Дело №21-1247/2020
Р Е Ш Е Н И Е
14 декабря 2020 года г. Симферополь
Судья Верховного Суда Республики Крым Воробьёва С.А., с участием начальника отделения – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Кировскому и Советскому районам Республики Крым УФССП России по Республике Крым ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отделения – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Кировскому и Советскому районам Республики Крым УФССП России по Республике Крым ФИО1 на решение судьи Кировского районного суда Республики Крым от 18 ноября 2020 года по жалобе администрации Кировского района Республики Крым на постановление начальника отделения – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Кировскому и Советскому районам Республики Крым УФССП России по Республике Крым ФИО1 №117/20/82013-АП от 28 июля 2020 года, решение заместителя руководителя – заместителя главного судебного пристава УФССП России по Республике Крым подполковника внутренней службы ФИО2 от 26 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Кировского района Республики Крым,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Кировскому и Советскому районам Республики Крым УФССП России по Республике Крым ФИО1 №117/20/82013-АП от 28 июля 2020 года администрация Кировского района Республики Крым признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Решением заместителя руководителя – заместителя главного судебного пристава УФССП России по Республике Крым подполковника внутренней службы ФИО2 от 26 августа 2020 года в удовлетворении жалобы на постановление начальника отделения – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Кировскому и Советскому районам Республики Крым УФССП России по Республике Крым ФИО1 №117/20/82013-АП от 28 июля 2020 года отказано, настоящее постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными постановлением и решением, защитник администрации Кировского района Республики Крым ФИО3, действующий на основании доверенности, обжаловал его в судебном порядке.
Решением судьи Кировского районного суда Республики Крым от 18 ноября 2020 года жалоба администрации Кировского района Республики Крым удовлетворена, постановление начальника отделения – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Кировскому и Советскому районам Республики Крым УФССП России по Республике Крым ФИО1 №117/20/82013-АП от 28 июля 2020 года и решение заместителя руководителя – заместителя главного судебного пристава УФССП России по Республике Крым подполковника внутренней службы ФИО2 от 26 августа 2020 года отменены, производство по делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе поданной в Верховный Суд Республики Крым начальник отделения – старший судебный пристав отдела судебных приставов по Кировскому и Советскому районам Республики Крым УФССП России по Республике Крым ФИО1 просит отменить решение судьи Кировского районного суда Республики Крым от 18 ноября 2020 года, постановить новое решение, которым постановление начальника отделения – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Кировскому и Советскому районам Республики Крым УФССП России по Республике Крым ФИО1 №117/20/82013-АП от 28 июля 2020 года, решение заместителя руководителя – заместителя главного судебного пристава УФССП России по Республике Крым подполковника внутренней службы ФИО2 от 26 августа 2020 года оставить без изменения, жалобу администрации Кировского района Республики Крым – без удовлетворения. Жалоба мотивирована тем, что материалами дела подтверждаются обстоятельства совершения администрацией Кировского района Республики Крым административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 14 декабря 2020 года начальник отделения – старший судебный пристав отдела судебных приставов по Кировскому и Советскому районам Республики Крым УФССП России по Республике Крым ФИО1 поддержала требования, изложенные в жалобе, просила их удовлетворить.
Законный представитель либо защитник администрации Кировского района Республики Крым, извещенной надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции 14 декабря 2020 года не явились, о причинах неявки суд не уведомили. В адрес суда поступило ходатайство защитника администрации Кировского района Республики Крым ФИО3 о рассмотрении дела в его отсутствие.
