ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-122 от 05.06.2018 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, д. 51,

г. Улан-Удэ, 670000

тел/факс: 8 (3012) 21-44-62,

E-mail: vs.bur@sudrf.ru

судья Хаптахаева Л.А.

дело № 21-122

поступило 11 мая 2018 года

Р Е Ш Е Н И Е

05 июня 2018 года г. Улан-Удэ

Верховный Суд РБ в составе судьи Булгытовой С.В.

при секретаре Абзаевой В.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении МБУ «Централизованная библиотечная система МО «Иволгинский район»,

У С Т А Н О В И Л:

1. Постановлением начальника отдела надзора и контроля по правовым вопросам Государственной инспекции труда в РБ ФИО1 от 30 января 2018 года МБУ «Централизованная библиотечная система МО «Иволгинский район» (далее – учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и ему назначен административный штраф в размере 65000 рублей.

Учреждение не согласилось с постановлением и обратилось с жалобой в районный суд.

Решением Иволгинского районного суда РБ от 23 апреля 2018 года жалоба оставлена без удовлетворения, постановление должностного лица – без изменения.

Учреждение подало на решение суда жалобу в вышестоящий суд.

В заседании вышестоящего суда представитель учреждения ФИО2 поддержала доводы жалобы, представитель Государственной инспекции труда в РБ ФИО3 возражала против удовлетворения жалобы.

2. Рассмотрев дело, вышестоящий суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.

В соответствии с частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Из материалов дела видно следующее.

В ноябре-декабре 2017 года Государственной инспекцией труда в РБ проведена плановая выездная проверка учреждения на предмет соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

По результатам проверки учреждение привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ за то, что работники, занимающиеся уборкой помещений, не обеспечены защитными средствами. При этом на основании частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ административный штраф назначен в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Привлечение учреждения к административной ответственности является правомерным.

Согласно части 1 статьи 221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122н утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств.

Из указанных Типовых норм следует, что при работах с водными растворами, водой (предусмотренных технологией), СОЖ на водной основе, дезинфицирующими средствами, растворами цемента, извести, кислот, щелочей, солей, щелочемасляными эмульсиями и другими водорастворимыми материалами и веществами; работах, выполняемых в резиновых перчатках или перчатках из полимерных материалов (без натуральной подкладки), закрытой спецобуви работникам выдаются средства гидрофобного действия (отталкивающие влагу, сушащие кожу) в размере 100 мл в месяц на одного работника.

При работах с органическими растворителями, техническими маслами, смазками, сажей, лаками и красками, смолами, нефтью и нефтепродуктами, графитом, различными видами производственной пыли (в том числе угольной, стекольной и другими), мазутом, СОЖ на водной и масляной основе, с водой и водными растворами (предусмотренных технологией), дезинфицирующими средствами, растворами цемента, извести, кислот, щелочей, солей, щелочемасляными эмульсиями и другими рабочими материалами; работах, выполняемых в резиновых перчатках или перчатках из полимерных материалов (без натуральной подкладки); при негативном влиянии окружающей среды выдаются регенерирующие, восстанавливающие кремы, эмульсии (100 мл в месяц на одного работника).

Приказом Минтруда России от 09.12.2014 № 997н утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Под номером 171 указан уборщик служебных помещений, которому выдаются перчатки с полимерным покрытием и перчатки резиновые или из полимерных материалов.

Таким образом, уборщикам служебных помещений, которые работают с водой и водными растворами, дезинфицирующими средствами, в резиновых перчатках или перчатках из полимерных материалов (без натуральной подкладки), должны выдаваться средства гидрофобного действия и регенерирующие, восстанавливающие кремы, эмульсии.

Несоблюдение данного условия образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

3. Доводы жалобы учреждения подлежат отклонению.

Учреждение ссылается на то, что проведена специальная оценка условий труда и по заключению присвоен 2 класс условий труда, при которых на предприятии отсутствуют вредные факторы, идентификация опасных или вредных для работников условий не выявила превышения нормативных значений и условия труда являются допустимыми.

Также учреждение указывает, что:

1) согласно пункту 15 Стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122н, защитные средства гидрофильного, гидрофобного, а также комбинированного действия (кремы, эмульсии, гели, спреи и другие) выдаются работникам при работе с агрессивными водорастворимыми, водонерастворимыми рабочими материалами, их попеременном воздействии;

2) согласно пункту 3 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н, под средствами индивидуальной защиты понимаются средства индивидуального пользования, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Наличие в учреждении таких условий труда не доказано, поэтому состав административного правонарушения не установлен.

Эти доводы нельзя принять во внимание.

Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

Следовательно, 2 класс условий труда не исключает воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, поэтому установление 2 класса условий труда не освобождает учреждение от обязанности обеспечить соответствующую категорию работников средствами индивидуальной защиты.

Просьба учреждения освободить его от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния не может быть удовлетворена.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В данном случае допущенное нарушение представляет существенную угрозу охраняемым общественным правоотношениям, поскольку оно допускалось в течение длительного времени в отношении значительного числа работников.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, вышестоящий суд

Р Е Ш И Л:

Постановление начальника отдела надзора и контроля по правовым вопросам Государственной инспекции труда в РБ ФИО1 от 30 января 2018 года и решение Иволгинского районного суда РБ от 23 апреля 2018 года оставить без изменения, жалобу МБУ «Централизованная библиотечная система МО «Иволгинский район» – без удовлетворения.

Судья