ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-123/2022 от 15.06.2022 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Соловьёв А.Н. Дело № 21-123/2022

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский 15 июня 2022 года

Судья Камчатского краевого суда Венин А.Н. при секретаре Винник Е.Б., рассмотрев жалобу защитника Губаревой Т.Ю. на решение судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 12 мая 2022 года, которым постановлено:

«Постановление заместителя начальника отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности Управления транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Кочеткова М.А. от 11 февраля 2022 года , которым юридическое лицо -Акционерное общество «Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 11.15.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника юридического лица Губаревой Т.Ю., без удовлетворения»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя начальника отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности Управления транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее также – ОНОАБ УТБ Ространснадзора) от 11 февраля 2022 года оставленным без изменения решением судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 12мая 2022 года, акционерное общество «Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)» (далее также – АО «МАПК(Е)», Общество) привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

В жалобе, поданной в Камчатский краевой суд, защитник Губарева Т.Ю., повторяя доводы, заявленные при рассмотрении дела в Елизовском районном суде Камчатского края, просит решение судьи отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие в протоколе и в постановлении должностного лица описания события вменяемого Обществу административного правонарушения. Полагает, что при проведении выездной неплановой проверки нарушены требования Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», в частности Общество заблаговременно не уведомлено о проведении проверки.

Выслушав защитника Губареву Т.Ю., исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Административная ответственность по части 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ предусмотрена за нарушение правил проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, совершенное по неосторожности.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9 статьи 1).

Согласно пункту 1 статьи 4 названного закона, обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии с пунктом 4 Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, утвержденных приказом Минтранса России от 23 июля 2015 года № 227 (далее также – Правила № 227) досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности проводится в случаях, предусмотренных Требованиями, на контрольно-пропускных пунктах (далее - КПП), постах, расположенных на границах зоны транспортной безопасности или ее частей, а также в зоне транспортной безопасности объектах транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средствах (далее - ОТИ и ТС).

В пункте 12 Правил № 227 установлено, что в ходе досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и собеседования в случаях, установленных Требованиями, планами обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, в соответствии с настоящими Правилами проводятся установление личности по документам, удостоверяющим личность и (или) проверка пропусков и (или) иных документов, относящихся к объектам досмотра (далее - сверка документов), включая их сверку с образцами и с информацией в перевозочных документах (далее - проверка документов), в целях выявления лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда), в зону транспортной безопасности или ее часть, а также оснований для перемещения в зону транспортной безопасности или ее часть материальных предметов.

Пунктом 19 названных правил предусмотрено, что контрольно-пропускные пункты (далее – КПП) и посты организуются на границах зоны транспортной безопасности и (или) ее частей (секторов), а посты также и в зоне транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, в случаях и на периоды, отраженные в планах обеспечения транспортной безопасности, и оборудуются стационарными и (или) переносными (портативными) техническими системами и средствами, обеспечивающими обнаружение предметов и веществ, включенных в Перечни, а также выявление лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности и (или) на критические элементы ОТИ или ТС в соответствии со Схемой размещения и составом оснащения КПП и постов.

В пункте 67 Правил № 227 указано, что работники досмотра обязаны: знать и выполнять настоящие Правила при проведении досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра; проводить сверку и (или) проверку документов, оценивать данные, выводимые техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, для выявления подготовки к совершению актов незаконного вмешательства (далее – АНВ) или совершения АНВ в отношении ОТИ и/или ТС; не допускать к перевозке оружие, взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, включенные в Перечни, запрещенные к перевозке на данном виде транспорта при нарушении правил, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими порядок и условия их перевозки на видах транспорта.

Предметы и вещества, содержащие опасные радиоактивные агенты входят в вышеуказанный перечень оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть (пункт 3.1 раздела 10 Правил № 227).

Основаниями для пересечения объектами досмотра границ сектора свободного доступа зоны транспортной безопасности, а также их нахождения на его территории, является отсутствие у таких объектов досмотра запрещенных или ограниченных для перемещения предметов и веществ, включенных в перечни оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещения в зону транспортной безопасности, утвержденные настоящим Приказом (далее - Перечни), перемещаемых без законных на то оснований, а также выполнение Требований по соблюдению транспортной безопасности (пункт 13 Правил № 227).

В соответствии с пунктом 50 названных правил, при осуществлении досмотра производится обследование объектов досмотра с применением средств досмотра, обеспечивающих выявление и обнаружение предметов и веществ, указанных в Перечнях.

Как следует из материалов дела, по сообщению федерального органа исполнительной власти о нарушении требований транспортной безопасности 8декабря 2021 года заместителем руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Гулиным В.Б. принято решение о проведении внеплановой выездной проверки в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности в отношении АО «МАПК(Е)» в период с 13 по 17 декабря 2021 года.