С учетом изложенных обстоятельств, считаю возможным рассмотреть жалобу начальника отделения – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Кировскому и Советскому районам Республики Крым УФССП России по Республике Крым ФИО1 на решение судьи Кировского районного суда Республики Крым от 18 ноября 2020 года в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав поясненияначальника отделения – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Кировскому и Советскому районам Республики Крым УФССП России по Республике Крым ФИО1, прихожу к следующим выводам.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон №229-ФЗ) законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона №229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частью 2 статьи 105 Федерального закона №229-ФЗ установлено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
Как следует из протокола об административном правонарушении, 22 июля 2020 года в 12 часов 30 минут по адресу: Республика Крым, Советский район, пгт. Советский, пер. Мартынова, д.5, установлено совершение администрацией Кировского района Республики Крым административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. В частности, на принудительном исполнении находится исполнительное производство от 31 января 2020 года №5249/20/82013-ИП, возбужденное на основании исполнительного документа – исполнительный лист ФС №007352440 от 23 января 2020 года, выданный Кировским районным судом по делу №2-793/2018 на основании вступившего в законную силу 29 января 2019 года решения, предмет исполнения: обязать муниципальное казенное учреждение культуры «Управление библиотечного обслуживания и туризма администрации Кировского района Республики Крым» и администрацию Кировского района Республики Крым в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности в Приветненском сельском доме культуры, а именно: оборудовать здание установкой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре и управления эвакуации людей; оборудовать здание пожарными щитами класса А (1 щит на 400 кв.м); разработать декларацию пожарной безопасности здания; осуществить огнезащитную обработку деревянных конструкций кровли зданий; произвести огнезащитную обработку огнезащитными составами деревянных конструкций сценической коробки, горючих декораций в зрительном зале, с составлением соответствующего акта, с указанием даты пропитки и срока её действия; поставить предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации; обеспечить наличие пожарного водоема для целей наружного противопожарного водоснабжения здания дома культуры; оборудовать здание дома культуры системой вытяжной противодымной вентиляции удаления продуктов горения при пожаре; обеспечить укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода; обеспечить работоспособность и ремонт источников внутреннего противопожарного водопровода; обеспечить использование пожарного шкафа из негорючих материалов; произвести эксплуатационные испытания пожарной лестницы с составлением соответствующего протокола испытаний, в отношении должника: администрации Кировского района Республики Крым. В связи с неисполнением должником администрацией Кировского района Республики Крым требований исполнительного документа в срок для добровольного исполнения, то есть до 19 февраля 2020 года в соответствии с положениями части 1 статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000,00 рублей. 12 марта 2020 года должнику был установлен новый срок для исполнения решения суда, то есть до 27 марта 2020 года. В ходе совершения исполнительных действий, согласно акту о совершении исполнительных действий от 22 июля 2020 года, было установлено, что в установленный срок решение суда в полном объеме должником не исполнено. Сведений об отсрочке исполнения решения суда, наличии уважительных причин, связанных с невозможностью исполнения решения суда в установленный повторный срок должником не предоставлено. Исходя из изложенного, должник – администрация Кировского района Республики Крым допустила нарушение законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в неисполнении должником содержащегося в исполнительном документе требований неимущественного характера.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения начальником отделения – старшим судебным приставом отдела судебных приставов по Кировскому и Советскому районам Республики Крым УФССП России по Республике Крым ФИО1 постановления №117/20/82013-АП от 28 июля 2020 года о привлечении администрации Кировского района Республики Крым к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставленного без изменения вышестоящим должностным лицом.
Отменяя настоящее постановление должностного лица, решение вышестоящего должностного лица и прекращая производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья районного суда исходил из того, что администрацией Кировского района Республики Крым предпринимались меры к исполнению требований исполнительного документа, а её бездействие по неисполнению как должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, не связано с умыслом уклониться от исполнения решения суда.
Между тем нахожу указанные выводы судьи районного суда преждевременными по следующим основаниям.
