ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1216/18 от 28.11.2018 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Р Е Ш Е Н И Е

г. Уфа 28 ноября 2018 года

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Рахматуллина А.М., при секретаре Валиевой И.Р.,

с участием: Ахметова М.В. - лица, в отношении которого возбуждено дело об административном производстве,

представителя Министерства финансов Республики Башкортостан ФИО7.,

рассмотрев жалобу заместителя министра – начальника Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан ФИО8 на решение судьи Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 22 октября 2018 года, которым:

постановление заместителя министра – начальника Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан ФИО9 от 22 августа 2018 года о привлечении должностного лица - начальника жилищного отдела Администрации городского округа г. Нефтекамска Ахметова м.в. к административной ответственности? предусмотренном ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Министерство финансов Республики Башкортостан,

У С Т А Н О В И Л А:

постановлением заместителя министра – начальника Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан ФИО11. от 22 августа 2018 года, должностное лицо - начальник жилищного отдела Администрации городского округа г. Нефтекамска Ахметов М.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере ... рублей (л.д. 43 - 45).

Судьей Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан по жалобе Ахметова М.В. вынесено вышеуказанное решение от 22 октября 2018 года (л.д. 156 - 161).

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан заместитель министра – начальника Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан ФИО12. выражает несогласие с решением судьи Нефтекамского городского суда считая его незаконным, просит его отменить (л.д. 165 - 170).

Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Административная ответственность по ст. 15.15.6 КоАП РФ наступает за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Как видно из материалов дела, Министерством финансов Республики Башкортостан в период с 10 по 20 февраля 2017 года проведена камеральная проверка соблюдения порядка предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Республики Башкортостан на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан, за период с 20 апреля 2016 года по 9 января 2017 года (при необходимости и иные периоды), по результатам которой составлен акт проверки от 20 февраля 2017 года № 1.

Проверкой использования средств на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда установлено следующее.

Законом Республики Башкортостан от 27 ноября 2015 № 289-3 «О бюджете Республики Башкортостан на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» (далее - Закон № 289-з) (в редакции Закона Республики Башкортостан от 22 декабря 2016 № 444-з) утверждены бюджетные ассигнования на:

обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, за счет средств, поступивших от государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в сумме 1 778 780,3 тыс. рублей;

обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, за счет средств бюджета Республики Башкортостан в сумме 2 206 654,9 тыс. рублей.

Источниками финансового обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, являлись:

бюджет Республики Башкортостан;

государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд).

Фонд создан Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21 июля 2007 № 185-ФЗ (далее - Федеральный закон № 185-ФЗ).

Частью 4 ст. 22 Федерального закона № 185-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления, которым предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда, средств бюджета субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, модернизации систем коммунальной инфраструктуры, в порядке и в сроки, которые установлены нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны направлять в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации отчеты о ходе реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, региональных программ капитального ремонта, краткосрочных планов реализации региональных программ капитального ремонта, региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры и выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

В соответствии с положениями Федерального закона № 185-ФЗ утверждены:

адресная программа Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 № 136 (далее - Адресная программа-1);

адресная программа Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013 - 2016 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 № 136 (далее - Адресная программа-2).

Адресные программы № 1, 2 направлены на переселение граждан из аварийных многоквартирных домов в Республике Башкортостан и обеспечение благоустроенным жильем собственников жилых помещений, проживающих в аварийных домах.

Государственным заказчиком Адресных программ № 1, 2 является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан далее - Минжилкомхоз РБ), разработчиком - Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре (далее - Госстрой РБ).

Исполнителями Адресных программ № 1, 2 являются Госстрой Республики Башкортостан, администрации городских округов и городских поселений Республики Башкортостан (по согласованию).

В соответствии с п. 4.14 Адресных программ - 1, 2 муниципальные образования ежемесячно не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, и по итогам года не позднее 15 января года, следующего за отчетным, представляют отчет о реализации программы в Минжилкомхоз Республики Башкортостан и Госстрой Республики Башкортостан. Законом № 289-3 расходы на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, утверждены как предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Башкортостан (межбюджетных трансфертов).

