Дело №21-120/2020
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Тюмень |
Судья Тюменского областного суда Колоскова С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя главного государственного инспектора Тюменской области в области охраны окружающей среды, начальника управления государственного надзора Департамента недропользования и экологии Тюменской области ФИО1 на решение судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 15 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Центр восстановительной медицины и реабилитации «Сибирь»,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Тюменской области в области охраны окружающей среды, начальника управления государственного надзора Департамента недропользования и экологии Тюменской области ФИО1 №76/67/123/АО от 14 августа 2019 года акционерное общество «Центр восстановительной медицины и реабилитации «Сибирь» (далее по тексту также – АО «ЦВМИР «Сибирь», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Также 14 августа 2019 года заместителем главного государственного инспектора Тюменской области в области охраны окружающей среды, начальником управления государственного надзора Департамента недропользования и экологии Тюменской области ФИО2 в адрес указанного юридического лица внесено представление № 10 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с указанными постановлением и представлением, АО «ЦВМИР «Сибирь» обжаловало их в суд. В жалобе, поданной представителем ФИО3, действующим на основании доверенности от 28 августа 2019 года (том 1 л.д.54), Общество просило постановление № 76/67/123/АО от 14 августа 2019 года и представление № 10 от 14 августа 2019 года отменить, указывая, что сброс отходов производства и потребления заявителем не осуществлялся, вина в совершении правонарушения, а также событие административного правонарушения не доказаны, полагая, что субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые осуществляют деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, сортированию, размещению и иному обращению с отходами производства и потребления иными опасными веществами. Административным органом не доказано, что заявитель осуществляет указанную деятельность, нарушая при этом экологические и санитарно-эпидемиологические требования. Имеющимися в деле доказательствами подтверждается лишь факт сброса отходов на территории лесного участка в районе <.......>», при этом доказательств того, что данные действия совершены АО «ЦВМИР «Сибирь», не представлено, равно как и того, что эти отходы принадлежат АО «ЦВМИР» «Сибирь». Наличие обнаруженных журналов со штампом «Библиотека санаторий Сибирь» также не подтверждает факт их принадлежности заявителю, поскольку учет периодических изданий в обществе не ведется, в библиотеку заявителя имеется свободный доступ отдыхающих. В месте правонарушения обнаружены и другие отходы, принадлежность которых не установлена, при определении места правонарушения не указано, какими средствами измерения определялась площадь места размещения отходов. Кроме того, АО «ЦВМиР «Сибирь» заключены договоры на оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами, на реализацию макулатуры и полиэтиленовых отходов, при этом в обоснование этих доводов Общество ссылается на путевой лист на транспортное средство, работающее в день обнаружения отходов, отчет о защите лесов, сертификат за сдачу 1000 кг макулатуры, спасении 10 деревьев, посадке 20 деревьев.
Решением судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 15 января 2020 года постановлено:
«Жалобу представителя АО «ЦВМИР «Сибирь» по доверенности ФИО3 - удовлетворить.
Постановление главного государственного инспектора Тюменской области в области охраны окружающей среды, начальника управления государственного надзора Департамента недропользования и экологии Тюменской области ФИО1 № 76/67/123/АО от 14 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «ЦВМИР «Сибирь» - прекратить на основании п.1 ч.2 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.
Представление главного государственного инспектора Тюменской области в области охраны окружающей среды начальника управления государственного надзора Департамента недропользования и экологии Тюменской области ФИО1 № 10 от 14.08.2019 в отношении АО «ЦВМИР «Сибирь» - отменить.».
С указанным решением не согласно должностное лицо, вынесшее постановление по делу, - заместитель главного государственного инспектора Тюменской области в области охраны окружающей среды, начальник управления государственного надзора Департамента недропользования и экологии Тюменской области ФИО1 В жалобе просит постановление судьи районного суда отменить, административное дело направить на новое рассмотрение. Ссылаясь на ст.1 и ч.1 ст.24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89 «Об отходах производства и потребления», указывает, что размещением отходов занимается региональный оператор (специальный субъект ответственности), статусом которого АО «ЦВМИР «Сибирь» не обладает, в связи с чем допустив размещение (сброс) отходов АО «ЦВМИР «Сибирь» не может быть привлечено к административной ответственности по ч.4 ст.8.2 КоАП РФ. Настаивает на том, что действия АО «ЦВМИР «Сибирь» обоснованно были квалифицированы по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, поскольку нарушен порядок накопления отходов (складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения). Обращает внимание суда на то, что в постановлении от 14 августа 2019 года слова «допустив размещение» используются не как термин «размещение», раскрытый в ст.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ, а используется в смысле действия, совершенного по перемещению, сбросу отходов на почву.
В дополнениях к жалобе изложенные доводы конкретизируются.
На жалобу поступили возражения от АО «ЦВМИР «Сибирь», в которых, кроме просьбы об оставлении жалобы должностного лица административного органа без удовлетворения, также изложена просьба об исключении из мотивировочной части решения вывода судьи районного суда и об изменении резолютивной части решения.
Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании объяснения представителя Департамента недропользования и экологии Тюменской области ФИО4, настаивавшего на доводах жалобы и дополнений к ней, объяснения представителя АО «ЦВМИР «Сибирь» ФИО3, возражавшего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.
