ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1212/19 от 19.09.2019 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Дурнова Н.Г. д.№ 21-1212/2019

РЕШЕНИЕ

г.Самара 19 сентября 2019 года

Судья Самарского областного суда Тукмаков П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Электрощит-Стройсистема» Горбуновой Н.Г. (по доверенности) на решение судьи Красноглинского районного суда г.Самара от 25 июля 2019 года, которым

постановление Государственной инспекции труда в Самарской области от 21 июня 2019 года № 63/12-8784-18-И \17 в отношении ООО «Электрощит Электросистема» об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ изменено, назначенное административное наказание снижено до 130 000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения, а жалоба - без удовлетворения,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственной инспекции труда в Самарской области от 21 июня 2019 года № 63/12-8784-18-И \17 юридическое лицо - ООО «Электрощит Электросистема» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

25 июля 2019 года Красноглинским районным судом г.Самара вынесено указанное выше решение.

В поданной в Самарский областной суд жалобе, защитником ООО «Электрощит-Стройсистема» Горбуновой Н.Г. (по доверенности) указывается, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для я дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, что его по мнению, послужило основанием для вынесения неверного решения. В жалобе защитник ставится вопрос об изменении решения суда в части назначенного наказания, замене его предупреждением.

Проверив материалы дела, выслушав возражения представителя ГИТ в Самарской области ФИО1, прихожу к следующим выводам.

Согласно ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

В силу положений статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить: приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

В соответствии с пунктами 4, 13, 34 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ), утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 01 июня 2009 года N 290н: - работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; - работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки; - ответственность за своевременную и в полном объеме выдачу работникам прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ в соответствии с типовыми нормами, за организацию контроля за правильностью их применения работниками, а также за хранение и уход за СИЗ возлагается на работодателя (его представителя).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведенной в период с " 18 апреля 2019 г. по 31 мая 2019г., в ООО «Электрощит-Стройсистема» в ходе расследования тяжелого несчастного случая, происшедшего в ООО «Электрощит-Стройсистема» 18 апреля 2019 года в 12 часов 14 минут с аппаратчиком очистки сточных вод ФИО5, проведенного комиссией в период с 18 апреля 2019 года по 31 мая 2019 года установлено, что ООО «Электрощит-Стройсистема» допущены нарушения трудового законодательства при следующих обстоятельствах:

Приказом по Обществу от 13.06.2018 № 57Прб «О назначении лиц, ответственных за приобретение, учет и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты» утверждены нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

Оператору окрасочно-сушильной линии предусмотрена выдача следующих СИЗ: костюм хлопчатобумажный с кислотозащитной пропиткой, ботинки кожаные с защитным подноском, фартук прорезиненный с нагрудником, перчатки резиновые, перчатки с полимерным покрытием, рукавицы комбинированные, средство защиты органов дыхания (СИЗОД) противоазрозольное, очки защитные.

Аппаратчику очистки сточных вод предусмотрена выдача следующих СИЗ: костюм хлопчатобумажный с кислотозащитной пропиткой, ботинки кожаные с защитным подноском, фартук прорезиненный с нагрудником, перчатки резиновые, перчатки с полимерным покрытием, рукавицы комбинированные, средство защиты органов дыхания (СИЗОД) противоазрозольное, (СИЗОД) противогазовое, очки защитные.

Согласно Личной карточки учета выдачи СИЗ ФИО5, оператору окрасочно- сушильной линии были выданы в пользование 24.10.2018 г.: костюм хлопчатобумажный ботинки. Сведения о выдачи других средств индивидуальной защиты, отнесенных техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работ отсутствуют, чем нарушены требования: абз. 6 ч. 2 ст. 212, 221 ТК РФ, п. 34 «Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и друг средствами индивидуальной защиты», утв. приказом Министерства здравоохранения социального развития Российской Федерации от 01.06.2009 № 290 н.

Сведения о выдачи ФИО5 специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты по профессии аппаратчик очистки сточных вод отсутствуют. Таким образом, ООО «Электрощит - Стройсистема» при осуществлении своей деятельности нарушает действующее трудовое законодательство, а именно: ст. 22,212,221 ТК РФ. ООО «Электрощит - Стройсистема» выступает по отношению к работникам Общества работодателем, т.е. на него законом возложена обязанность по соблюдению трудового законодательства.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Электрощит-Стройсистема» к административной ответственности по части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства совершенного обществом административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, актом о расследовании несчастного случая со смертельным исходом и иными материалами дела, которые оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ООО «Электрощит-Стройсистема», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности.

Действия ООО «Электрощит-Стройсистема» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и трудового законодательства.

Довод жалобы о том, что ФИО5 был принят в порядке перевода оператором окрасочно-сушильной линии и агрегата, в связи с чем, по мнению защитника, вопрос об обеспечении средствами индивидуальной защиты, возникший в ходе расследования несчастного случая, должен быть рассмотрен применительно к должности оператор окрасочно-сушильной линии и агрегата, несостоятелен и не является основанием для отмены принятого решения, поскольку как верно установлено судом первой инстанции, 12.05.17г. ФИО5 был принят на работу оператором окрасочно-сушильной линии и агрегата, а в дальнейшем 28.04.18г. был переведен на должность аппаратчик очистки сточных вод, несчастный случай с ФИО5 произошел в период работы на должности аппаратчик очистки сточных вод.

То обстоятельство, что согласно личной карточки учета выдачи СИЗ, выписки из журнала выдачи СИЗ ФИО5, оператору окрасочно-сушильной линии был выданы под роспись в пользование: 24.10.18 г. костюм хлопчатобумажный с кислотозащитной пропиткой, ботинки кожаные с защитным подноском; в марте 2019 г. рукавицы 10 пар (комбинированные), перчатки КЩС 6 пар и спилковые 11 пар (резиновые), перчатки обливные 8 пар ( с полимерным покрытием), фартук прорезиненный 2 шт., перчатки х/б 10 пар, маски ЗМ 2 шт., очки защитные 2 шт., в апреле 2019 г. печатки х/б 10 пар. не является основанием для освобождения Общества от административной ответственности, поскольку в материалах отсутствуют сведения о выдачи ФИО5 специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты по профессии аппаратчик очистки сточных вод

Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену состоявшихся по делу актов, не допущено, нормы материального права применены правильно.

Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено Обществу в пределах санкции части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере.

Приведенные в жалобе доводы о возможности применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и о замене назначенного административного штрафа на предупреждение подлежат отклонению.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.

Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.

В рассматриваемом случае из материалов дела указанная совокупность обстоятельств не усматривается.

Последующие действия, предпринятые для устранения привлекаемым к административной ответственности лицом допущенного нарушения, не являются основанием для освобождения от административной ответственности.

Ввиду изложенного, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.

Руководствуясь ст.30.7 ч.1 п.1, 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ

Решение судьи Красноглинского районного суда г.Самара от 25 июля 2019 года, Государственной инспекции труда в Самарской области от 21 июня 2019 года № 63/12-8784-18-И \17, вынесенные в отношении ООО «Электрощит-Стройсистема» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ – оставить без изменения, жалобу защитника ООО «Электрощит-Стройсистема» Горбуновой Н.Г. – оставить без удовлетворения.

Судья Самарского областного суда П.А. Тукмаков

.