Дело № 21-1229/2017
Р Е Ш Е Н И Е
29 ноября 2017 года гор. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «МЧП «Гарант» ФИО1 на решение Белогорского районного суда Республики Крым от 28.08.2017 г. № 12-86/2017,
у с т а н о в и л :
Постановлением начальника Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Ан В.Б. от 16.05.2017 года №14-05-11/ЗН-РК Общество с ограниченной ответственностью «МЧП «Гарант» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Белогорского районного суда Республики Крым от 28.08.2017г. №12-86/2017 жалоба ООО «МЧП «Гарант» оставлена без удовлетворения, постановление должностного лица от 16.05.2017г. №14-05-11/ЗН-РК – без изменения.
Не согласившись с принятым решением, директор ООО «МЧП «Гарант» ФИО1подал жалобу, в которой просит решение суда отменить, производство по делу прекратить.
Жалоба сводится к несогласию с выводами должностного лица, послужившими основанием для привлечения ООО «МЧП «Гарант» к административной ответственности, а также с выводами, изложенными в решении суда. Заявитель указывает на то, что в решении суда необоснованно и неоднократно применялась объективная сторона ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, что является неправомерным, поскольку он привлечен по ч.1 ст.8.6 КоАП РФ. Кроме того, в протоколе об административном правонарушении время и способ совершения заявителем правонарушения не указаны, а наличие его вины мотивировано лишь результатами проверки соблюдения земельного законодательства на данном земельном участке. Также ФИО1 указывает, что на момент вынесения постановления земельные участки с указанными кадастровыми номерами в понимании ч.2 ст.11.2 ЗК РФ прекратили свое существование.
Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, заслушав пояснения представителя ООО «МЧП «Гарант» - ФИО2, поддержавшей доводы жалобы, представителей Службы по земельному и фитосанитарному надзору РК – ФИО3, ФИО4, возражавших против удовлетворения жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.
В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с ч.1 ст. 8.6 КоАП РФ самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются отношения в области охраны земель (почв).
Объективной стороной данного правонарушения является действия по вывозу, выносу за пределы участка, переносу для использования на другом земельном участке в целях облегчения доступа к запасам полезных (в том числе общераспространенных) ископаемых, в ходе строительства - для освобождения строительных площадок плодородного слоя почвы
Под самовольным снятием плодородного слоя почвы понимается его отделение от поверхности земли без разрешения. Самовольное перемещение плодородного слоя почвы подразумевает под собой осуществленное без надлежащего разрешения изменение пространственного расположения плодородного слоя почвы.
Субъектами рассматриваемого правонарушения могут выступать граждане, должностные лица и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели.
С субъективной стороны рассматриваемое административное правонарушение характеризуется как умышленной, так и неосторожной формами вины.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ регулируются, в том числе Федеральным законом N 7-ФЗ от 10.01.2002 г. "Об охране окружающей среды".
Согласно ч. 1 ст. 4 указанного Закона объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы.
Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности, обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В силу ст.13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Согласно п.3 ст. 13 ЗК мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Пунктом 4, 5 ст.13 ЗК РФ установлено, что при проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель. Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Постановлением Правительства РФ от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Пунктом 6 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Минприроды Российской Федерации и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. N 525/67 предусмотрено, что условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы, в данном случае – Крымсельхознадзором.
Постановление Совета министров Республики Крым от 22.03.2016 N 99 (ред. от 25.07.2017) "Об утверждении Положения о рекультивации, снятии, перемещении, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" определяет требования к проведению работ, связанных с рекультивацией, снятием, перемещением, сохранением и рациональным использованием плодородного слоя почвы на территории Республики Крым и является обязательным для всех юридических лиц на территории Республики Крым.
Согласно п.4 вышеуказанного Положения - рекультивация, снятие, перемещение, сохранение и рациональное использование плодородного слоя почвы проводятся на основании проекта рекультивации, разрабатываемого в соответствии с действующими экологическими, санитарно-гигиеническими, строительными, водохозяйственными, лесохозяйственными и другими нормативами и стандартами с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного земельного участка, а также выданного на его основании Специального разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова.
Пунктом 18 указанного Положения (в соответствующей редакции) заявитель приступает к осуществлению внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, только после получения Специального разрешения.
Согласно п. 32 Основных положений за порчу и уничтожение плодородного слоя почвы, невыполнение или некачественное выполнение обязательств по рекультивации нарушенных земель, несоблюдение установленных экологических и других стандартов, правил и норм при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, юридические, должностные и физические лица несут административную и другую ответственность, установленную действующим законодательством.
В силу требований статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.
