ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1218/22 от 20.04.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Пилипенко Ю.А. Дело № 21-1218/22

РЕШЕНИЕ

20 апреля 2022 года г.Краснодар

Судья Краснодарского краевого суда Талинский О.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя начальника отела земельного надзора Южного межрегионального управления Россельхознадзора <ФИО>2 на решение судьи Хостинского районного суда г.Сочи Краснодарского края от 29 декабря 2021 года,

установил:

постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора Южного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее по тексту - Управление) от <Дата ...><№...> ООО «Мацестинская чайная фабрика» (далее по тексту - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде предупреждения.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Мацестинская чайная фабрика» обжаловала его в районный суд.

Решением судьи Хостинского районного суда г.Сочи Краснодарского края от 29 декабря 2021 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, заместитель начальника отела земельного надзора Южного межрегионального управления Россельхознадзора <ФИО>2 просит восстановить пропущенный срок обжалования и считает решение судьи незаконным, не обоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Полагает, что суд дал неверную оценку представленным доказательствам. В связи с чем, просит решение суда отменить.

В возражениях на жалобу генеральный директор ООО «Мацестинская чайная фабрика» <ФИО>3 просит решение суда оставить без изменения, доводы жалобы без удовлетворения.

Изучив материалы дела и имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы жалобы, выслушав представителей Южного межрегионального Управления Россельхознадзора по доверенности <ФИО>2 и <ФИО>4 поддержавших доводы жалобы, судья Краснодарского краевого суда не находит оснований для отмены решения судьи районного суда.

На основании статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Как следует из материалов дела, в рамках проведения внеплановой выездной проверки по контролю за соблюдением требований земельного законодательства ООО «Мацестинская чайная фабрика», <Дата ...> в период времени с 13 часов 00 минут до 13 часов 30 минут, на земельных участках категории сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства, с кадастровыми номерами: 23:49:0308006:1445, площадью 2,6 га, расположенном по адресу: край Краснодарский, Сочи, р-н Хостинский, <Адрес...>; 23:49:0509002:1730, площадью 29 га, расположенном по адресу: край Краснодарский, <Адрес...>, р-н Хостинский, <Адрес...>; 23:49:0308006:1465, площадью 0.3 га, расположенном по адресу: край Краснодарский, <Адрес...>, р-н Хостинский, <Адрес...>; 23:49:0308006:1464, площадью 0,4га, расположенном по адресу: край Краснодарский, <Адрес...>, р-н Хостинский, <Адрес...>; 23:49:0308006:1456, площадью 13,4 га, расположенный по адресу: край Краснодарский, Сочи, р-н Хостинский, <Адрес...>; 23:49:0308006:1453, площадью 1,3 га, расположенном по адресу: край Краснодарский, <Адрес...>, р-н Хостинский, <Адрес...>; 13:49:0308006:1451, площадью 15,5 га, расположенном по адресу: край Краснодарский, Сочи, р-н Хостинский, <Адрес...>; 23:49:0308006:1447, площадью 3,1 га, - ^положенный по адресу: край Краснодарский, <Адрес...>, р-н Хостинский, <Адрес...>; 1: 49:0308003:1013, площадью 4,77 га, расположенный по адресу: край Краснодарский, Сочи, р-н Хостинский, <Адрес...>; 23:49:0308003:1012, площадью 7,9 га, расположенном по адресу: край Краснодарский, <Адрес...>, р-н Хостинский, <Адрес...>; 23 49:0308003:1011, площадью 5,3 га, расположенном по адресу: край Краснодарский, Сочи, р-н Хостинский, <Адрес...>; 23:49:0308003:1007, площадью 40,52 га, расположенном по адресу: край Краснодарский, <Адрес...>, р-н Хостинский, <Адрес...>, установлено следующее.

Правообладателем (арендатором) земельных участков в настоящее время является ООО «Мацестинская чайная фабрика». Собственник земельных участков муниципальное образование город-курорт Сочи.

ООО «Мацестинская чайная фабрика», как правообладатель земельных участков, не предприняло все зависящие меры по соблюдению правил и норм земельного законодательства, не проконтролировав проведение агротехнических и фитосанитарных мероприятий, выполнение обязательных мероприятий по защите и охране почв от процессов, ухудшающих ее качественное состояние (допустило зарастание земельных участков сорной и древесно-кустарниковой растительностью).

Таким образом, установлено, что ООО «Мацестинская чайная фабрика» как правообладатель указанных земельных участков, не выполняет обязательные требования и мероприятия по защите о охране почвы от процессов, ухудшающих ее естественное состояние, а именно не проводятся агротехнические, культуртехнические и фитосанитарные мероприятия, в соответствии с действующим законодательством РФ, направленные на борьбу с сорными растениями и защитой, и охраной почвы.

В силу пункта 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

В п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии со статьей 12 Земельного Кодекса Российской Федерации, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В силу пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность указанных в данной норме субъектов, в том числе органов местного самоуправления, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В силу пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы а арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования.

Исходя из приведенных выше положений подпункта 3 пункта 2 статьи 13, статьи 42 названного Кодекса, в целях охраны земель на собственников земельных участков возложена обязанность не допускать зарастание сельскохозяйственных угодий сорными растениями, деревьями и кустарниками путем проведения соответствующих мероприятий по защите и охране земель.

Следовательно, являясь собственником указанных земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеющего вид разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, заявитель обязан исполнять вышеуказанные требования, направленные на защиту земель данной категории.

