ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1212019 от 03.04.2019 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Клепцов Б.А.

№ 21-1212019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

03.04.2019

г. Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу заместителя Министра финансов Республики Карелия на решение судьи Кемского городского суда Республики Карелия от 18.02.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении ФИО1,

установил:

постановлением заместителя Министра финансов Республики Карелия от 12.12.2018 ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб.

Решением судьи Кемского городского суда Республики Карелия от 18.02.2019, принятым по жалобе ФИО1, постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

С решением судьи не согласно должностное лицо, вынесшее постановление, в поданной жалобе просит его отменить. Указывает, что выявленные нарушения в сфере бюджетных отношений не могут быть признаны малозначительными, поскольку носят множественный характер. ФИО1 как руководитель муниципального учреждения несет персональную ответственность за соблюдение условий получения субсидий. Признание вины и отсутствие негативных последствий не является основанием для применения ст. 2.9 КоАП РФ, при этом с учетом всех обстоятельств дела к ФИО1 применено наиболее мягкое административное наказание.

На рассмотрение дела по указанной жалобе ФИО1 не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Заслушав начальника отдела административной практики Министерства финансов Республики Карелия (...) составившего протокол об административном правонарушении, поддержавшего доводы жалобы, проверив дело, прихожу к следующему.

В силу ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно п. 1 ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, либо на иные цели. Предоставление субсидий, за исключением субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями. Порядок определения объема и условия предоставления субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливаются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.

В соответствии с Порядком определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям муниципального образования "Кемский муниципальный район" субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнение работ), а также субсидий на иные цели, утвержденного постановлением администрации Кемского муниципального района от 07.12.2010 № 890 (далее - Порядок), условия предоставления субсидии устанавливается в заключаемом с учреждением соглашением.

Согласно подп. "в" п. 6 заключенного между администрацией Кемского муниципального района и МБОУ Рабочеостровская СОШ (далее - Учреждение) Соглашения от 30.12.2016 № 4/ПС о порядке и условиях предоставления субсидии на выплату компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, Учреждение обеспечивает достижение показателей эффективности использования расходов, источником финансирования которых является субсидия. По Учреждению предусмотрено, в том числе, в 2017 г. выплатить компенсацию 20 педагогическим работникам, пользующихся мерами поддержки.

Согласно подп. "в" п. 6 Соглашения № 3/АСП от 22.02.2017 о порядке и условиях предоставления субсидии на питание обучающихся в учреждении в рамках реализации ведомственной целевой программы оказания гражданам государственного социальной помощи "Адресная социальная помощь" на 2017 год, заключенного между администрацией Кемского муниципального района и Учреждением, приложения к Соглашению, Учреждение обеспечивает достижение показателей результативности использования расходов, источником финансового обеспечения которых является данная субсидия. В том числе на 2017 г. по Учреждению предусмотрено количество детей, обеспеченных питанием - 83 человека; доля детей, имеющих право на получение социальной помощи, которым предоставлялось питание в общем количестве детей, имеющих право на обеспечение питанием, - 29%.

Основанием привлечения ФИО1 к административной ответственности послужили выявленные в ходе плановой выездной проверки, проведенной на основании приказа Министерства финансов Республики Карелия № 292 от 20.06.2018, те обстоятельства, что ФИО1 как должностное лицо – (...) Учреждения, являющегося получателем вышеуказанных субсидий, исполняя свои обязанности по адресу: <...>, по состоянию на 01.01.2018 допустила следующие нарушения условий предоставления субсидий:

1. в нарушение подп. "в" п. 6 Соглашения № 4/ПС и приложения к нему не достигнут показатель эффективности использования расходов, источником финансового обеспечения которого является соответствующая субсидия: среднегодовое количество работников, получивших компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, составило 11 вместо 20 человек;

2. в нарушение подп. "в" п. 6 Соглашения № 3/АСП от 22.02.2017 и приложения к нему не достигнут показатель эффективности использования расходов, источником финансового обеспечения которого является соответствующая субсидия: фактическое количество детей в 2017 году, обеспеченных питанием, составило 81 вместо 83 человек.

Указанные обстоятельства и вина ФИО1 в совершении административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актом выездной проверки, трудовым договором, копиями соглашений о предоставлении субсидий, списками сотрудников и учащихся, отзывом на акт проверки, иными материалами дела.

Обстоятельства, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении, и вина в содеянном ФИО1 по существу не оспариваются.

Поскольку ФИО1 не приняла всех зависящих от нее мер по обеспечению необходимого уровня эффективности предоставляемых субсидий, в действиях руководителя муниципального бюджетного учреждения правомерно усмотрены формальные признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Вместе с тем, из материалов дела усматриваются следующие обстоятельства.

Допущенное ФИО1 правонарушение выразилось в недостижении достаточного уровня эффективности предоставляемых субсидий.

Вместе с тем, заслуживают оценки те обстоятельства, что определенная эффективность использования субсидий в значительной мере обеспечена. Так, компенсацию на оплату жилищно-коммунальных услуг получило свыше 50% сотрудников от количества, указанного в соглашении о предоставлении субсидии. Необходимая доля от количества учащихся, обеспеченных питанием ( 29%) обеспечена, несмотря на то обстоятельство, что питалось за счет средств субсидии на два ребенка меньше, чем предусмотрено соглашением.

Умышленной вины в действиях ФИО1 не усматривается. При этом материалами дела не опровергаются ее доводы о том, что невыплата компенсации на оплату ЖКУ отчасти была обусловлена наличием у сотрудников школы задолженности по оплате ЖКУ, что препятствовало получению субсидии, изменениями в льготном статусе сотрудников. представленные учреждением социальной защиты списки обучающихся льготных категорий граждан, были неточны и впоследствии исправлялись (листы 68, 69 административного материала, л.д. 82-84). Данные обстоятельства не снимают с руководителя бюджетного учреждения обязанность по принятию необходимых мер для выполнения условий соглашений о предоставлении субсидий, вместе с тем, имеют существенное значение для оценки наказуемости выявленных нарушений.

Допущенные ФИО1 нарушения выявлены в ходе плановой проверки, не повлекли нецелевого использования, перерасхода средств субсидии, иных неблагоприятных последствий, а также не вызвали жалоб льготных категорий граждан.

С учетом изложенного полагаю возможным согласиться с выводом судьи о том, что совершенное ФИО1 правонарушение имеет признаки малозначительности.

Обжалуемое решение судьи основано на правильном толковании положений КоАП РФ и бюджетного законодательства, выводы судьи в части основания прекращения производства по делу мотивированы.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ в ходе пересмотра постановления о назначении административного наказания, дающих основания для отмены обжалуемого судебного акта, не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения судьи, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Кемского городского суда Республики Карелия от 18.02.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судья

С.В. Щепалов