указано в решении суда, часть 1 статьи 38 Федерального закона от 26 марта 2003г. №35-Ф3 «Об электроэнергетике» (далее Закон «Об электроэнергетике»), перечисляя субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации, не подразумевает ответственность всех этих субъектов электроэнергетики одновременно, каждый из них отвечает только в пределах своей ответственности.
АО «Каббалкэнерго» по условиям заключенного с ГУП КБР "Чегемэнерго" договора не несет ответственности за соблюдение требований технических регламентов по качеству электрической энергии, поставляемой через электрическую сеть предприятия, из чего следует, что не несет эту ответственность и руководитель Общества ФИО1
Указанные выводы суда сделаны в нарушение требований статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всесторонности и полноте рассмотрения дела об административном правонарушении и без учета положений правовых норм, регулирующих энергоснабжение.
В силу статьи 2 Закона «Об электроэнергетике» законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, указанного Федерального закона N 35-ФЗ и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также Указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с федеральными законами.
Согласно статье 3 Закона «Об электроэнергетике» к субъектам электроэнергетики относятся лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической энергии, поставки (продажи) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, сбыт электрической энергии; энергосбытовыми организациями являются организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии; территориальной сетевой организацией является коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Законом N 35-ФЗ, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть; потребители электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
Пунктом 1 статьи 38 Закона «Об электроэнергетике» предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в Приложении №1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 10 Приложения №1 к Правилам N 354 напряжение и частота электрического тока должно постоянно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. Отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.
Показатели и нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения проверяются на соответствие, в том числе требованиям ГОСТ 32144-2013, который устанавливает обязательные для соблюдения во всех режимах работы систем электроснабжения общего назначения показатели и нормы качества в электрических сетях систем электроснабжения и распространяет свое действие на электрические сети систем электроснабжения общего назначения.
В пункте 4.2.2. ГОСТа 32144-2013 определено, что положительные и отрицательные отклонения напряжения, вызванные изменениями нагрузки электрической сети, в точке передачи электрической энергии не должны превышать 10% номинального или согласованного значения напряжения в течение 100% времени интервала в одну неделю.
Согласно абзаца 28 статьи 3 Федерального закона "Об электроэнергетике" гарантирующий поставщик электрической энергии – это коммерческая организация, которой в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоен статус гарантирующего поставщика, которая осуществляет энергосбытовую деятельность и обязана в соответствии с настоящим Федеральным законом заключить договор энергоснабжения, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от своего имени или от имени потребителя электрической энергии и в интересах указанного потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
Кабардино-Балкарское акционерное общество энергетики и электрификации (АО «Каббалкэнерго») в соответствии с Приказом Региональной энергетической комиссии Кабардино-Балкарской Республики от 12 октября 2006 года № 111-Э (в редакции Приказа от 15 января 2015 года № 2) осуществляет свою деятельность исключительно как энергосбытовая компания, субъект федерального оптового рынка электроэнергии (мощности) и гарантирующий поставщик электроэнергии.
Причем, вопреки доводам суда первой инстанции границами зоны деятельности гарантирующего поставщика АО "Каббалкэнерго" являются административные границы Кабардино-Балкарской Республики.
Как следует из материалов дела, сбыт электроэнергии потребителям Чегемского района Кабардино-Балкарской Республики АО «Каббалкэнерго» осуществляет через электрические сети ГУП КБР "Чегемэнерго" на основании договора об оказании услуг по передаче электрической энергии от 01 декабря 2011 года N Д/120-пдо, заключенному с данным предприятием (далее Договор) (л.д.125-131).
В соответствии с пунктом 1.1 Договора ГУП КБР "Чегемэнерго" обязуется оказать Потребителям АО «Каббалкэнерго» услуги по передаче электрической энергии через технические устройства электрических сетей до Точек поставки Потребителей.
Согласно пункта 3.3.1 Договора ГУП КБР "Чегемэнерго" (Исполнитель) обязан обеспечить передачу принятой в Точках приема электрической энергии до Точек поставки Потребителей, качество которой должно соответствовать требованиям технических регламентов.
Суд первой инстанции признал установленным факт поставки ГУП КБР «Чегемэнерго» по договору от 01 декабря 2011 года N Д/120-пдо Потребителям АО «Каббалкэнерго» электроэнергии, не соответствующей требованиям пункта 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 (медленные изменения напряжения), однако сделал вывод о том, что АО «Каббалкэнерго» по условиям указанного Договора не несет ответственности за соблюдение требований технических регламентов по качеству электрической энергии поставляемой Потребителям через сеть энергоснабжения ГУП КБР «Чегемэнерго», а следовательно не несет эту ответственность и руководитель Общества ФИО1, поскольку это зона ответственности только поставщика - ГУП КБР «Чегемэнерго».
Довод суда о том, что субъектом ответственности за качество электроэнергии, поставляемой в данном случае Потребителям АО «Каббалкэнерго», является только сетевая организация ГУП КБР «Чегемэнерго» основан на ошибочном применении правовых норм.