В силу положений статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу частей 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Принимая решение об отмене актов должностных лиц и прекращении производства по настоящему делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья районного суда руководствовался тем, что представителем администрации Кировского района Республики Крым представлены доказательства относительно того, что часть требований решения суда было исполнено, а именно: разработана декларация пожарной безопасности Приветненского сельского Дома культуры, утвержденная в ОНД по Кировскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым за регистрационным № 35616434-ТО-000159 от 03 марта 2020 года; установлены двери эвакуационных выходов, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации, предусмотренные проектной документацией, а также проведено оснащение здания системой видеонаблюдения. Неисполненная часть решения суда не может быть исполнена отдельно, поскольку для его исполнения требуется проведение капитального ремонта здания, а именно: осуществление огнезащитной обработки деревянных конструкций кровли здания; проведение огнезащитной обработки огнезащитными составами деревянных конструкций сценической коробки, горючих декораций в зрительном зале здания, с составлением соответствующего акта, с указанием даты пропитки и срока ее действия; оборудование здание дома культуры системой вытяжной противодымной вентиляции удаления продуктов горения при пожаре; обеспечение укомплектованности пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода; обеспечение работоспособности и ремонт источников внутреннего противопожарного водопровода; произведение эксплуатационных испытаний пожарной лестницы с составлением соответствующего протокола испытаний. С целью исполнения данной части решения суда, 09 декабря 2019 года решением Кировского районного совета №78 утвержден бюджет на 2020 и плановый 2021 и 2022 года. 17 февраля 2020 года утвержден план-график ремонта дома культуры на сумму 30 млн. рублей ориентировочно (требуется изготовление проектно-сметной документации). Решением районного совета от 17 марта 2020 года №128 внесены изменения в бюджет с целью выделения денежных средств на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации. Заключен договор №16 от 08 апреля 2020 года на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации с проверкой достоверности стоимости капитального ремонта дома культуры. Заключен договор №1798-20/16.4 от 09 ноября 2020 года с ГАУ РК «Госстройэкспертиза» на проведение государственной экспертизы проектной документации.
Между тем из приведенных документов невозможно сделать однозначный вывод о принятии администрацией Кировского района Республики Крым конкретных и необходимых мер по исполнению всех не исполненных требований исполнительного листа №ФС№007352440 от 23 января 2020 года, поскольку из них с очевидностью не следует, что выделенные денежные средства на капитальный ремонт дома культуры будут направлены на устранение нарушений противопожарной безопасности, указанных в данном исполнительном листе.
Из технического задания работ по разработке проектно-сметной документации с проверкой достоверности стоимости капитального ремонта: «Капитальный ремонт Приветненского сельского дома культуры по адресу: Республика Крым, <...>, являющегося приложением №1 к договору №16 от 08 апреля 2020 года, заключенного между муниципальным казенным учреждением культуры «Управление библиотечного обслуживания и туризма администрации Кировского района Республики Крым» и Обществом с ограниченной ответственностью «Крым Земпроект» также не следует, что в разрабатываемой проектной документации по капитальному ремонту дома культуры предусмотрены работы по устранению нарушений противопожарной безопасности, указанных в исполнительном листе №ФС№007352440 от 23 января 2020 года.
Изложенное свидетельствует о том, что требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, судьей районного суда соблюдены не были, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты, приведенные выше обстоятельства фактически не проверены.
Допущенные судьей районного суда нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, что повлияло на всесторонность и полноту рассмотрения дела, поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного его разрешения, выяснены не в полном объёме.
С учетом изложенного, обжалуемое решение судьи районного суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд, по основаниям пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно в связи с наличием существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При новом рассмотрении дела судье необходимо учесть вышеизложенные обстоятельства и принять законное и обоснованное решение по делу в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья -
Р Е Ш И Л:
Жалобу начальника отделения – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Кировскому и Советскому районам Республики Крым УФССП России по Республике Крым ФИО1 удовлетворить частично.
Решение судьи Кировского районного суда Республики Крым от 18 ноября 2020 года по жалобе администрации Кировского района Республики Крым на постановление начальника отделения – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Кировскому и Советскому районам Республики Крым УФССП России по Республике Крым ФИО1 №117/20/82013-АП от 28 июля 2020 года, решение заместителя руководителя – заместителя главного судебного пристава УФССП России по Республике Крым подполковника внутренней службы ФИО2 от 26 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Кировского района Республики Крым отменить, дело возвратить в тот же суд на новое рассмотрение.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья (подпись) С.А. Воробьёва
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>