ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-123/20 от 17.07.2020 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья Волкова Н.А. Дело 21-123/2020

Р Е Ш Е Н И Е

17 июля 2020 г. город Орел

Судья Орловского областного суда Сабаева И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда жалобу К.М.А. на постановление и.о. начальника Орловского отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям С.И.И. от 20 марта 2020 г., решение Мценского районного суда Орловской области от 10 июня 2020 г., вынесенные в отношении К.М.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением и.о. начальника Орловского отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям от 20 марта 2020 г. С.И.И., К.М.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, К.М.А. обжаловала его в районный суд, судьей которого постановление должностного лица административного органа изменено в части назначенного наказания, размер административного штрафа снижен ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, до 10 000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения.

В жалобе, подданной в Орловский областной суд, К.М.А. просит отменить постановление должностного лица и решение судьи районного суда, производство по делу прекратить.

В обоснование доводов жалобы указывает на то, что земельный участок с кадастровым номером образован путем выдела принадлежащей ей земельной доли из исходного земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, который на момент выдела земельной доли находился в аренде у ООО <...> на основании договора аренды земельного участка от <дата> 2006 г. сроком до <дата> 2056 г., соглашение о расторжении договора аренды было подписано сторонами только 31 декабря 2019 г., поэтому бремя содержания земельного участка, по ее мнению, лежало на арендаторе и пользователе земельного участка- ООО <...>, что исключает ее вину во вмененном административном правонарушении.

Проверив дело об административном правонарушении в полном объеме, выслушав объяснения представителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям С.Е.М., полагавшую, что решение судьи является законным и обоснованным, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В статье 13 ЗК РФ указаны мероприятия, которые обязаны проводить в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. В частности на землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации (пункт 3 части 2 статьи 13 ЗК РФ).

Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (часть 3 статьи 13 ЗК РФ).

Статьей 42 ЗК РФ предусмотрены обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В силу статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы земельных участков осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду, соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 7 названного Федерального закона собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков имеют право проводить агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные и противоэрозионные мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Статья 1 указанного Федерального закона содержит определения мер, направленных на воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения: 1. агротехнические мероприятия - совокупность научно обоснованных приемов обработки почв в целях воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2. агрохимические мероприятия - совокупность научно обоснованных приемов применения агрохимикатов и пестицидов в целях воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения при обеспечении мер по безопасному обращению с ними в целях охраны окружающей среды; 3. мелиоративные мероприятия - проектирование, строительство, эксплуатация и реконструкция мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ; 4. фитосаиитарные мероприятия - совокупность научно обоснованных приемов выявления и устранения засоренности почв сорными растениями, зараженности почв болезнями и вредителями сельскохозяйственных растений; 5. противоэрозионные мероприятия - совокупность научно обоснованных приемов защиты почв от водной, ветровой и механической эрозии.Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 02 февраля 2015 г. № 151-р «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» одним из факторов определяющим более полное использование имеющегося в агропромышленной отрасли потенциала, является введение в оборот заброшенных неиспользуемых сельскохозяйственных угодий, в том числе пашен, в целях наращивания отечественного производства.

В распоряжении Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 37-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы» указано, что в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717, к первому уровню приоритетов государственной политики в сфере развития производственного потенциала относятся мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.

Таким образом, для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота.

В силу прямого указания действующего законодательства в сфере земельных отношений на собственников сельскохозяйственных земель возложена обязанность не допускать зарастание земель сельскохозяйственного назначения сорными растениями, деревьями и кустарниками и обязанность по проведению соответствующих мероприятий.

Согласно ГОСТ 16265-89 «Государственный стандарт Союза ССР. Земледелие. Термины и определения» (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 25 декабря 1989 года № 4093) под сорными растениями понимаются дикорастущие растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях, снижающие величины и качество продукции, урожай всех сельскохозяйственных культур и ухудшающие его качество; благодаря хорошо развитой корневой системе способны поглощать воду и питательные вещества раньше, чем культурные растения; создают очаги распространения болезней и вредителей растений.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , состоящим из 2 контуров, расположенном по адресу: <адрес>, площадью <...> кв.м, принадлежащем на праве собственности К.М.А., не выполняются обязательные требования и мероприятия по улучшению, защите и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель на указанном земельном участке, что привело к его зарастанию по всей площади сорной травянистой растительностью с основным видовым составом: пырей ползучий, сухостой сорных травянистых растений, что является нарушением требований статей 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

По данному факту 27 февраля 2020 г. в отношении К.М.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ (л.д.<...>).

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения К.М.А. к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ и вина К.М.А. подтверждены совокупностью исследованных судом доказательств: протоколом об административном правонарушении от 27 февраля 2020 г. и актом проверки от 6 февраля 2020 г., в которых изложены вышеуказанные обстоятельства (л.д.<...>); актом осмотра, обследования территории от 26 декабря 2019 г. с фото - таблицами, которые позволяют определить состояние поверхности земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером и его полное зарастание сорной растительностью (л.д.<...>); выпиской из единого государственного реестра недвижимости, подтверждающей принадлежность земельного участка К.М.А. с 12 сентября 2019 г. (л.д.<...>); предписанием об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства Российской Федерации от 6 февраля 2020 г. , согласно которому К.М.А. предписано в срок до 5 ноября 2020 г. принять меры по борьбе с сорной растительностью и вовлечению указанного выше земельного участка сельскохозяйственного назначения в сельскохозяйственный оборот (л.д.<...>); и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Таким образом, действия К.М.А. правильно квалифицированы по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.

Выводы должностного лица и судьи районного суда основываются на достоверных доказательствах, которые всесторонне и полно исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Оснований для переоценки представленных доказательств не имеется.

Постановление о привлечении К.М.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

Судьей с учетом положений части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ обоснованно снижен размер административного штрафа, назначенного К.М.А. с 20 000 рублей до 10 000 рублей.

Доводы жалобы К.М.А. не могут повлечь отмену постановления и решения судьи, поскольку материалами дела подтверждается, что К.М.А. с 12 сентября 2019 г. является собственником земельного участка с кадастровым номером .

Вступая в отношения в сфере использования земель сельскохозяйственного назначения, после приобретения участка в собственность, К.М.А., как собственник земельного участка с кадастровым номером , имея обязанность по обеспечению рационального использования земельного фонда, при надлежащей степени выполнения таких обязанностей могла и должна была предпринять все необходимые меры для выполнения требований указанных выше норм земельного законодательства в отношении принадлежащего ей земельного участка в целях недопущения нарушения закона.

Обстоятельств, которые в силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы являться основанием к отмене состоявшихся по делу постановления и решения, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление и.о. начальника Орловского отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям С.И.И. от 20 марта 2020 г., решение Мценского районного суда Орловской области от 10 июня 2020 г., вынесенные в отношении К.М.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу К.М.А. – без удовлетворения.

Судья областного суда И.Н. Сабаева

Судья Волкова Н.А. Дело 21-123/2020