При проведении проверки выявлены следующие нарушения:

- в ходе досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и собеседования в случаях, установленных Требованиями, планами обеспечения транспортной безопасности ОТИ, не проводится установление личности по документам, удостоверяющим личность и (или) проверка пропусков и (или) иных документов, относящихся к объектам досмотра. Включая их сверку с образцами и с информацией в перевозочных документах, в целях выявления лиц, не имеющих правовых оснований для проходы, в технологический сектор зоны транспортной безопасности (проход физических лиц 13 декабря 2021 года в период с 8 часов 24 минут до 8 часов 26 минут, 15 декабря 2021 года в 16 часов 47 минут) (нарушение пункта 12 Правил № 227);

- размещение и состав технических систем и средств досмотра на Посту № 8 не соответствует «Схеме размещения технических систем и средств досмотра, включающего мероприятия, осуществляемые в целях обеспечения транспортной безопасности, по обследованию объектов досмотра, направленные на обнаружение предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, а также выявление лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры Аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово) или ее часть, на объекте транспортной инфраструктуры для выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения на объекте транспортной инфраструктуры» (нарушение пункта 19 Правил № 227);

- на КПП-4 не проводится сверка и (или) проверка документов, не оцениваются данные, выводимые техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, для выявления подготовки к совершению акта незаконного вмешательства (АНВ) или совершения АНВ в отношении ОТИ и/или ТС (дата 16 декабря 2021 года 16 часов 47 минут) (нарушение пункта 67 Правил №227);

- на ОТИ АО «МАПК(Е)» при осуществлении досмотра, не применяются средства досмотра, обеспечивающие выявление и обнаружение опасных радиоактивных веществ (нарушение пунктов 13, 19, 50 Правил № 227).

Установив на основании совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, содержание и результаты анализа которых приведены в постановлении должностного лица и судебном решении, что АО «МАПК(Е)» при указанных обстоятельствах допустило нарушение названных правовых положений, судья Елизовского районного суда сделал верный вывод о том, что действия юридического лица образуют состав административного правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ, и оставил оспариваемое постановление заместителя начальника отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности Управления транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта без изменения.

Данный вывод в решении мотивирован, соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона. Определение круга доказательств, согласующихся между собой и материалами дела и отвечающих критериям относимости, допустимости, достоверности, их оценка, анализ произведены судьей в соответствии с требованиями статей 26.1, 26.7, 26.11 КоАП РФ.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 11.15.2 КоАП РФ, являются общественные отношения, складывающиеся в области установления порядка и правил по обеспечению транспортной безопасности. По части 1 названной статьи ответственность наступает в случае, если правонарушение совершено по неосторожности.

Объективная сторона рассматриваемого деяния заключается в нарушении правил проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, совершенном по неосторожности.

Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы изложенная в протоколе об административном правонарушении и постановлении формулировка события административного правонарушения позволяет определить деяние АО «МАПК(Е)», как нарушение требований нормативного правового акта в сфере обеспечения транспортной безопасности, в частности правил проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, что соответствует описанию объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ. Событие в протоколе об административном правонарушении изложено применительно к диспозиции рассматриваемой нормы. Утверждения относительно того, что протоколом об административном правонарушении не было зафиксировано вменяемое правонарушение, основано на ошибочном толковании заявителем положений статьи 28.2 КоАП РФ. В данном случае протокол об административном правонарушении содержит все необходимые сведения для разрешения дела.

Доводы, изложенные в жалобе, касающиеся неуведомления Общества о проведении проверки, уже были предметом исследования при рассмотрении судьей дела в первой инстанции, им дана надлежащая оценка, поставить под сомнение правильность которой оснований не имеется.

Кроме того, информация об уведомлении проверяемого лица (АО «МАПК(Е)») о проведении проверки размещена в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий 8 декабря 2021 года, что подтверждается нанесенным на решении о проведении внеплановой выездной проверки QR-кодом №

Иные доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и подтверждающих их доказательств и не могут служить основанием для отмены обжалуемых актов, поскольку не свидетельствуют об отсутствии в действиях АО «МАПК(Е)» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ.

При проверке дела в полном объеме нарушений процессуальных требований КоАП РФ, которые повлекли бы за собой отмену или изменение решения судьи или постановления должностного лица административного органа, не имеется, в связи с чем жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья Камчатского краевого суда.

РЕШИЛ:

постановление заместителя начальника отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности Управления транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 11 февраля 2022 года и решение судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 12 мая 2022 года оставить без изменения, жалобу защитника Губаревой Т.Ю. – без удовлетворения.

Судья А.Н. Венин