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июня 2008 № 212 утвержден Порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных районов (городских округов) республики на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств, поступивших от государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, и средств бюджета Республики Башкортостан (далее - Порядок). Пунктами 19, 21 Порядка установлено, что Администрации муниципальных районов (городских округов) республики ежемесячно представляют в Минжилкомхоз Республики Башкортостан отчет о расходовании средств Фонда за прошедший отчетный период по форме и в сроки, устанавливаемые Фондом, а также несут ответственность за достоверность информации в представляемых документах, а также за целевое и эффективное использование выделенных им средств, за своевременное представление отчетности о выполненных работах (услугах) и о затратах.

17 мая 2016 года между Минжилкомхозом Республики Башкортостан и Администрацией городского округа г. Нефтекамска Республики Башкортостан (далее - Администрация) заключено соглашение № 154 о предоставлении субсидий бюджету городского округа г. Нефтекамска Республики Башкортостан на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках адресных программ Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы (далее - Соглашение) в сумме ... рублей (л.д. 125 - 128).

Пунктом 3.2.4 Соглашения установлено, что Администрация обязуется обеспечить достоверность информации в отчетной документации, предоставляемой в соответствии с пунктом 3.2.8 данного Соглашения, а также целевое и эффективное использование выделенных средств, своевременное представление отчетности о выполненных работах.

Пунктом 3.2.8 Соглашения установлена обязанность Администрации предоставлять в Минжилкомхоз Республики Башкортостан и Госстрой Республики Башкортостан ежемесячно не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, и по итогам года не позднее 15 января года, следующего за отчетным, отчет о реализации адресной программы, содержащий в себе:

общий объем фактически произведенных расходов, в том числе по источникам финансирования;

перечень выполненных работ;

перечень незавершенных мероприятий;

анализ причин несвоевременного завершения необходимых мероприятий;

предложения о корректировке адресной программы.

Пунктом 4.2 Соглашения предусмотрено, что Администрация несет ответственность за непредставление отчетности в установленные сроки.

Проведенной проверкой установлено, что в нарушение ч. 4 ст. 22 Федерального закона № 185-ФЗ, п. 4.14 Адресных программ-1, 2 № 136, п. 3.2.8 Соглашения Администрацией отчеты о реализации адресных программ в Минжилкомхоз Республики Башкортостан и Госстрой Республики Башкортостан не представлялись.

С учетом предоставленных сведений и проведенного административного расследования, постановлением заместителя министра – начальника Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан ФИО13. от 22 августа 2018 года, должностное лицо - начальник жилищного отдела Администрации городского округа г. Нефтекамска Ахметов М.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, за то, что в нарушении п. 3.2.8 Соглашения, не предоставил в Минжилкомхоз Республики Башкортостан и Госстрой Республики Башкортостан отчеты (6 сентября, 6 октября, 6 ноября и 6 декабря 2016 года) о реализации адресных программ.

Судья городского суда, рассмотрев жалобу Ахметова М.В., пришел к выводу об отмене постановления от 22 августа 2018 года и возращении дела на новое рассмотрение в Министерство финансов Республики Башкортостан, указав, что в постановлении не указан конкретный перечень не предоставленных сведений и при рассмотрении дела должностным лицом не дана оценка материалам дела, которые содержат письменные объяснения главы Администрации городского округа г. Нефтекамска с указанием перечня отчетов направленных в Минжилкомхоз Республики Башкортостан и Госстрой Республики Башкортостан с приложением копий отчетов.

Вместе с тем с такими выводами судьи согласиться нельзя, поскольку они сделаны преждевременно.

Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также его виновность в совершении административного правонарушения.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств возложена, в том числе и на судью, рассматривающего дело об административном правонарушении.

На основании ч.ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Исходя из положений ст. 26.11 и ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судье надлежит проверить все доводы жалобы, которые должны быть оговорены в судебном акте, вынесенном по результатам рассмотрения жалобы.

По смыслу положений п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов. При этом судья (вышестоящее должностное лицо) не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме (ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ).

