ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-124 от 18.09.2015 Тульского областного суда (Тульская область)

дело №21-124 судья Радченко С.В.

Р Е Ш Е Н И Е

18 сентября 2015 года <...>

Судья Тульского областного суда Башкиров А.А.,

при секретаре Скрябине И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица- руководителя службы ПОД/ФТ Банка ФИО1 на постановление исполняющего обязанности управляющего Отделением по Тульской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу от 20 мая 2015 года и решение судьи Советского районного суда г.Тулы от 18 августа 2015 года по делу об административном правонарушении,

у с т а н о в и л :

постановлением исполняющего обязанности управляющего Отделением по Тульской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу от 20 мая 2015 года должностное лицо – руководитель службы ПОД/ФТ Банка ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением ФИО1 обратилась в Советский районный суд г.Тулы с жалобой.

Решением судьи Советского районного суда г.Тулы от 18 августа 2015 года постановление исполняющего обязанности управляющего Отделением по Тульской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу от 20 мая 2015 года о привлечении руководителя службы ПОД/ФТ Банка ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Тульский областной суд, руководитель службы ПОД/ФТ Банка ФИО1 просит постановление исполняющего обязанности управляющего Отделением по Тульской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу от 20 мая 2015 года и решение судьи Советского районного суда г.Тулы от 18 августа 2015 года по делу об административном правонарушенииотменить, как незаконные и необоснованные.

Проверив материалы дела, выслушав объяснение защитников ФИО1 по доверенности ФИО2 и ФИО3, возражения представителя Отделения по Тульской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округупо доверенности ФИО4, обсудив доводы жалобы, судья приходит к следующему.

Нормы, регулирующие защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем и финансирования терроризма предусмотрены Федеральным законом от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма».

В статье 3 Федерального закона от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» закреплено: под внутренним контролем понимается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; организация внутреннего контроля – это совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля; а осуществление внутреннего контроля, есть реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

Часть 2 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» обязывает организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

В исполнение указанных требований законодательства в КБ «Тульский Расчетный Центр» (АО) разработаны правила внутреннего контроля и создана служба противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, руководителем которой назначена ФИО1

В соответствии с ч.1 ст.15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученныхпреступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объектом правонарушения, которое вменяется ФИО1, является установленный законом порядок организации и осуществления внутреннего контроля, не связанный с операциями, подлежащими обязательному контролю или подозрительными операциями.

Как установлено должностным лицом, судьей районного суда и следует из материалов дела, в ходе проверки КБ «Тульский Расчетный Центр» (АО), имевшей место 27 марта 2015 года по адресу: <адрес>, установлено: ФИО1 являющейся руководителем службы ПОД/ФТ КБ «Тульский Расчетный Центр» (АО) и ответственным лицом за соблюдением правил внутреннего контроля, не приняла всех обоснованных и доступных мер по определению финансового положения клиента ООО «Т», направив запрос о предоставлении сведений о финансовом положении 7 октября 2014 года, при сроке его исполнения до 30 июня 2014 года, нарушив тем самым положения, предусмотренные п.1.1 п.1 ст.7 ФЗ Федерального закона от 7 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» и п.5.3.4 Правил внутреннего распорядка КБ «Тульский Расчетный Центр» (АО).

Обстоятельства нарушения ФИО1 указанных требований законодательства,подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.

Имеющиеся в деле об административном правонарушении доказательства, должностное лицо и судья районного суда обоснованно признали относимыми, допустимыми и достоверными.

Допустимость и достоверность принятых судьей во внимание доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Всем доказательствам по делу судьей дана надлежащая оценка по правилам ст.26.11 КоАП РФ.

Довод ФИО1 о допущенных должностным лицом процессуальных нарушений выразившихся в неразъяснении ей положений статьи 51 Конституции РФ при составлении протокола об административном правонарушении не может быть признан обоснованным.

Согласно п.18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 (в редакции от 19 декабря 2013 года) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, при отсутствии сведений о разъяснении лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, положений статьи 51 Конституции РФ недопустимым доказательством может быть признано полученное при составлении протокола об административном правонарушении объяснение, но не протокол об административном правонарушении.

