ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-123/20 от 14.02.2020 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья Илларионова А.М.

Дело





РЕШЕНИЕ

14 февраля 2020 года г. Астрахань

Судья Астраханского областного суда Стёпин А.Б. при секретаре Тутариновой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Астраханской области ФИО1 ФИО на решение Красноярского районного суда Астраханской области от 16 декабря 2019 года о прекращении производства по делу об административном правонарушений, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Газпром энерго»,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Астраханской области ФИО1 № 06-695/2019 от 4 октября 2019 года общество с ограниченной ответственностью «Газпром энерго» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100000 рублей.

Решением Красноярского районного суда Астраханской области от 16 декабря 2019 года жалоба защитника общества с ограниченной ответственностью «Газпром энерго» ФИО2 удовлетворена, постановление административного органа отменено, производство по делу прекращено по основаниям недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В жалобе государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Астраханской области ФИО1 ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, поскольку отсутствие отходов на момент осмотра не свидетельствует об отсутствии образования отходов в процессе деятельности, техническая документация обществом не изменена, производственные процессы неизменны.

Выслушав государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Астраханской области ФИО1 поддержавшую жалобу, защитников общества с ограниченной ответственностью «Газпром энерго» ФИО2, ФИО3, не согласившихся с доводами жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, приходу к выводу об оставлении жалобы без удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное

приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляют действия или бездействие, в том числе, юридических лиц, состоящие в невыполнении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Положениями статьи 1, пункта 2 статьи 11, пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» закреплено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» установлено, что при механической очистке нефтесодержащих сточных вод образуется отход «осадок (шлам) механической очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве менее 15%, обводненный» (блок 7).

Приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 года № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» установлено, что порядок учета в области обращения с отходами устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах (пункт 1). Материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при: проведении инвентаризации отходов; подготовке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, технических отчетов о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности); ведении федеральных статистических наблюдений; расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов) (пункт 3). Учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период (пункт 5).

Материалами дела установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Газпром энерго», осуществляя свою деятельность по адресу: Астраханская область, Красноярский район, АГКМ, база ЭВС, допустило нарушение требований природоохранного законодательства, а именно, в период с 1 января 2016 года по настоящее время осуществляло деятельность, связанную с образованием/ утилизацией/ передачей/размещением отходов: «Всплывшие нефтепродукты из нефтеловушек и аналогичных сооружений» (ФККО ), «Подтоварная вода резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов с содержанием нефти и нефтепродуктов менее 15 %» (ФККО 91120111314), «Осадок (шлам) механической очистки нефтесодержащих сточных вод, содержанием нефтепродуктов в количестве менее 15%, обводненный» (ФККО 72310101394). В период с 1 января 2017 года по настоящее время осуществляло деятельность, связанную с образованием/утилизацией/передачей/размещением отходов: «Осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасный» (ФККО 72210201394), «Осадок с песколовок и отстойников при механической очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасный» (ФККО 72210901394), «Отходы (осадки) водоподготовки при механической очистке природных вод» (ФККО 71011002395), образовавшиеся в процессе микрофильтрации природной воды, без достоверного учета вышеуказанных отходов, а также допустило размещение данных отходов в неустановленном месте, чем нарушены требования статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», Приказа Росприроднадзора «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов», статьи 1, пункта 2 статьи 11, пункта 1 статьи 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Приказа Минприроды России «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».

По результатам проверки 4 октября 2019 года в отношении юридического лица вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Разрешая жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Газпром энерго» ФИО2 по существу, районный суд пришел к выводу об отмене постановления по делу об административном правонарушении и прекращении производства по делу по основаниям пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку не доказаны обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление.

Отменяя постановление административного органа, районный суд исходил из того, что на момент проведения проверки наличие указанных видов отходов проверяющим государственным органом установлено не было. В данных учета в области обращения с отходами общества с ограниченной ответственностью «Газпром энерго» данные виды отходов также отсутствуют. Место хранения отходов в результате проверки не установлено.

