ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1226/2016 от 21.09.2016 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

г.Уфа РБ 21 сентября 2016 года

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Абземилова З.Р.,

при секретаре Галимовой З.М.,

с участием ФИО1. – защитника Общества с ограниченной ответственностью «...» – юридического лица, в отношении которого возбуждено административное производство, действующего на основании доверенности от 03 марта 2016 года,

ФИО2., ФИО3. – представителей Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан,

рассмотрев жалобу и дополнения к ней защитника ФИО4., поданные в интересах Общества с ограниченной ответственностью «...», на решение судьи Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 15 июля 2016 года, которым:

постановление старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, заместителя начальника Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО5 №... от 12 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «...» оставлено без изменения, жалоба защитника ФИО6. - без удовлетворения,

УСТАНОВИЛА:

постановлением старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, заместителя начальника Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО5 №... от 12 апреля 2016 года Общество с ограниченной ответственностью «...» (далее – ООО «...», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 150000 руб. за нарушение требований частей 2, 8 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 2 приказа Минприроды России от 25 февраля 2010 года №50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (далее - Порядок), выразившееся в превышении в 2015 году лимитов на размещение отходов производства и потребления, а именно мусора от офисных и бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритный) на ... т, отходов бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства на ... т, отсутствии лимитов на размещение смета с территории предприятия практически неопасного, отходов упаковочного картона незагрязненного (л.д.8-14).

Судьей Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан 15 июля 2016 года по жалобе защитника ФИО7. вынесено выше указанное решение (л.д.82-87).

Не соглашаясь с постановлением должностного лица Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан №... от 12 апреля 2016 года о назначении административного наказания и решением судьи Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 15 июля 2016 года, защитник ФИО8. в интересах ООО «...» обжаловал их в Верховный Суд Республики Башкортостан, предлагая отменить за незаконностью и необоснованностью, неправильным толкованием норм Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», приказа Минприроды России от 25 февраля 2010 года №50, указывая на отсутствие события и состава административного правонарушения, нарушение процедуры проверки прокуратурой соблюдения Обществом природоохранного законодательства при отсутствии оснований.

В отзыве старшего государственного инспектора Уфимского ТУ Минэкологии РБ ФИО5 указывается на необоснованность доводов жалобы.

Изучив материалы дела, выслушав защитника Общества ФИО9., поддержавшего доводы жалобы, свидетелей ФИО10., ФИО11., проверив доводы жалобы и возражений, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению ввиду следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Как усматривается из материалов дела, 23 марта 2016 года в соответствии с планом работы прокуратуры Кировского района г.Уфы на 1 полугодие 2016 года проведена выездная плановая проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования ООО «...» (субъект малого предпринимательства), расположенного по адресу: ..., видом деятельности которого является осуществление работ по содержанию здания и сдаче его в аренду организациям и индивидуальным предпринимателям.

Установлено, что при осуществлении Обществом деятельности образуются отходы производства и потребления: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства; мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами; отходы бумаги и картона о канцелярской деятельности и делопроизводства; смет с территории предприятия практически неопасный; отходы упаковочного картона незагрязненные.

У ООО «...» имеется парковка легковых автомобилей посетителей ТСК «...», ориентировочно рассчитанная на ... машиномест, которая является неорганизованным стационарным источником выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Анализируя отчеты об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2014 и 2015 годы, прокурор и должностное лицо органа административного надзора, пришли к выводу, что Обществом в 2015 году превышены лимиты на размещение отходов производства и потребления, а именно мусора от офисных и бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритный) на ... т, отходов бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства на ... т, отсутствуют лимиты на размещение смета с территории предприятия практически неопасного, отходов упаковочного картона незагрязненного. При этом лимитами на размещение отходов для Общества в 2015 году взято количество отходов, фактически направленных на размещение в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов (далее – отчетность) за 2014 год.

Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения прокуратурой Кировского района г.Уфы в отношении ООО «...» дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАПА РФ (л.д.20-24), и привлечения органом надзора ООО «...» к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ (л.д.8-14).

С выводом органа административного надзора о превышении в 2015 году Обществом лимитов на размещение отходов производства и потребления согласиться нельзя, поскольку он противоречит положениям пункта 2 Порядка, разъяснениям, содержащимся в письме Росприроднадзора от дата 2011 года №..., в соответствии с которыми лимитами на размещение отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства за отчетный год являются количества отходов, фактически направленные на размещение в соответствии с отчетностью за этот же отчетный год. По настоящему делу прокурором при возбуждении производства по делу и органом надзора установлено превышение Обществом в 2015 году лимитов на размещение отходов, исходя из данных отчетности за 2014 год, что является неверным.

Судья районного суда по результатам рассмотрения жалобы на постановление о назначении наказания, выходя за пределы установленных органом надзора обстоятельств дела, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности, установленной статьей 8.2 КоАП РФ, пришел к выводу об обоснованности вывода должностного лица о наличии в действиях ООО «...» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ и правильности квалификации его действий, мотивируя тем, что в нарушение пункта 5 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 16 февраля 2010 года № 30 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 апреля 2010 года № 16938) Обществом отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2015 год представлена 29 февраля 2016 года, то есть по истечении установленного срока, следовательно, в 2015 году Общество осуществляло деятельность в отсутствие лимитов на размещение отходов. Оснований для признания совершенного Обществом деяния малозначительным, а также снижения размера назначенного штрафа судья районного суда не усмотрел.

С таким решением судьи районного суда также согласиться нельзя, поскольку судья первой инстанции вышел за пределы установленных прокурором и органом надзора обстоятельств дела, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности, установленной статьей 8.2 КоАП РФ, установив иные обстоятельства дела.

Кроме того, органом надзора при рассмотрении дела и судьей районного суда при его пересмотре не проверено соблюдение прокуратурой района требований пункта 1.2 Приказа Генпрокуратуры России от 28 мая 2015 года №265 «О порядке исполнения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года №2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в том числе в части уведомления Общества о дне начала проверки.

При вынесении должностным лицом постановления о назначении наказания и рассмотрении жалобы судом требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.

Пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи районного суда подлежат отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛА:

жалобу защитника ФИО12., поданную в интересах Общества с ограниченной ответственностью «...», удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, заместителя начальника Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО5 №... от 12 апреля 2016 года и решение судьи Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 15 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «...» отменить.

Прекратить производство по делу за недоказанностью обстоятельств.

Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан п/п З.Р. Абземилова

Справка

судья Рамазанова З.М.

дело №...