Как следует из материалов дела: в ходе проверки обращения гражданина <.......>, поступившего в Аппарат Губернатора Тюменской области 28 июня 2019 года, на основании Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», положения о Департаменте недропользования и экологии Тюменской области, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 13 июня 2005 года № 73-П, Федерального закона № 59-ФЗ от 02 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», должностным лицом Департамента недропользования и экологии Тюменской области 09 июля 2019 года в 14 часов 30 минут проведен осмотр земельного участка, расположенного в лесном массиве в районе <.......>.
В ходе осмотра зафиксировано несколько мест размещения (сброса) твердых коммунальных отходов и отходов производства и потребления на почве. Из них на земельном участке площадью 32 кв.м, в лесном массиве с координатами <.......>” с.ш. и <.......>” в.д. обнаружены: твердые коммунальные отходы, отходы производства и потребления: пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные, упаковка полиэтиленовая, загрязненная пищевыми продуктами, отходы пенополиэтилена незагрязненные, отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов), покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные. Кроме того, в указанном месте размещения отходов зафиксировано размещение журналов «Наука и Жизнь», имеющих печать «библиотека Санаторий «Сибирь». Площадь места размещения (сброса) отходов составляет 32 кв.м.
По результатам осмотра 09 июля 2019 года составлен акт №123/АО. 07 августа 2019 года должностным лицом Департамента недропользования и экологии Тюменской области ФИО5 составлен протокол № 67/123/АО по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «ЦВМИР «Сибирь», в котором указано на то, что Обществом допущено размещение (сброс) отходов на почве в нарушение требований ч.2 ст. 51 ФЗ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которым запрещен сброс отходов производства и потребления, в том числе и на почву.
Впоследствии в отношении указанного общества вынесено оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении и внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
Вместе с тем, судья районного суда, принимая решение о прекращении производства по делу, возбужденному в отношении АО «ЦВМИР «Сибирь», не решил вопрос об обжалуемом постановлении. Резолютивная часть решения судьи выводов о законности (незаконности), отмене (оставлении без изменения) постановления не содержит.
Кроме того, как следует из мотивировочной части решения, судьёй сделан вывод об ошибочной квалификации действий АО «ЦВМИР «Сибирь» по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ и необходимости квалификации таких действий по ч.4 ст.8.2 КоАП РФ. Однако указанный вывод полагаю не основанным на материалах дела и действующем законодательстве.
Частью ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 названного Кодекса.
Частью 4 указанной статьи предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 части 2 статьи 51 Закона об охране окружающей среды запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и землю; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
При этом, понятия отходов производства и потребления, обращения с ними, их размещения и т.д. даны в статье 1 указанного Федерального закона, в силу которой, в частности:
- отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;
- обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
- размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
- хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
- захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
- утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 названного Федерального закона (энергетическая утилизация);
- объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;
- сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;
- транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
- накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;
- обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;
- твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;
- объекты захоронения отходов - предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;
- объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.
Учитывая приведённые нормы, а также прямо установленный Законом об охране окружающей среды запрет на сброс отходов в недра и на почву, на размещение отходами I- IV классов опасности в местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем здоровья человека, факт обнаружения таких отходов в указанном в обжалуемом Обществом постановлении свидетельствует о правильной квалификации действий по части 1 ст.8.2 КоАП РФ, поскольку частью 4 указанной статьи предусмотрена ответственность только за нарушение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов (хранение и захоронение, в тех понятиях, которые даны указанным Федеральным законом).
Кроме того, полагаю несостоятельным вывод судьи районного суда о непредставлении административным органом доказательств вины АО «ЦВМИР «Сибирь» в размещении таких отходов, как пленка полиэтилена и изделия из нее незагрязненные, упаковка полиэтиленовая, загрязненная пищевыми продуктами, отходы пенополиэтилена незагрязненные, отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов), покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные, поскольку указанный вывод сделан в нарушение ст.26.11 КоАП РФ без исследования всех представленных административным органом доказательств в их совокупности, в том числе, без учета факта обнаружения всех отходов в одном месте.
При таких обстоятельствах полагаю, что вывод судьи районного суда об отсутствии в действиях АО «ЦВМИР «Сибирь» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сделан в нарушение ст.26.11 названного Кодекса без полного и всестороннего анализа всех представленных доказательств по делу, что является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса служит основанием для отмены решения и возвращения дела по жалобе АО «Центр восстановительной медицины и реабилитации «Сибирь» на постановление заместителя главного государственного инспектора Тюменской области в области охраны окружающей среды, начальника управления государственного надзора Департамента недропользования и экологии Тюменской области ФИО1 №76/67/123/АО от 14 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, в отношении указанного общества на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1, 30.6, пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Решение судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 15 января 2020 года отменить, дело по жалобе акционерного общества «Центр восстановительной медицины и реабилитации «Сибирь» на постановление заместителя главного государственного инспектора Тюменской области в области охраны окружающей среды, начальника управления государственного надзора Департамента недропользования и экологии Тюменской области ФИО1 №76/67/123/АО от 14 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Центр восстановительной медицины и реабилитации «Сибирь» возвратить на новое рассмотрение в Тюменский районный суд Тюменской области.
Судья Тюменского областного суда (подпись) С.Е. Колоскова
Копия верна:
Судья Тюменского областного суда С.Е. Колоскова