Как усматривается из материалов дела, на основании приказа о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица ООО «МЧП «Гарант» от 22.03.2017г. №162/П, изданного во исполнение мотивированного представления от 21.03.2017г. №125/05-20 о выявленных нарушениях при осуществлении мероприятия по контролю, по результатам предварительной проверки информации, отраженной в обращении Регионального отделения Общероссийской общественной организации по защите окружающей среды «<данные изъяты>» по Республике Крым от 11.01.2017 № 2-1/17 относительно фактов незаконного использования земель сельскохозяйственного назначения для размещения карьера по добыче полезных ископаемых (песчано-гравийных смесей), сотрудниками Крымсельхознадзора проведена внеплановая выездная проверка юридического лица ООО «МЧП «Гарант».
Проведение указанной внеплановой выездной проверки ООО «МЧП «Гарант» согласовано решением заместителя прокурора Республики Крым ФИО6 от 23.03.2017г. №7/5-348-2017/Нд1397-2017.
06.04.2017 года в ходе проведения проверки по адресу ООО «МЧП «Гарант»: 297600, <адрес>, установлено, что правообладателем земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Зуйского сельского поселения Белогорского района Республики Крым, с кадастровыми номерами № (предыдущий кадастровый №), № (предыдущий кадастровый №), № (предыдущий кадастровый №), № (предыдущий кадастровый №) является ООО «МЧП «Гарант» на основании договоров аренды земельных участков от 29.01.2016г., которые зарегистрированы в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с 16.02.2017 года (3 договора), 20.02.2017 г. (1 договор). Указанные договора аренды заключены ООО «МЧП «Гарант» сроком на 49 лет для ведения товарного сельскохозяйственного производства.
На земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами №, которые расположены вблизи <адрес> на территории Зуйского сельского поселения <адрес> Республики Крым, ООО МЧП «Гарант» осуществлены внутрихозяйственные работы, связанные с нарушением почвенного покрова земель сельскохозяйственного назначения при разработке карьера по добыче песка без наличия специального разрешения на проведение таких работ. Кроме того, обязательные мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от негативного воздействия, защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации правообладателем земель сельскохозяйственного назначения - ООО «МЧП «Гарант» не проводятся. Имеют место быть признаки перекрытия плодородного слоя почвы земель сельскохозяйственного назначения песчаными массами разрабатываемого карьера, а также механического смешивания плодородного слоя почвы земель сельскохозяйственного назначения песчаными массами и различными уровнями почвенных горизонтов.
Согласно акта осмотра территории от 06.04.2017г. должностным лицом установлено следующее.
Месторасположение осматриваемых земельных участков определено на местности при помощи технических средств фиксации (GPSGARMINDAKOTA 20, дальномер BOCHGLM 20VF), а также привязке к местности с использованием картографического материала. Кроме того, месторасположение осматриваемых земельных участков указано директором ООО «МЧП «Гарант» ФИО1, который каких-либо замечаний по определению места расположения осматриваемых земельных участков на местности не заявил. На земельном участке с кадастровым номером № в конце декабря 2016 года осуществлены мероприятия по снятию и перемещению плодородного слоя почвы на общей площади 1,7736 га, из которых 0,5520 га под карьерной выемкой. Общая площадь земельного участка, на котором осуществлены какие-либо работы по снятию, перемещению и складированию почвенного покрова и грунтов составляет 2,2832 га, из них площадь на которых размещены отвалы грунта составляет 0,5068 га. Площадь земельного участка, занятого отвалом песчаной смеси составляет 0,4212 га. Обмеры площадей произведены при помощи технических средств. Снятый плодородный слой почвы перемещен в отвалы, расположенные по периметру земельного участка. Осуществлены работы по выемке нижеподстилающих грунтовых пород, которые сложены отдельно от плодородного слоя почвы.
На территории участка визуально усматриваются признаки механического смешивания грунтовых масс и плодородного слоя почвы (почва отличается цветом, имеются масштабные вкрапления грунтовых песчаных пород). В ходе осмотра территории земельного участка выявлены признаки неполного снятия верхнего гумусового горизонта, не всей мощности плодородного слоя почвы и потенциального плодородного слоя почвы (имеются явные остатки не снятого плодородного слоя почвы на территории самой карьерной выемки и под отвалами грунта, дорога уплотнена плодородным слоем почвы). В северной части участка расположена модульная бытовка. Часть указанного земельного участка покрыта песчаной смесью из карьерной выемки. Признаки проведения обязательных мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения и защите земель от уплотнения, зарастания сорной растительностью не установлены.
На земельном участке с кадастровым номером № визуально усматриваются признаки проведения мероприятий по снятию и перемещению плодородного слоя почвы, на части земельного участка расположены отвалы грунта, также имеются признаки механического смешивания, снятого плодородного слоя почвы с песчаными массами. Площадь земельного участка, которая занята отвалами грунта составляет ориентировочно 0,11 га, плодородный слой почвы площадью 0,12 га. Оставшаяся площадь земельного участка в сельскохозяйственном производстве не задействована, в товарном сельскохозяйственном производстве не используется, обязательные мероприятия по воспроизводству плодородия земель и защите земель от негативного воздействия, зарастания сорной растительностью не проводятся.