В силу вышеприведенного пункта 1 статьи 38 Закона "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, в том числе гарантирующие поставщики (в пределах своей ответственности) отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Довод судьи в обжалуемом решении о том, что применение в указанной норме фразы «в пределах своей ответственности» служит подтверждением того, что законодатель не возлагает на гарантирующего поставщика административную ответственность за действия или бездействие третьих лиц, приведен в решении без учета того, что именно гарантирующий поставщик АО «Каббалкэнерго» является продавцом электроэнергии Потребителям, в связи с чем данное Общество обязано обеспечить качество подаваемой энергии, соответствующее требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, в том числе обязательными правилами энергоснабжения и техническими регламентами ( пункт 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Заключение договора от 01 декабря 2011 года N Д/120-пдо на оказание услуг по передаче электрической энергии Потребителям Общества через сети ГУП КБР «Чегемэнерго» само по себе не освобождает продавца электроэнергии – АО «Каббалкэнерго» от обязанности обеспечить качество продаваемого товара.
В рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем (покупателем) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии.
Согласно абзацу 3 пункта 30 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года N 442 (далее Основные положения), если энергопринимающее устройство потребителя технологически присоединено к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации опосредованно через энергопринимающие устройства, объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче, то гарантирующий поставщик и сетевая организация несут ответственность перед потребителем за надежность снабжения его электрической энергией и ее качество в пределах границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации.
Анализ вышеприведенных правовых норм свидетельствует о том, что АО «Каббалкэнерго», являясь гарантирующим поставщиком – продавцом электроэнергии, (энергосбытовой организацией) совместно с сетевой организацией ГУП КБР «Чегемэнерго» несет ответственность перед потребителями за надежность их электроснабжения, а также за безопасность и качество поставляемой им электроэнергии.
Кроме того, в соответствии со статьей 339 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 9 Основных положений, потребитель электрической энергии состоит в договорных отношениях с гарантирующим поставщиком электрической энергии и ему же производит оплату за потребленную электрическую энергию, в связи с чем за качество продаваемой продукции перед покупателем отвечает продавец.
Находящиеся в договорных отношениях с АО «Каббалкэнерго» потребители электроэнергии, не состоят в договорных отношениях с ГУП КБР «Чегемэнерго» и то, что по условиям заключенного между АО «Каббалкэнерго» и ГУП КБР «Чегемэнерго» договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 01 декабря 2011 года N Д/120-пдо, МУП "Чегемэнерго" обязано обеспечить передачу Потребителям качественной продукции, не освобождает продавца электроэнергии - АО «Каббалкэнерго» от исполнения принятых на себя обязательств по продаже потребителям качественной и сертифицированной электроэнергии.
Такая оценка фактических обстоятельств настоящего дела и толкование приведенных норм права согласуется с позицией Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 февраля 2018 года N 308-АД17-15743, вынесенном по результатам рассмотрения кассационной жалобы Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 07 марта 2017 года и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 августа 2017 года по делу N А20-3145/2016 года по заявлению Акционерного общества "Каббалкэнерго" об отмене постановления о привлечении к административной ответственности (дело N 308-АД17-15743).
Исходя из изложенного, полагаю, что вывод суда первой инстанции о том, что за качество поставляемой потребителям АО «Каббалкэнерго» электроэнергии должен нести ответственность только ГУП КБР «Чегемэнерго» сделан без соблюдения требований о полноте и всесторонности исследования и оценки всех обстоятельств, имеющих значение для дела и о правильном применении материального закона, регулирующего отношения в сфере электроэнергетики.
Утверждая об отсутствии вины АО «Каббалкэнерго» и его руководителя ФИО1 в продаже потребителям Чегемского района Кабардино-Балкарской Республики некачественной электроэнергии, суд первой инстанции не проверил выполнило ли АО «Каббалкэнерго» принятые на себя обязательства по продаже потребителям качественной и сертифицированной электроэнергии, приняло ли оно все зависящие от него меры по предупреждению нарушений требований пункта 4.2.2. ГОСТа 32144-2013 при поставке электроэнергии потребителям через электрические сети ГУП КБР «Чегемэнерго».
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
При вышеизложенных обстоятельствах обжалуемое решение судьи не может быть признано законным и обоснованным, поскольку выводы судьи сделаны без исследования и оценки всех обстоятельств, имеющих значение для дела и учета положений материального закона, регулирующего отношения в сфере электроэнергетики. Эти существенные нарушения процессуальных требований не позволили судье всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем решение судьи по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в тот же суд, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не истек, и возможность рассмотрения настоящего дела по существу не утрачена.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенные обстоятельства, проверить вышеуказанные доводы представителя ФИО1 - ФИО2 о рассмотрении административным органом настоящего дела с существенными нарушениями норм, регулирующих производство по делу об административном правонарушении, и принять законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики,
Р Е Ш И Л:
Жалобу представителя Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ФИО3 удовлетворить.
Решение судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 08 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - управляющего директора Акционерного общества «Каббалкэнерго» ФИО1 отменить и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья Л. М. Бабугоева