Судья: Тупиков М.В. Дело № 21-1240/2022
РЕШЕНИЕ
18 апреля 2022 года город Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Попова С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора ФИО1 на решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 31 января 2022 года,
установил:
решением судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 31 января 2022 года отменено постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора ФИО1 № 0416/03/35-ГК/ПП/2021 от 9 декабря 2021 года и прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – Публичного акционерного общества «Новороссийский морской торговый порт» (далее - ПАО «НМТП») на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора ФИО1 просит решение судьи отменить как незаконное, не обоснованное, направив дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение. В обоснование доводов жалобы указал, что суд при рассмотрении дела не обеспечил всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств дела.
В судебном заседании защитник ПАО «НМТП» ФИО2, действующая на основании доверенности, против удовлетворения жалобы возражала.
Представитель Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направил в адрес суда апелляционной инстанции ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие, в связи с чем судья Краснодарского краевого суда считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, на основании решения руководителя Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 29 июля 2021 года № 35ГК, в период с 4 августа по 13 августа 2021 проведена плановая выездная проверка ПАО «НМТП».
4 августа 2021 года в ходе визуального осмотра установлено, что на территории Восточного пирса ведутся работы по устройству ливнеотвода, что подтверждается фотоматериалами, видеосъемкой, а также актом проверки от 13 августа 2021 года № 0034/03/35-ГК/ПР/2021.
Между тем, сведений о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов оценки воздействия на окружающую среду указанной хозяйственной деятельности в Черноморо-Азовское морское управления Росприроднадзора не представлено.
Деятельность по обустройству ливневой канализации на территории Восточного пирса ПАО «НМТП» с последующим сбросом сточных вод в акваторию Черного моря осуществляется во внутренних морских водах Российской Федерации.
Обществом представлен договор подряда № 735/18 от 30 марта 2018 года, заключенный между ПАО «НМТП» (заказчик) и ООО «Нефтегазавтоматика» (подрядчик), согласно которому подрядчик обязуется выполнять строительно-монтажные работы по объекту «Строительство локальных очистных сооружений Восточного пирса, с устройством ливневой канализации» в соответствии с разработанным проектом.
Вместе с тем, с учетом функционального назначения ливневой канализации, реализация технических решений по проекту «Строительство локальных очистных сооружений Восточного пирса, с устройством ливневой канализации», предусматривает осуществление деятельности на портовом гидротехническом сооружении (причале), расположенном на территории морского порта, взаимодействующем с водной средой, относящейся к внутренним морским водам, и сопряжена с осуществлением деятельности, предусмотренной пунктом 7 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
Таким образом, установлено, что работы по устройству ливнеотвода на территории Восточного пирса ПАО «НМТП» осуществлены в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы.
На основании вышеуказанных доводов, административный орган пришёл к выводу о наличии в действиях юридического лица - ПАО «НМТП» события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вынося обжалуемое решение, судья Ленинского районного суда города Новороссийска Краснодарского края пришёл к выводу, что ПАО «НМТП» не подлежит привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, так как доказательств использования ПАО «НМТП» акватории морских вод при устройстве ливнеотвода на Восточном пирсе, то есть за линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки Восточного пирса ПАО «НМТП» в материалах дела не представлено.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Как следует из Государственной экологической экспертизы от 15 ноября 2018 года, представленные на государственную экологическую экспертизу материалы «Обоснование хозяйственной деятельности ПАО «НМТП» во внутренних морских водах Российской Федерации» соответствует экологическим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
По результатам рассмотрения материалов «Обоснование хозяйственной деятельности ПАО «НМТП» во внутренних морских водах Российской Федерации» экспертная комиссия пришла к выводу, что предусмотренное воздействие на окружающую среду допустимо, реализация объекта возможна. Также при производстве данной экспертизы, была дана оценка воздействия на поверхностные воды водоснабжения, водоотведения, в том числе ливневым сточным водам.
Как следует из положительного заключения государственной экспертизы № 0269-16/РГЭ-3781/02 от 16 сентября 2016 года выполнение работ по строительству очистных сооружений Восточного пирса с устройством ливневой канализации акваторию Черного моря не затрагивает.
На основании пункта 4.2.2.7 указанного заключения принятые проектные решения соответствуют экологическим требованиям, установленным законодательными актами РФ и нормативным правовым актам, утвержденным федеральными органами исполнительной власти.
Изложенное также подтверждается фотоматериалом и схемой размещения объекта строительства.
Федеральный закон № 174-ФЗ от 23 ноября 1995 года «Об экологической экспертизе (далее – Закон № 174 - ФЗ) регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждений негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Статьей 3 Закона № 174-ФЗ установлены принципы экологической экспертизы, к которым, в числе прочих, относиться обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы.
Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня определены статьей 11 Федерального закона № 174-ФЗ.
В соответствии с пунктом 7 статьи 11 Закона № 174-ФЗ объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются: объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации».
Пунктом 1 статьи 31 Закона № 155-ФЗ установлено, что государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря; организуется и проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе.
В силу пункта 2 статьи 34 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее – Закона № 155-ФЗ) все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море, подлежат государственной экологической экспертизе. Все виды хозяйственной и Ионой деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Согласно письму заместителя руководителя Росприроднадзора от 27 ноября 2014 года по поводу обращения о необходимости организации и проведения государственной экологической экспертизы проектной документации «Реконструкция ливневой канализации Восточного пирса ПАО «НМТП» с устройством локальных очистных сооружений» дан ответ о том, что, если проектной документацией хозяйственная и иная деятельность во внутренних морских водах не предусмотрена, то она объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня не является.
Аналогичный ответ дан заместителем руководителя Росприроднадзора в письме от 6 ноября 2015 года из которого следует, что в рамках проектной документации «Строительство локальных очистных сооружений Восточного пирса с устройством ливневой канализации» все строительные работы выполняются на существующей территории порта и не затрагивают акваторию Черного моря, а потому объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня не являются.
Учитывая, что проектной документацией «Строительство локальных очистных сооружений Восточного пирса с устройством ливневой канализации» не предусмотрена хозяйственная и иная деятельность во внутренних морских водах, то она объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня не является. Следовательно, привлечение ПАО «НМТП» к административной ответственности за нарушение Федерального закона № 174-ФЗ от 23 ноября 1995 года «Об экологической экспертизе» и Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» нельзя признать правомерным.
Таким образом, судья районного суда обосновано пришел к выводу, что постановление должностного лица контролирующего органа от 9 декабря 2021 года подлежит отмене с прекращением производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
Доказательства, положенные судьей районного суда в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.
Несогласие с выводами судьи в оценке обстоятельств, имеющих значение для дела, в силу положений пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не может служить основанием для отмены решения судьи районного суда, поскольку несогласие с выводами, сделанными по итогам оценки доказательств, само по себе не указывает на нарушение судьей процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, судья Краснодарского краевого суда приходит к выводу о том, что обжалуемое решение судьи районного суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Краснодарского краевого суда,
решил:
решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 31 января 2022 года оставить без изменения, жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора ФИО1 – без удовлетворения.
Судья: С.Г. Попова