ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1209/20 от 16.07.2020 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья Авцина А.Е. дело № 21-1209/2020

РЕШЕНИЕ

г.Самара 16 июля 2020 года

Судья Самарского областного суда Самарина Е.Г., с участием защитника ФИО1- Игнатьевой Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «УК ЯР-Групп» ФИО1 на решение судьи Железнодорожного районного суда г.Самары от 22 мая 2020 года, которым оставлено без изменения постановление и.о.начальника ИФНС России по Железнодорожному району г.Самара ФИО2 № 24 от 10.03.2020 г. о привлечении должностного лица- генерального директора ООО «УК ЯР-Групп» ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением и.о.начальника ИФНС России по Железнодорожному району г.Самара ФИО2 № 24 от 10.03.2020г. должностное лицо – генеральный директор ООО «УК ЯР-Групп» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Оспаривая законность и обоснованность привлечения к административной ответственности, ФИО1 обратился в Железнодорожный районный суд г.Самары с соответствующей жалобой, по результатам рассмотрения которой 22 мая 2020 года судьей названного суда вынесено указанное выше решение.

В жалобе, поступившей на рассмотрение в Самарский областной суд, ФИО1 ссылается на незаконность и необоснованность привлечения его к административной ответственности, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а также на отсутствие оценки суда представленным доказательствам. При этом обоснование своей жалобы указывает, что ООО «УК ЯР-Групп», у которого заключен агентский договор от 02.10.2018г. на оказание услуг по распространению лотерей, не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку является лишь распространителем, то есть, лицом, осуществляющим распространение лотерейных билетов, а не организатором или оператором, осуществляющим проведение самой лотереи, что свидетельствует об отсутствии в действиях генерального директора ООО «УК ЯР-Групп» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Кроме того, полагает, что при рассмотрении жалобы не были объективно, всесторонне и полно исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела, что препятствовало вынесению законного и обоснованного решения. Просит состоявшиеся по делу постановление административного органа и решение судьи отменить, производство по делу прекратить.

Проверив представленные материалы дела, заслушав Игнатьеву Н.И. в поддержание доводов жалобы, изучив возражения на доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В силу ст.1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

В силу ч. 1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч.1 ст.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании п.п.4 п.1 ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие сведения по указанным в пунктах 1 - 1.4, 2 статьи 6 и пункте 1 статьи 7.5 настоящего Федерального закона подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами: вид операции и основания ее совершения; дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена; сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания; наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом; сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно физического или юридического лица; сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического или юридического лица; сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции.

В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся (ст.5 названного Закона), в том числе, организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе, в электронной форме.

В силу п.п.7 п.1 ст.7 указанного Закона, порядок представления информации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами, в уполномоченный орган устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.п.«а»,«г» п.3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2014г. № 209 "Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям", организации и индивидуальные предприниматели представляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу информацию о подлежащих обязательному контролю операциях с денежными средствами или иным имуществом, предусмотренную абзацами вторым - восьмым подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона; информацию о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

В соответствии с п.п.8, 10 ст.2 ФЗ от 11.11.2003г. № 138-ФЗ "О лотереях", под проведением лотереи понимается оказание услуг по осуществлению мероприятий, включающих в себя распространение (реализацию, учет) лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, учет лотерейных квитанций, заключение договоров с изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, лотерейных терминалов, распространителями и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров, заключение договоров с участниками лотереи, в том числе прием и учет лотерейных ставок, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

Распространителем является лицо, заключившее договор на распространение (реализацию, выдачу) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, прием лотерейных ставок среди участников лотереи, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

В силу ч.1 ст.15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения выражается в неисполнении законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Объектом правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена настоящей статьей, является установленный законом порядок осуществления противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом.

Субъектами административного правонарушения могут являться организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, а также ее должностные лица.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объёме.

Как следует из представленных материалов дела и установлено судом первой инстанции, 27.02.2020 года начальником отдела оперативного контроля ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары ФИО3 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «УК «ЯР-Групп», основанием для которого послужила поступившая в адрес Инспекции информация (исх.26-15/01799 дсп от 19.02.2020 г.), согласно которой ООО «УК «ЯР-Групп» осуществляет деятельность по распространению и реализации государственных лотерейных билетов.