Земельный участок с кадастровым номером № в сельскохозяйственном производстве не используется, обработка почвы не проведена, зарос сорной растительностью. Признаки проведения каких-либо агротехнических, фитосанитарных, агрохимических мероприятий не усматриваются.
Земельный участок с кадастровым номером № в сельскохозяйственном производстве не используется, обработка почвы не проведена, зарос сорной растительностью. Признаки проведения каких-либо агротехнических, фитосанитарных, агрохимических мероприятий не усматриваются. На части земельного участка площадью 0,08 га снят плодородный слой почвы. На осматриваемом участке размещен отвал плодородного слоя почвы ориентировочной площадью 0,0791 га и отвал грунта площадью 0,09 га, который расположен на плодородном слое почвы и его перекрывает. Вдоль восточных краев всех вышеперечисленных участков осуществлено снятие и перемещение почвенного покрова с целью организации подъездной автодороги к проектируемому карьеру.
С целью фиксации фактического состояния осматриваемой территории специалистами Крымсельхознадзора произведена фотофиксация.
ООО «МЧП «Гарант» письмом от 12.12.2016г. обращалось в Крымсельхознадзор для разъяснения вопросов надлежащего проведения внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова. Ответом от 13.12.2016г. №СЗФН-07/4224-05 заявителю предоставлены соответствующие разъяснения в полном объеме.
Таким образом, ООО «МЧП «Гарант» до начала мероприятий по осуществлению внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова земель сельскохозяйственного назначения знало о их противоправности и не соответствии выполняемых работ положениям законодательства РФ и РК.
03.05.2017 года в 15 часов 30 минут начальником Управления государственного земельного контроля (надзора) Крымсельхознадзора ФИО7 составлен протокол об административном правонарушении от №42/05-13 в отношении юридического лица ООО «МЧП «Гарант» по ч.1 ст.8.6 КоАП РФ, за то, что ним в нарушение требования статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 №140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», приказа Минприроды Российской Федерации и Роскомзема от 22.12.1995 №525/67 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», постановления Совета министров Республики Крым от 22.03.2016 №99 «Об утверждении Положения о рекультивации, снятии, перемещении, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», ст.19 Федерального закона от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве», ст.8 Федерального закона от 16.07.1998 №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» осуществлены мероприятия по снятию и перемещению почвенного покрова земель сельскохозяйственного назначения без наличия проекта рекультивации земель и выданного на его основе специального разрешения на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, а также ООО «МЧП «Гарант» не проведены обязательные мероприятия по защите и охране земель сельскохозяйственного назначения.
Постановлением начальника Крымсельхознадзора ФИО9 от 16.05.2017 г. №14/05-11/ЗН-РК ООО «МЧП «Гарант» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.6 КоАП РФ.
Факт допущенного правонарушения и виновность ООО «МЧП «Гарант» в совершении административного правонарушения подтверждены материалами дела об административном правонарушении, которым должностным лицом и судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Довод жалобы, что в протоколе об административном правонарушении не указано время и способ совершения правонарушения является несостоятельным.
При рассмотрении дела директором ООО «МЧП «Гарант» ФИО1 давались пояснения о том, что мероприятия по снятию и перенесению плодородного слоя почвы с указанных земельных участков осуществлены предприятием ООО «МЧП «Гарант» в конце декабря 2016 года. Снятие и перенесение плодородного слоя почвы осуществлено предприятием лишь на двух земельных участках, а именно: с кадастровым номером №. На земельном участке с кадастровым номером № снятие и перемещение плодородного слоя почвы не осуществлялось, на данном земельном участке произведено складирование отвалов грунта образованных при снятии и перемещении плодородного слоя почвы с земельного участка с кадастровым номером № Как следует из пояснений, директор ООО «МЧП «Гарант» ФИО1 специальное разрешение на проведение внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова в части снятия и перенесения плодородного слоя почвы, ООО «МЧП «Гарант» не получало.
Иные доводы заявителя не содержат правовых аргументов и указаний на новые события и факты, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого решения, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств.
Доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, в материалы дела не представлены.
Принцип презумпции невиновности должностным лицом, судьей районного суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу ООО «МЧП «Гарант», не усматривается, наказание назначено в соответствии с положениями ст. 4.1, 4.4 КоАП РФ с учетом характера и степени общественной опасности содеянного, имущественного и финансового положения юридического лица, в пределах санкции ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ, и оснований для отмены либо изменений судебного решения и постановления должностного лица не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Верховный Суд Республики Крым
р е ш и л:
Жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «МЧП «Гарант» ФИО1 на решение Белогорского районного суда Республики Крым от 28.08.2017 г. № 12-86/2017 – оставить без удовлетворения.
Решение Белогорского районного суда Республики Крым от 28.08.2017 г. № 12-86/2017 в отношении Общества с ограниченной ответственностью «МЧП «Гарант» – оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
Копия верна
Судья: <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>