Вместе с тем на основании статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (часть 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица

Как установлено судьей районного суда и подтверждается материалами дела, из содержания оспариваемого постановления Управления от <Дата ...><№...> следует, что событие вмененного Обществу административного правонарушения выразилось в невыполнении землепользователем обязательных требований и мероприятий по улучшению земель и охране почв, однако каких-либо указаний на факт наступления неблагоприятных последствий в виде ухудшения качественного состояния земель в результате бездействия землепользователя указанные документы не содержат.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от <Дата ...><№...> «О критериях значительного ухудшения экологической обстановки в результате «пользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с «рушением установленных земельным законодательством требований рационального «пользования земли» установлены критерии значительного ухудшения экологической остановки в результате ненадлежащего использования земельных участков сельскохозяйственного назначения.

В ст. 1 Федерального закона от <Дата ...> N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" закреплено следующее определение: плодородие земель сельскохозяйственного «значения - это способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений. Чем выше плодородие почвы - тем выше экономическая ценность земли.

Однако, данные осмотра земельных участков, изложенные в акте проверки от 2 06.2021 года № ВП703 не могут быть положены в основу вывода об ухудшении качества земель, так как сам по себе факт обнаружения растительности не может свидетельствовать об ухудшении качества почвы. Вопрос соответствия почвы экологическим требованиям требует специальных познаний, в связи с чем, может быть выяснен только путем проведения экспертизы либо специальных исследований и анализов.

Отборов почвенных образцов и последующих анализов, а также экспертиз в целях установления факта ухудшения качественного состояния земель, Управление в процессе проводимой проверки не проводило.

В то же время данные, полученные исключительно по результатам визуального осмотра земельных участков, не могут быть положены в основу вывода об ухудшении качества земель, поскольку сам по себе факт обнаружения на земельных участках растительности и автомобильных шин не свидетельствует об ухудшении качественного состояния почвы.

На земельных участках с кадастровыми номерами 23:49:0308006:1445, 23:49:0308006:1465, 23:49:0308006:1464, 23:49:0308006:1456, 23:49:0308006:1453, 23:49:0308006:1451, 23:49:0308006:1447, 23:49:0509002:1730, 23:49:0308003:1013, 23:49:0308003:1012, 23:49:0308003:1011, 23:49:0308003:1007, с видом разрешенного использования - для «сельскохозяйственного использования», находящихся в пользовании Общества на праве аренды, расположен лес.

В силу части 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно п.3 Постановления Правительства РФ от <Дата ...> N 1509 "Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения" (вместе с "Положением об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения") леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель, данный факт остался без внимания административного органа.

Согласно п.4 указанного Постановления, использование лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается в целях, предусмотренных пунктами 1 - 10.1, 13 - 15 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации. При этом не допускается размещение в соответствующих лесах зданий, строений, сооружений, не предусмотренных пунктом 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации.

Использование, охрана, защита лесов, расположенных на землях «сельскохозяйственного назначения, а также уход за такими лесами осуществляются правообладателями земельных участков из состава земель сельскохозяйственного «значения, на которых расположены леса (далее соответственно - правообладатели, земельные участки) (п.5).

Правообладатель в течение 2 лет со дня вступления в силу постановления правительства Российской Федерации от <Дата ...> N 1509 "Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях. сельскохозяйственного назначения или со дня регистрации права на соответствующий земельный участок вправе направить уведомление об использовании лесов, расположенных на таком земельном участке, с указанием вида или видов использования лесов с учетом положений пункта 4 настоящего Положения в орган «дарственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на печение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, а также в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. В случае направления такого уведомления наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания древесно-кустарниковой-цельностью не является признаком не использования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации (п.7).

<Дата ...>, Общество направило в адрес Управления 12 уведомлений об использовании леса на вышеуказанных земельных участках, однако, оценка указанной информации, находящейся в распоряжении Управления на момент рассмотрения дела об административном правонарушении, не дана.

В обжалуемом постановлении применительно к конкретным указанным обстоятельствам послужившим основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности, не указаны доказательства которые подтверждают вывод должностного лица административного органа о виновности юридического лица в совершении указанного в постановлении административного правонарушения.

Таким образом, содержания доказательств в постановлении по делу не приведено, а также не приведены объяснения и доводы лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не дан их совокупный анализ.

Также текст постановление не содержит указание на точное описание события административного правонарушения, а также то, что при рассмотрении дела и вынесении постановления, были исследованы и проанализированы конкретные доказательства, подтверждающие наличие состава вмененного административного правонарушения, указанного в постановлении по делу, а также какие конкретные факты и обстоятельства из приведенного перечня доказательств, подтверждают факт наличия события административного правонарушения и виновности привлеченного юридического лица в его совершении, что имеет существенное значение для правильного рассмотрения дела.

Таким образом, судья районного суда пришел к правильному выводу об отсутствии события административного правонарушения ООО «Мацестинская чайная фабрика» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно в невыполнении или несвоевременном выполнении обязанностей по рекультивации земель.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.

Установив отсутствие в действиях ООО «Мацестинская чайная фабрика» события административного правонарушения, судья районного суда обоснованно отменил постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Южного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от <Дата ...><№...> и прекратил производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доказательства, положенные судьей в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.

Доводы жалобы не содержат оснований для отмены обжалуемого решения.

При рассмотрении дела судьей Краснодарского краевого суда не установлено нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену или изменение решения судьи районного суда, в том числе и по доводам жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Краснодарского краевого суда

решил:

восстановить заместителю начальника отела земельного надзора Южного межрегионального управления Россельхознадзора <ФИО>2 срок на подачу жалобы на решение судьи Хостинского районного суда г.Сочи Краснодарского края от 29 декабря 2021 года.

Решение Хостинского районного суда г.Сочи Краснодарского края от 29 декабря 2021 года, оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судья О.Л. Талинский