Судья Ошмарин А.Ю. Дело № 21-124/2014
РЕШЕНИЕ
Судья Курганского областного суда Клепча С.Н. рассмотрев в г. Кургане 23 июля 2014 г. жалобу генерального директора ООО «Шумихинская электросеть» Мурзина А.В. на постановление заместителя директора Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области, начальника контрольного Управления от 02.04.2014 г., решение судьи Шумихинского районного суда Курганской области от 29.05.2014 г. по административному делу по ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением заместителя директора Департамента - начальника контрольного Управления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 2 апреля 2014 г. должностное лицо - генеральный директор ООО «Шумихинская электросеть» Мурзин А.В. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6. КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере <...> рублей.
Решением судьи Шумихинского районного суда Курганской области от 29 мая 2014 г. данное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе в Курганский областной суд генеральный директор ООО «Шумихинская электросеть» Мурзин А.В. выражает несогласие с постановлением должностного лица и решением судьи, просит их отменить и прекратить производство по делу.
Указывает на отсутствие оснований для его привлечения к административной ответственности, поскольку действиями ООО «Шумихинская электросеть» по взиманию платы за оказание услуг по передаче энергии ничьи права и законные интересы не нарушены.
Считает, что его доводы об отсутствии в его действиях вменяемого состава административного правонарушения, подтверждаются материалами прекращенного уголовного дела.
Кроме того, полагает, что он как директор в данной ситуации действовал в состоянии крайней необходимости.
При рассмотрении дела защитник директора ООО «Шумихинская электросеть» Мурзина А.В. - Бережная О.П. доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила постановление должностного лица и решение судьи отменить, как незаконные.
Представитель Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области Никулина Е.В. выразила несогласие с доводами жалобы, просила постановление должностного лица и решение судьи оставить без изменения.
Заслушав пояснения защитника директора ООО «Шумихинская электросеть» Мурзина А.В. - Бережной О.П., представителя административного органа Никулиной Е.В., проверив материалы дела и изучив доводы жалобы, оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи не нахожу.
Как установлено судьей при рассмотрении дела и не оспаривается сторонами, ООО «Шумихинская электросеть» является сетевой организацией, в отношении которой введено государственное регулирование деятельности в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии на территории Курганской области. ООО «Шумихинская электросеть» оказывает услуги по передаче электрической энергии потребителям Шумихинского, Сафакулевского, Альменевского, Целинного районов Курганской области, потребители оплачивают электрическую энергию на основании предъявленных обществом счет-фактур.
Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от <...> № «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям <адрес>» установлены с <...> единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям <адрес>. Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов <адрес> от <...> № «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям <адрес>» установлены с <...> по <...> единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям <адрес>.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» (далее Правила №861) закреплен Принцип единого (котлового) тарифа, по которому все потребители, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащие к одной группе, независимо от ведомственной принадлежности сетей, должны оплачивать услуги по передаче электрической энергии по одинаковым тарифам. В соответствии с указанными Правилами, Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области устанавливается единый (котловой) тариф на услуги по передаче электрической энергии, по которому будут рассчитываться потребители с сетевой организацией, к электрическим сетям которой они присоединены. Согласно пункту 6 указанных Правил собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
Постановлениями Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 19.12.2013 N 45-143 и от 30.11.2011 N 48-73 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями для конкретных сетевых организаций. Для ООО «Шумихинская электросеть» индивидуальный тариф не установлен. В судебном заседании установлено, что индивидуальный тариф для ООО «Шумихинская электросеть» не установлен по причине невыполнения указанным обществом требований о предоставлении необходимых для этого документов.
В соответствии с частью 1, 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, являются общественные отношения в области регулирования установленного государством порядка ценообразования.
Объективная сторона указанного правонарушения состоит в нарушении субъектом установленного порядка ценообразования.
Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.
В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В силу статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственному регулированию в электроэнергетике подлежат, в том числе, цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям и предельные (минимальный и(или) максимальный) уровни цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят предельные (минимальный (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Принцип единого "котлового" тарифа закреплен Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.04 N 861, в соответствии с которыми установлено, что, все потребители, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащие к одной группе, независимо от ведомственной принадлежности сетей, должны оплачивать услуги по передаче электрической энергии по одинаковым тарифам.
В соответствии с указанными Правилами, Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области устанавливается единый "котловой" тариф на услуги по передаче электрической энергии, по которому будут рассчитываться потребители с сетевой организацией, к электрическим сетям которой они присоединены. Данный тариф рассчитывается на основании индивидуальных тарифов сетевых организаций, которые устанавливаются Департаментом.
Согласно пункту 6 "Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
В соответствии с постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 20.05.2003 N149 "О создании органа исполнительной власти Курганской области в области государственного регулирования цен и тарифов", Департамент устанавливает тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим территориальным сетевым организациям, оплачиваются по регулируемым ценам. Такой хозяйствующий субъект не вправе самостоятельно устанавливать тарифы за оказание им услуг по передаче электрической энергии. Нарушение этого требования образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Исходя из положений вышеуказанных норм действующего законодательства, следует, что взимать плату за услуги по передаче электрической энергии может лицо, обладающее статусом сетевой организации, для которой уполномоченным органом установлены соответствующие тарифы.
Судом первой инстанции правильно установлено и подтверждается материалами дела, что ООО «Шумихинская электросеть» предъявляло потребителям счета на оплату услуг по передаче электрической энергии, исходя из расчета по «котловому» тарифу без установления индивидуального тарифа, который утверждается соответствующим постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области.
При таких обстоятельствах, в действиях директора ООО «Шумихинская электросеть» Мурзина А.В. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Доводы заявителя о том, что его действия вызваны крайней необходимостью, не могут быть приняты во внимание.
В соответствии с со статьей 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Вместе с тем, действия директора ООО «Шумихинская электросеть» Мурзина А.В., выражающиеся в нарушении порядка ценообразования, не были совершены в состоянии крайней необходимости; к данным действиям статья 2.7 КоАП РФ неприменима, поскольку предметом правонарушения является осуществление регулируемой деятельности без тарифа. В этом случае, даже если и считать обеспечение функционирования учреждений путем предоставления услуги электроснабжения, совершенной в состоянии крайней необходимости, то осуществление регулируемой деятельности без установленного тарифа, не является действиями, совершенными в состоянии крайней необходимости.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях заявителя вменяемого состава административного правонарушения в связи с тем, что данное обстоятельство подтверждаются материалами прекращенного уголовного дела не влияют на законность привлечения директора ООО «Шумихинская электросеть» Мурзина А.В. к административной ответственности и не влекут отмену правильных по существу постановления должностного лица и решения судьи, так как имеющимся в материалах дела доказательствам судьей, дана надлежащая правовая оценка в совокупности, по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного решения, судьей не допущено
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется, поскольку постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление заместителя директора Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области, начальника контрольного Управления от 02.04.2014 г., решение судьи Шумихинского районного суда Курганской области от 29.05.2014 г. оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО «Шумихинская электросеть» Мурзина <...> – без удовлетворения.
Настоящее решение может быть пересмотрено председателем Курганского областного суда по жалобам лиц, участвующих в деле, а так же по протесту прокурора области или его заместителей.
Судья С.Н. Клепча