20 мая 2015 года при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом ФИО1 были разъяснены ее процессуальные права и обязанности, в том числе и положения ст.51 Конституции Российской Федерации (л.д.18).

Тем самым указанное обстоятельство свидетельствует о допустимости протокола об административном правонарушении в качестве доказательства по делу об административном правонарушении, и соблюдении права на защиту ФИО1 при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу должностным лицом.

Правильно проанализировав имеющиеся в деле доказательства и дав им надлежащую оценку, установив факт нарушения должностным лицом требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма должностное лицоОтделения по Тульской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу и судья районного суда пришли к правильному выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ.

Изложенное, опровергает довод жалобы ФИО1 об отсутствии ее вины и о полном соблюдении требований законодательства в указанной сфере.

Довод жалобы о том, что постановление по делу об административном правонарушении вынесено должностным лицом, не имеющего полномочий на совершение указанных процессуальных действий, судья областного суда находит несостоятельным по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.23.74 КоАП РФ Банк России рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности частями 1 - 3 статьи 15.27 (в пределах своих полномочий) КоАП РФ.

В силу п.1 ч.2 ст.23.74 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, от имени Банка России вправе Председатель Центрального банка Российской Федерации, его заместители, руководитель территориального учреждения Центрального банка Российской Федерации, его заместители.

Согласно ст.83 Федерального закона от 10 июля 2002 года №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, образовательные и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.

Территориальные учреждения Банка России не являются юридическими лицами, не имеют права принимать решения нормативного характера. Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров (ст.84 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации»).

Правовой статус территориальных учреждений Центрального банка Российской Федерации определен в Положении о территориальных учреждениях Банка России от 29 июля 1998 года №46-П, утвержденном Советом директоров Банка России (далее - Положение).

В силу ч.1 ст.1 Положения Территориальное учреждение Центрального банка Российской Федерации (Банка России) (в дальнейшем - территориальное учреждение) - обособленное подразделение Центрального банка Российской Федерации, осуществляющее на территории субъекта Российской Федерации часть его функций в соответствии с настоящим Положением, другими нормативными актами Банка России и входящее в единую централизованную систему Банка России с вертикальной структурой управления. Территориальные учреждения, как правило, создаются на территории субъектов Российской Федерации. По решению Совета директоров Банка России территориальные учреждения могут создаваться по экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов Российской Федерации. Территориальными учреждениями Банка России являются его Главные управления в краях, областях и автономных округах Российской Федерации, городах Москве и Санкт-Петербурге, Национальные банки республик в составе Российской Федерации. Территориальное учреждение Банка России, созданное по экономическому району, объединяющему территории нескольких субъектов Российской Федерации является Главным управлением.

В соответствии с ч.2 ст.9 Положения территориальное учреждение Банка России имеет полное и сокращенное наименование, определяемое Банком России. Полное наименование территориального учреждения включает в себя слова «Главное управление Центрального банка Российской Федерации по», затем следуют (в дательном падеже) наименование субъекта Российской Федерации или экономического района, в котором действует территориальное учреждение.

Местом нахождения территориального учреждения является, как правило, административный центр субъекта Российской Федерации, в котором образовано и действует территориальное учреждение (ч.1 ст.9 Положения).

Отделение по Тульской области является территориальным учреждением Банка России, действующим в составе Главного управления по Центральному федеральному округу г.Москва на территории Тульской области. Указанное Отделение действует на основании Положения Банка России от 22 января 2014 года №412-П «Об Отделении Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу г.Москва».

Из системного анализа приведенных выше норм следует, что Отделение по Тульской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округуг.Москваявляется территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации, а его руководитель и заместители в силу п.1 ч.2 ст.23.74 КоАП РФ уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.15.27 данного Кодекса.

Каких-либо нарушений требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судьей районного суда не допущено.

Оснований к отмене постановления должностного лица, решения судьи и удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья

р е ш и л :

постановление исполняющего обязанности управляющего Отделением по Тульской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу от 20 мая 2015 года и решение судьи Советского районного суда г.Тулы от 18 августа 2015 года по делу об административном правонарушении оставить без изменения, а жалобу должностного лица- руководителя службы ПОД/ФТ Банка ФИО1 без удовлетворения.

Судья