ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-122 от 26.07.2016 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья Дементьев А.А. Дело № 21-122

Р Е Ш Е Н И Е

26 июля 2016 года город Орёл

Судья Орловского областного суда Майорова Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело об административном правонарушении в отношении <...> по части 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с жалобой защитника <...> А.Ю. на постановление инспектора дорожно-патрульной службы Отдельного батальона дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по <...> области от <...> мая 2016 года <...> Д.В. и решение судьи Орловского районного суда Орловской области от 22 июня 2016 года,

установил:

постановлением инспектора дорожно-патрульной службы Отдельного батальона дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по <...> области (далее – ДПС ОБДПС ГИБДД УМВД России по <...> области) <...> Д.В. от <...> мая 2016 года <...> В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <...> рублей.

Решением судьи Орловского районного суда Орловской области от 22 июня 2016 года постановление по делу об административном правонарушении от <...> мая 2016 года, вынесенное в отношении <...> В.В., оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Орловский областной суд, защитник <...> А.Ю. просит отменить постановление должностного лица и решение судьи, прекратить производство по делу в отношении <...> В.В. за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ.

Указывает на то, что суд при вынесении решения не учел того обстоятельства, что до вступления в силу Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877, не было регламентировано, что установка газобаллонного оборудования является внесением изменений в конструкцию транспортного средства и данные сведения подлежат внесению в свидетельство о государственной регистрации транспортного средства.

Кроме того, пунктом 3.2 указанного Технического регламента с 01.01.2015 по 01.07.2016 установлен переходный период, в связи с чем выданные до вступления в силу регламента документы действительны до окончания срока их действия, но не позднее 01.07.2016, следовательно, регистрация изменений в конструкцию транспортного средства, внесенных до 01.01.2015, должна быть произведена не позднее 01.07.2016.

Полагает, что действия <...> В.В. ошибочно квалифицированы по части 1 стать 12.1 КоАП РФ, поскольку транспортное средство зарегистрировано в установленном порядке, а установка газобаллонного оборудования является изменением, внесенным в его конструкцию.

Выслушав защитника <...> А.Ю., поддержавшую доводы жалобы, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о наличии оснований для ее удовлетворения.

В силу части 3 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 – 30.8 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Согласно части 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, что влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.

Объективная сторона состава данного административного правонарушения выражается в невыполнении водителем транспортного средства требований пункта 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения», и пункта 3 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», согласно которым собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.), обязаны зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в органах ГИБДД.

На основании пункта 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» собственники транспортных средств, либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Согласно пункту 3.2 Технического регламента Таможенного союза ТР ТР 018/211 «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (далее по тексту – Технический регламент), документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования Технического регламента (далее - продукция) до дня вступления в силу Технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 1 июля 2016 года, за исключением партий транспортных средств и компонентов, срок действия которых ограничивается количественной квотой.

Указанные документы, выданные или принятые до дня официального опубликования настоящего Решения, действительны до окончания срока их действия.

Также данные документы могут использоваться в качестве доказательственных материалов в целях проверки выполнения требований настоящего технического регламента, в том числе для распространения действия указанных документов на территорию всех государств - членов Таможенного союза.При распространении указанных в абзаце первом настоящего пункта документов в порядке, установленном настоящим техническим регламентом, применяются требования, действовавшие до вступления в силу настоящего технического регламента на момент оформления указанных документов. В подобном случае срок действия документа, выданного на основании технического регламента, должен соответствовать сроку действия документа, действовавшего до вступления в силу настоящего технического регламента.

Со дня вступления в силу Технического регламента выдача или принятие документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, не допускается.

Ранее действовавшим приказом МВД РФ от 07.12.2000 № 1240 (ред. от 19.02.2007) «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору» (вместе с «Наставлением по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», «Порядком контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»), утратившим силу в связи с изданием Приказа МВД России от 22.12.2014 № 1123, был утвержден Порядок контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Приложение № 2).

Пунктами 11.1, 14.1, 14.3 названного Порядка предусматривалось, что внесение изменений в конструкцию транспортного средства осуществляется производителем этих работ. Допускается самостоятельно осуществлять работы по внесению только тех изменений в конструкцию транспортного средства, на которые имеется разрешение уполномоченной на то организации. Для получения свидетельства собственник транспортного средства представляет в подразделение ГИБДД транспортное средство и перечисленные в пункте 14.1 документы. По результатам рассмотрения представленных документов подразделение ГИБДД оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство (приложение № 4) или отказывает в его выдаче.

Приложением № 4 к Порядку утверждена форма Свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что <...>.05.2016 <...> В.В. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ по тем обстоятельствам, что он управлял транспортом средством – <...>, государственный регистрационный знак <...>, на котором установлено газобаллонное оборудование, не зарегистрированное в установленном законом порядке.

По делу установлено, что <...> августа 2010 года собственнику вышеуказанного транспортного средства было выдано свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности <...>, согласно которому внесены изменения - установлено газобаллонное оборудование заводского производства.

Данное свидетельство по форме и содержанию соответствует Приложению № 4 к Порядку контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, действовавшему до 2014 года.

Обязанность по регистрации указанных изменений в конструкцию транспортного средства в органах ГИБДД и их внесению в паспорт транспортного средства и свидетельство о регистрации транспортного средства» в графу Особые отметки, предусмотрена только в связи с введением в действие с 1 января 2015 года Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877.

Между тем, пунктом 3.2 названного Технического регламента предусмотрено, что документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования Технического регламента до дня вступления в силу Технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 1 июля 2016 года.

Исходя из положений пункта 3.2 Технического регламента, свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности, выданное <...> августа 2010 года собственнику транспортного средства - автобуса <...> государственный регистрационный знак <...>, является документом об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, срок действия которого истекал не позднее 1 июля 2016 года.

Между тем, собственником транспортного средства 31 мая 2016 года, то есть в установленный пунктом 3.2 Технического регламента срок, зарегистрированы изменения, внесенные в конструкцию транспортного средства в органах ГИБДД УМВД России по Орловской области, что подтверждается паспортом транспортного средства и свидетельствует о выполнении требований названного Технического регламента.

При таких обстоятельствах постановление инспектора дорожно-постовой службы Отдельного батальона дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по <...> области от <...> мая 2016 года <...> Д.В. и решение судьи Орловского районного суда Орловской области от 22 июня 2015 года, вынесенные в отношении <...> В.В., являются незаконными и необоснованными, и подлежат отмене, а производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ ввиду отсутствия в действиях <...> В.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу защитника <...> А.Ю. удовлетворить.

Постановление инспектора дорожно-патрульной службы Отдельного батальона дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по <...> области от <...> мая 2016 года <...> Д.В. и решение судьи Орловского районного суда Орловской области от 22 июня 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <...> отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <...> прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья Л.В. Майорова