ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1204/2022 от 27.09.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 21-1204/2022

Р Е Ш Е Н И Е

27 сентября 2022 года гор. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника Управления образования, молодежи и спорта администрации Бахчисарайского района Республики Крым Понкратовой М.Ф. на решение судьи Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 18 июля 2022 года № 12-178/2022 и постановление должностного лица от 09 июня 2022 года,

у с т а н о в и л :

постановлением начальника отделения судебных приставов по Бахчисарайскому району УФССП России по Республике Крым Мищенко В.В. от 09 июня 2022 года, Управление образования, молодежи и спорта администрации Бахчисарайского района Республики Крым признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Данное постановление должностного лица обжаловано в судебном порядке.

Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 18 июля 2022 года № 12-178/2022 постановление должностного лица от 09 июня 2022 года оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.

Не согласившись с принятым решением суда, начальник Управления образования, молодежи и спорта администрации Бахчисарайского района Республики Крым Понкратова М.Ф. подала жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отменить постановление должностного лица, прекратить производство по делу на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.

Жалоба мотивирована тем, что выполнение обязанности по обеспечению финансирования работ МБДОУ «Детский сад № 11 «Буратино» по оборудованию системами автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации, оповещения людей о пожаре и эвакуацией людей возможно только при обеспечении финансирования со стороны Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым.

Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, прихожу к следующим выводам.

Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

В силу части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.

Согласно ст. 6 Федерального конституционного закона от 03.12.1996 года № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. ст. 5, 6 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

Статьей 36 Закона № 229-ФЗ установлено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства. Если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.

Согласно ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения.

На основании пункта 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета.

При этом пунктом 11 части 1 статьи 15 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Согласно части 2 статьи 18 Закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

В силу статей 139 и 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций отнесено к полномочиям в сфере образования органов местного самоуправления муниципальных районов.

Решением Бахчисарайского районного совета Республики Крым от 24.06.2016 года №343, в частности, утверждено Положение об Управлении образования, молодежи и спорта администрации Бахчисарайского района; признаны утратившими силу решение 3 сессии Бахчисарайского районного совета 1 созыва от 14.11.2014 года № 57 «Об утверждении Отдела образования администрации Бахчисарайского района с правами юридического лица», решение 23 сессии Бахчисарайского районного совета 1 созыва от 14.12.2015 № 245 «О внесении изменений в решение 3 сессии Бахчисарайского районного совета 1 созыва от 14.11.2014 года № 57 «Об утверждении Отдела образования администрации Бахчисарайского района с правами юридического лица».

Согласно Положению об Управлении образования, молодежи и спорта администрации Бахчисарайского района (далее - Управление) последнее является структурным подразделением и отраслевым (функциональным) органом администрации Бахчисарайского района Республики Крым, осуществляющим управление в сфере образования, молодежной политики и спорта, реализующим вопросы местного значения в сфере образования, молодежной политики и спорта на территории муниципального образования Бахчисарайского района.

П. 1.7 Положения Администрации Бахчисарайского района Республики Крым наделяет Управление правами и полномочиями юридического лица.

Как следует из содержания указанного Положения Управление является главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на осуществление программ по обеспечению безопасности (антитеррор) школьных учреждений; денежные средства зачисляются на специальные счета по соответствующей строке, и далее распределяются непосредственно Управлением на обеспечение соответствующих программ.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что на основании исполнительного документа - исполнительного листа <данные изъяты>, выданного Бахчисарайским районным судом Республики Крым по делу № 2-977/2019 от 01 июля 2019 года, вступившего в законную силу 06 августа 2019 года, Управление обязано в срок до 31 марта 2020 года обеспечить финансирование работ МБДОУ «Детский сад № 11 «Буратино» по оборудованию системами автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации, оповещения людей о пожаре и эвакуацией людей.

07 мая 2020 года ОСП возбуждено исполнительное производство .

В связи с неисполнением управлением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения решения суда, 23 июня 2020 года с управления взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей и установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 30 июня 2020 года.

Постановлением начальника ОСП по Бахчисарайскому району УФССП России по Республике Крым от 26 мая 2021 года Управление образования, молодежи и спорта Администрации Бахчисарайского района Республики Крым было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Требованием судебного пристава-исполнителя от 13 апреля 2022 года установлен новый 25-дневный срок для исполнения решения суда, до 25 мая 2022 года.

Усматривается, что по состоянию на 25 мая 2022 года управление не выполнило содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера после наложения на него административного штрафа.

06 июня 2022 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Бахчисарайскому району УФССП по Республике Крым Маркус В.С. в отношении Управления образования, молодежи и спорта администрации Бахчисарайского района Республики Крым составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.

Постановлением начальника отделения судебных приставов по Бахчисарайскому району УФССП России по Республике Крым Мищенко В.В. от 09 июня 2022 года, Управление образования, молодежи и спорта администрации Бахчисарайского района Республики Крым признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.

Оставляя постановление начальника отделения судебных приставов по Бахчисарайскому району УФССП России по Республике Крым без изменения, судья районного суда исходил из того, что выводы о наличии в действиях Управления состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подтверждаются имеющимися доказательствами.

Вместе с тем состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя, исходя из следующего.

Действительно, нарушения требований законодательства за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.

Вместе с тем в соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

На основании положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия). В свою очередь отсутствие вины, а, следовательно, и состава административного правонарушения, в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Из анализа приведенных норм права следует, что факт наличия вины юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, должен быть установлен при рассмотрении дела об административном правонарушении. Обстоятельства, связанные с наличием вины, и доказательства, подтверждающие ее наличие, судебный пристав-исполнитель обязан отразить в постановлении о назначении административного наказания.

Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, не зависящих от юридического лица.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета.

При этом пунктом 11 части 1 статьи 15 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Согласно части 2 статьи 18 Закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

В силу статей 139 и 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Статьёй 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что казённое учреждение – это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Как следует из материалов дела, МБДОУ «Детский сад № 11 «Буратино» является муниципальным бюджетным образовательным учреждением и финансируется за счет средств местного бюджета. Статус образовательного учреждения подразумевает зависимость его финансового положения от полноты и своевременности перечисления денежных средств из бюджета.

Такие обстоятельства, как объемы выделения денежных средств, их расходование, возможность их исполнения без выделения дополнительных средств, наличие или отсутствие иных источников финансирования должны исследоваться судебным приставом-исполнителем при привлечении к административной ответственности.

Оставлен без изучения вопрос предпринимались ли Управлением все зависящие от него меры направленные на исполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.

Названные выше обстоятельства при производстве по делу об административном правонарушении судебным приставом-исполнителем и судьей районного суда надлежащим образом не выяснены, в связи, с чем решение судьи нельзя признать законным и обоснованным.

Таким образом, решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 18 июля 2022 года № 12-178/2022 подлежит отмене, а дело возвращению в Бахчисарайский районный суд Республики Крым на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела необходимо учесть изложенное, устранить допущенные процессуальные нарушения и принять решение, отвечающее требованиям ст. ст. 29.10 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,

р е ш и л:

жалобу начальника Управления образования, молодежи и спорта администрации Бахчисарайского района Республики Крым Понкратовой М.Ф. на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 18 июля 2022 года № 12-178/2022 и постановление должностного лица от 09 июня 2022 года - удовлетворить частично.

Решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 18 июля 2022 года № 12-178/2022 и постановление должностного лица от 09 июня 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении Управления образования, молодежи и спорта администрации Бахчисарайского района Республики Крым - отменить, дело возвратить в тот же суд на новое судебное рассмотрение.

Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.

Судья <данные изъяты> Е.Г. Тимошенко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>