Суд второй инстанции с выводами суда соглашается, считает их правильными основанными на законе и материалах дела.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно части пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Как видно из материалов дела, основными видами деятельности юридического лиц являются: передача электрической энергии; производство, передача и

распределение пара и горячей воды; забор, очистка и распределение воды; сбор и обработка сточных вод; другие виды деятельности.

Для осуществления деятельности по сбору и обработке сточных вод общество эксплуатирует объект «Канализационно-очистные сооружения № 2» (КОС-2) в соответствии с имеющейся разрешительной, проектной и технологической документацией. Юридическое лицо имеет проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и в соответствии с ним нормативы образования отходов и лимиты на их размещения № 20480-п от 17 июня 2017 года. Технологическим регламентом КОС-2 предусмотрен технологический процесс приема и очистки промышленных, бытовых и дождевых сточных вод.

Вместе с тем, в представляемых юридическим лицом в адрес Управления Росприроднадзора по Астраханской области отчетах 2-ТП «Отходы» ежегодно указывалось на отсутствие образования данных отходов производства. Замечаний по ведению данных учета в области с обращениями с отходами, а также к представляемым отчетам и содержащимся в них сведениям, у государственного органа с 2016 года не возникало.

В соответствии с технологическим регламентом по эксплуатации канализационных очистных сооружений КОС-2 предназначены для приема и очистки промышленных, бытовых и дождевых сточных вод, а именно: произведенных сточных вод I и II очереди ГПЗ общества с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Астрахань»; произведенных сточных вод паро-промывочной станции акционерного общества «РЖД»; бытовых сточных вод ГПЗ общества с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Астрахань», I и II очереди; бытовых сточных вод промышленной зоны АГКМ, поступающих с канализационных очистных сооружений № 1 предприятия по утилизации отходов общества с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Астрахань»; дождевых сточных вод ГПЗ общества с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Астрахань». Технологический регламент содержит описание технологического процесса, инструкции по эксплуатации сооружений и отдельных установок, разъяснение образования отходов производства, а также правила безопасности.

Согласно данным учета отходов за период с 2016 года по 2019 год, такие отходы как «Всплывшие нефтепродукты из нефтеловушек и аналогичных сооружений», «Подтоварная вода резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов с содержанием нефти и нефтепродуктов менее 15%», «Осадок (шлам) механической очистки нефтесодержащих сточных вод, содержанием нефтепродуктов в количестве менее 15%, обводненный», «Осадок с песколовок при очистке хозяйственнобытовых и смешанных сточных вод малоопасный», «Осадок с песколовок и отстойников при механической очистке хозяйственно-бытовых и сметанных сточных вод малоопасный», «Отходы (осадки) водоподготовки при механической очистке природных вод» отсутствуют.


При таких обстоятельствах выводы суда об отсутствии достоверных данных о том, что юридическим лицом допущено нарушение требований природоохранного законодательства основаны на законе и установленных по делу фактических обстоятельствах.

Доводы жалобы о том, что отсутствие отходов на момент осмотра не свидетельствует об отсутствии образования отходов в процессе деятельности, техническая документация обществом не изменена, производственные процессы неизменны, являются несостоятельными, поскольку указанные обстоятельства являлись предметом рассмотрении в суде первой инстанции и им дана правовая оценка.

Доводы жалобы о том, что отчеты по форме 2 ТП (отходы) представляются в уведомительном порядке, на КОС-2 происходит непрерывный технологический процесс, при котором осуществляется прием и очистка сточных вод, также несостоятельны, поскольку не являются основаниями для признания решения суда незаконным.

Указанные обстоятельства не подтверждают, что юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правит и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Не могут служить основаниями для отмены вынесенного судом решения и доводы жалобы о неправильном функционировании конструкций КОС-2, поскольку не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.

Доводов, свидетельствующих о том, что судом при рассмотрении дела были допущены существенные нарушения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли явиться основанием к отмене обжалуемого судебного акта, жалоба не содержит.

Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и дал им оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли явиться основанием к отмене обжалуемого судебного акта, не допущено.

Руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

решение Красноярского районного суда Астраханской области от 16 декабря 2019 года оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Астраханской области ФИО1 ФИО - без удовлетворения.



Судья Астраханского областного суда

А.Б. Стёпин