В ходе проверки соблюдения требований 7 Федерального закона от 07.08.2001г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", должностным лицом административного органа установлено, что генеральный директор ООО "УК Яр-Групп» ФИО1, в нарушение требований п.п.7 п.1 ст. указанного Положения, не использовал «Личный кабинет», не осуществил организацию и осуществление внутреннего контроля в соответствии с установленными требованиями.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

Оставляя без изменения постановление административного органа, судьей районного суда сделан вывод о том, что ФИО1 является надлежащим субъектом вмененного правонарушения и его вина полностью доказана.

Вместе с тем с такими выводами суда первой инстанции согласиться нельзя.

Так, в соответствии с положениями ст. 2 Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях" организация лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя проведение конкурса по выбору оператора лотереи, заключение контракта с оператором лотереи, утверждение условий лотереи (п. 6 ст. 2 Закона о лотереях); проведение лотереи - оказание услуг по осуществлению мероприятий, включающих в себя распространение (реализацию, учет) лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, учет лотерейных квитанций, заключение договоров с изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, лотерейных терминалов, распространителями и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров, заключение договоров с участниками лотереи, в том числе прием и учет лотерейных ставок, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи (п. 8 ст. 2 Закона о лотереях). Организатор лотереи (юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации и получившее в соответствии с настоящим Федеральным законом право на проведение лотереи) проводит лотерею непосредственно или через оператора лотереи посредством заключения с ним договора (п. 6 ст. 2 Закона о лотереях). Оператор лотереи - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации, заключившее договор с организатором лотереи на проведение лотереи от его имени и по его поручению и имеющее соответствующие технические средства (п. 9 ст. 2 Закона о лотереях). Распространитель лотерейных билетов - лицо, осуществляющее распространение лотерейных билетов среди участников лотереи, прием лотерейных ставок, выплату, передачу или предоставление выигрышей на основании заключенного с организатором лотереи или оператором лотереи договора (п. 10 ст. 2 Закона о лотереях). Таким образом, распространение лотерейных билетов не тождественно понятию проведение лотереи.

Согласно п. 8 ст. 2 Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ под проведением лотереи понимается осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

Суд первой инстанции не выяснял, осуществлялись ли ООО «УК «ЯР-Групп» операции лишь по продаже лотерейных билетов, а также кто производил выплату либо предоставление выигрышей.

Имелись ли договорные отношения ООО «УК «ЯР-Групп» с организаторами лотерей, предметами которых были бы проведение лотерей от имени и по поручению организаторов, а также кто является организатором лотереи, а кто –оператором, судьей в ходе судебного разбирательства также не установлено.

Агентский договор на оказание услуг по распространению лотерей от 02.10.2018 г., на который имеется ссылка заявителя в жалобе, судом первой инстанции не истребовался и в материалах дела отсутствует.

Таким образом, доводам жалобы о том, что Общество не относится к организации, проводящей лотереи, на которую распространяются требования Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 N 115-ФЗ, судей не дано никакой оценки.

Пунктом 4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

При таких обстоятельствах решение судьи не может быть признано законными и обоснованными, оно подлежат отмене с возвращением дела судье на новое рассмотрение, при котором у административного органа следует истребовать необходимые сведения и материалы, а также проверить доводы заявителя в полном объеме.

При этом, суд не входит в обсуждение иных доводов, которыми аргументирована жалоба заявителя, в связи с тем, что они подлежат рассмотрению судьей районного суда при новом рассмотрении дела по существу жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6, п.4 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Решение судьи Железнодорожного районного суда г.Самары от 22 мая 2020 года, которым оставлено без изменения постановление и.о.начальника ИФНС России по Железнодорожному району г.Самара ФИО2 № 24 от 10.03.2020 г. о привлечении должностного лица- генерального директора ООО «УК ЯР-Групп» ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, -отменить.

Направить материалы дела на новое судебное рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.

Жалобу ФИО1 удовлетворить частично.

Судья Самарского областного суда подпись

Копия верна.

Судья