При проверке дела об административном правонарушении по поступившей жалобе Ахметова М.В. судом второй инстанции установлено, что указанные требования закона судьей городского суда нарушены, требования ст. 24.1 и ст. 26.1 КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств дела при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении соблюдены не были, а также нарушены положения ст. 26.2 КоАП РФ, которой предусмотрено, что обязанность доказывания указанных обстоятельств возложена, в том числе и на судью, рассматривающего дело об административном правонарушении.

Указанные судьей первой инстанции нарушения, явившиеся основанием для отмены постановления должностного лица, могли быть уточнены при судебном пересмотре, и их наличие никак не влияет на оценку представленных доказательств с точки зрения их допустимости, достоверности и достаточности. Кроме того, у судьи имеются процессуальные возможности проверить правильность определения административным органом юридически значимых обстоятельств.

Судья городского суда в своем решении не привел и не раскрыл содержание доказательств и не дал им оценки, что является существенным процессуальным нарушением требований КоАП РФ.

Разрешая жалобу в порядке гл. 30 КоАП РФ, судье надлежало дать оценку тому факту, что в результате проведенных надзорных мероприятий выявлены нарушения предоставления бюджетной отчетности в виде не предоставления Администрацией городского округа г. Нефтекамска в Минжилкомхоз Республики Башкортостан и Госстрой Республики Башкортостан отчетов (6 сентября, 6 октября, 6 ноября и 6 декабря 2016 года) о реализации адресных программ.

Кроме того, довод жалобы Ахметова М.В. о том, что не является субъектом правонарушения должной оценки не получил и не исследовался.

Частью 1 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

Вместе с тем материалы дела не содержат каких либо надлежащих документов, что Администрацией городского округа г. Нефтекамска обязанности по составлению и представлению в Минжилкомхоз Республики Башкортостан и Госстрой Республики Башкортостан отчетов о реализации адресных программ по Соглашению были возложены на начальника жилищного отдела Администрации городского округа г. Нефтекамска Ахметова М.В.

Из должностной инструкции начальника жилищного отдела Администрации городского округа г. Нефтекамска и положения о жилищном отделе администрации городского округа г. Нефтекамска, не возможно однозначно прийти к выводу, что обеспечение представления справочной и аналитической информации о подготовке и реализации целевых программ по строительству, об исполнении городской адресной программы, об использовании средств соответствующих бюджетов, отчетов по проведенным закупкам работ, товаров, услуг возложены именно на Ахметова М.В. как на начальника жилищного отдела Администрации городского округа г. Нефтекамска (л.д. 26 - 27, 28 - 31).

Следует отметить, что имеющиеся в деле отчеты о расходовании средств Фонда, бюджета субъекта Российской Федерации на реализации программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и переселению предоставлялись главой и заместителем главы администрации городского округа г. Нефтекамска (л.д. 82 - 123).

Более того, судьей городского суда не учтено, что реализация Адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда проводится в несколько этапов, что включает в себя проведение процедур по закупкам, заключение контрактов на приобретение или строительство жилья, их регистрация в Управлении Росреестра по Республики Башкортостан, оформление жилья в муниципальную собственность и предоставлении приобретенного жилья гражданам и снос аварийного жилья.

Таким образом, при рассмотрении жалобы Ахметова М.В. судьей были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ влечет отмену решения судьи.

Учитывая, что на момент рассмотрения в Верховном Суде Республики Башкортостан настоящей жалобы срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 15.15.6 КоАП РФ, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ не истек (по последнему эпизоду истекает 6 декабря 2018 года), материалы административного дела подлежат направлению на новое рассмотрение в Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан.

При новом рассмотрении суду необходимо учесть вышеизложенные обстоятельства, дать оценку доводам заявителя, при необходимости допросить должностных лиц Администрации городского округа г. Нефтекамска, истребовать соответствующие документы, и принять законное и обоснованное решение по делу в соответствии с требованиями КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л А:

жалобу заместителя министра – начальника Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан ФИО14 удовлетворить частично.

Решение судьи Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 22 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.6 КоАП РФ в отношении начальника жилищного отдела Администрации городского округа г. Нефтекамска Ахметова м.в. - отменить.

Дело об административном правонарушении по жалобе Ахметова М.В. направить в Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан на новое рассмотрение.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан А.М. Рахматуллина

Справка: судья Ханова А.А.

дело № 33А-21-1216/2018